Функции государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Административные реформы всегда начинались сверху и неизбежно встречали достаточно мощное сопротивление в толще чиновничества, на разных уровнях властной вертикали. Весь громоздкий и многоуровневый государственный механизм уже привык при одном лишь намеке на возможную «оптимизацию» отчаянно скрипеть, тормозить, крутить шестеренки вразнобой или вхолостую.
Примерно такой же была реакция и на провозглашенную в 2004 году идею проведения в России масштабной административной реформы. Хотя, безусловно, и в обществе, и во властных структурах всецело разделяли заявленную благую цель - создание сильного и эффективного государственного аппарата, отвечающего амбициозным планам «экономического прорыва» России и ее дальнейшего продвижения к европейским стандартам функционирования всех государственных институтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....2-7

РАЗДЕЛ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ
ПЕРВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………….8-27


РАЗДЕЛ АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВТОРОЙ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ…………………………………………..27-32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………33-35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…….36
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГОСУПРАВЛЕНИЕ.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Каждый раз, когда представители экономических ведомств начинают снова рассказывать о невозможности удвоения ВВП за 10 лет, надо к их словам добавлять одну оговорку. Это невозможно, если продолжать такую экономическую политику, какую они проводят. А если ее изменить, тогда резервов и ресурсов для роста достаточно, чтобы эту задачу своевременно решить.

Первое, что  для этого нужно сделать - устранить грубейшее нарушение технологии самой выработки государственной экономической политики, подготовки необходимых решений. Каждый, кому приходилось начинать какое-нибудь серьезное дело, понимает, что, прежде всего надо продумать план, порядок его выполнения. Поразительно и необъяснимо с рациональных позиций, почему по важнейшей, поистине стратегической задаче, рассчитанной на 10 лет, тогдашний состав Правительства сразу не разработал концепцию, а затем и конкретную программу ее реализации. Нет этих документов и сегодня.

Поэтому и сейчас, в настоящее время, придется начинать с этого первого шага. Составить график достижения поставленной цели - удвоения ВВП за оставшиеся до срока 8 лет. Наметить промежуточные цели во временном, отраслевом и территориальном разрезах. Определить резервы роста и необходимые меры со стороны государства, которые позволят последовательно достигать успеха на каждом из намеченных этапов.     

 Результат фактически станет индикативным планом развития экономики страны. Не механизмом принуждения предприятий, как планы советского времени, а рабочим документом для государства и бизнеса, который показывает, куда выгоднее вложить деньги, какие меры и стимулы нужны для получения желаемого результата.

Далее, надо четко  понимать, что еще очень долго Россия не сможет на равных конкурировать за привлечение капиталов с главными центрами мирового хозяйства. Это значит, что без специальных мер со стороны государства инвестиции придут только в узкий круг отраслей и регионов, в основном сырьевых, выгодных для инвесторов уже сегодня. Чтобы развивать высокотехнологичные отрасли, способные вернуть нашей стране роль великой экономической державы, необходимы государственные капиталовложения и меры государственной поддержки предприятий, которые позволят искусственно повысить выгодность инвестиций в приоритетные для страны сферы.

Нужно разработать и  осуществить рассчитанную на 8 лет программу государственных инвестиций. Сейчас в двух главных финансовых фондах государства - золотовалютных резервах и Стабилизационном фонде - сосредоточено около 170 миллиардов долларов. Для обеспечения финансовой стабильности необходимо максимум 50-60 миллиардов. Остальные средства должны быть вложены в развитие отечественного производства, а не в кредитование зарубежных правительств под низкий процент, как это делается сейчас.

Поскольку финансовые резервы продолжают расти, общая величина государственной инвестиционной программы за срок ее действия может составить 200 миллиардов долларов, по 25 миллиардов в год. Это означает прирост инвестиций в основные фонды российских предприятий примерно на 30 процентов.

Государственные инвестиции нельзя распылять. Они должны быть сосредоточены в тех отраслях, где Россия находится в числе мировых научных и технологических лидеров и может занять большую долю мирового рынка. В аэрокосмическом комплексе, атомной промышленности, в производстве современных материалов, в сфере нано-, био-, информационных технологий.

Например, потребность  в средствах для модернизации российского авиастроения оценивается в 35 миллиардов долларов. Эти инвестиции государство способно осуществить самостоятельно. А всего за 8 лет наша страна может создать 5-7 государственных концернов, сопоставимых по масштабу деятельности с "Газпромом" или крупнейшими нефтяными компаниями, но работающих в самых современных передовых отраслях. Они станут источником и наукоемкого экспорта, и бюджетных доходов, и высокооплачиваемых рабочих мест для квалифицированных российских специалистов.

С вопросом о государственных  инвестициях тесно связана тема эффективного управления государственной собственностью. Известен миф, что эффективны только частные предприятия, потому что там всю деятельность контролирует хозяин, заинтересованный в прибыли. На самом деле в огромной частной корпорации с миллионами акционеров и сотнями предприятий по всему миру хозяйский глаз играет ничуть не большую роль, чем в государственном концерне. В управлении этими структурами нет никакой принципиальной разницы. Вопрос только в том, чтобы сделать эффективным контроль, обеспечить реальную ответственность за результат работы и материальную мотивацию персонала. Это возможно и в государственной организации.

Для эффективного управления государственной собственностью нужно создать в России один или несколько холдингов на принципах современного корпоративного менеджмента. Критерий для оценки работы управляющих - рост рыночной стоимости активов. Должны стать реальными ответственность и мотивация руководителей всех государственных предприятий в соответствии с достигнутыми производственными и финансовыми результатами.

Для того чтобы привлечь и частный капитал к реализации государственных программ экономического развития, должна быть отлажена система государственной поддержки предприятий. Безусловно, речь идет не о создании "собеса" для поддержания на плаву недееспособных предприятий, а о мерах, позволяющих получать повышенную прибыль от инвестиций е те сферы, которые государство считает приоритетными. Эти меры должны стимулировать модернизацию производства и систем управления на предприятиях.

Нужно шире использовать те меры стимулирования предприятий, которые еще существуют в России, в том числе госзаказ, субсидирование процентных ставок по кредитам, использованным на модернизацию. И обязательно восстановить налоговую льготу для инвестированной прибыли, которая была отменена с 2002 года. Сегодня видно, что это было крупной ошибкой экономической политики, которая привела к большой потере инвестиций.

Очень эффективен механизм договоров между уполномоченными государственными органами и предприятиями о предоставлении им субсидий, льгот и других форм поддержки по факту выполнения государственных программ. Он хорошо зарекомендовал себя во Франции, где с его помощью стимулируют реализацию на предприятиях социальных мер. Но с таким же успехом он может использоваться и как стимул для программ модернизации.

Наши партнеры по мировому хозяйству, хотя и выступают за либерализацию экономики, активно поддерживают стратегически важные частные предприятия своих стран. Например, одна лишь корпорация "Боинг" за 10 лет получила от правительства США субсидии на сумму 23 миллиарда долларов. Не отстает в поддержке своего производства и Евросоюз. Российские предприятия также вправе рассчитывать на помощь и поддержку своего государства.

Меры по развитию производства должны быть подкреплены увеличением спроса на внутреннем рынке. Это требует проведения активной политики доходов населения. В первую очередь необходимо реализовать заявленную Президентом программу повышения оплаты труда в бюджетной сфере, а также программу повышения минимальной оплаты труда до величины прожиточного минимума. Это позволит не только решить важные социальные проблемы, но и обеспечит сбыт для продукции российских предприятий. В условиях опережающего роста доходов станет реальностью и стимулирование рождаемости, что позволит преодолеть острейший демографический кризис.

Для развития экономики  у России есть сырье и квалифицированные  трудовые ресурсы, технологии и производственная база. Перестал быть дефицитом даже капитал, во всяком случае, государственный, хотя именно нехватка капитала всегда была узким местом российского хозяйства. Так чего же еще не хватает для решения задачи удвоения ВВП? Только ответственности на всех уровнях за выполнение порученного дела. Это и есть на сегодня самый дефицитный ресурс. Восполнить его   нехватку -   важнейшая задача развития

правовой  базы и всей системы государственного управления.

Международная функция (поддержание свободы суверенитета и исторического существования народа в рамках широкого общества).

Для определения внешне-политической  функции государства считаю возможным сделать определение, основываясь ответом на вопрос: какие задачи стоят перед российской внешней политикой (перед государством – Российской Федерацией) и чего можно ожидать от нее в последующий период.

Считаю, что, скорее всего по всем основным направлениям будет обеспечена преемственность того стратегического курса, который обозначился в предыдущий период - проведение сбалансированной между Западом и Востоком многовекторной прогматичекой политики.

В отношениях со странами СНГ продолжается та стратегическая линия, которая обозначилась в 2005 году. Основной упор сделан на развитие двухсторонних отношений с учетом дифференцированных подходов к каждой стране и на укрепление и развитие сотрудничества в рамках межгосударственных объединений, прежде всего ОДКБ и ЕврАзЭС. Вряд ли удастся совершить прорыв в создании Союзного государства Беларусь - Россия, но работа на этом направлении будет активно продолжаться, особенно учитывая предстоящие в 2007 году выборы в России и Белоруссии.

 Политика в отношении сохранения СНГ как "клуба встреч президентов" будет, скорее всего тоже продолжена. Во всяком случае, Россия не должна выступать инициатором роспуска этой организации, памятуя о том, что политические лидеры стран СНГ приходят и уходят, а народы, их многолетние связи в рамках единого государства, важность их сохранения остаются. Это относится и к тем государствам, лидеры которых проводят сегодня радикально прозападный курс.

На европейском  направлении Россия, безусловно, должна будет стремиться расширять, а главное - конкретизировать сотрудничество с Евросоюзом в рамках принятых договоренностей. Но сдерживающим фактором, как и в 2005 году, будет политика ЕС. России придется приложить немало усилий для разработки и принятия такого документа взамен СПС, который в максимально возможной степени учитывал бы долгосрочные интересы России и не допускал ее постепенного скатывания на роль вассала Запада. Тем более что конечная цель России обозначена нашим руководством четко - Большая Европа без разделительных линий.

На восточном направлении  можно ожидать расширения внешнеполитических контактов и дальнейшего укрепления связей России с ведущими странами региона (Китай - в числе главных приоритетов) и с региональными организациями, а также со странами исламского мира.

В отношениях с США  вряд ли можно ожидать крутых поворотов. Скорее всего градус двусторонних отношений будет продолжать постепенно понижаться. Причин для этого довольно много: усиливающаяся активность России в Центральной Азии, различие в подходах к Белоруссии, Украине, Грузии, атомная и оборонная программы Ирана, дрейф российского внешнеполитического курса в восточном направлении и сближение с Китаем, особенно в сфере военно-технического сотрудничества, изоляционистские - в отношении России - мотивы в политике США, а также внутрироссийские факторы и, прежде всего надвигающийся избирательный цикл 2007-2008 годов, результаты которого Вашингтон, судя по всему, не намерен пускать на самотек.

Наконец, с 1 января 2006 года Россия стала председателем в "восьмерке". Это серьезное испытание для российской внешней политики и дипломатии, особенно в условиях нагнетаемого на Западе ажиотажа относительно правомерности членства России в этом клубе ведущих государств мира и с учетом того, что мнения РФ по целому ряду важных вопросов глобальной и региональной политики зачастую не совпадают с мнением других членов "восьмерки".

Социальная функция (обеспечение на территории государства соблюдения прав гражданина).

Предлагаю рассмотреть  эту функцию как обязанность государства защищать «униженных и оскорбленных» граждан РФ на примере защиты гражданина в высшей инстанции – в Конституционном Суде.

Постановления Конституционного Суда в отличие от обычных судебных вердиктов за оценкой конкретных обстоятельств затрагивают принципиальные аспекты, не только юридические, но и морально-правовые. В данном случае о позиции государства в защите своих граждан.

В этой связи  в постановлении своем Конституционный Суд записал: "Введение законом уголовной ответственности за то или иное деяние является свидетельством такого уровня общественной опасности, при котором требуется использование государственных сил и средств". Именно государство, защищая права граждан, восстанавливая социальную справедливость, выступает в качестве стороны, наделенной правом подвергнуть лицо, совершившее преступление, мерам уголовно-правового воздействия.

Однако закон  есть закон. И нормы, определяющие процедуру привлечения к ответственности по делам частного обвинения, установлены Уголовно-процессуальным кодексом. В этой связи в постановлении своем Конституционный суд записал: "Федеральный законодатель не должен устанавливать такую зависимость применительно к деяниям, которые хотя и совершаются в отношении конкретных лиц, но по характеру своему не могут не причинять вред обществу в целом, а также интересам других граждан и юридических лиц.

Иное означало бы безосновательный отказ государства  от выполнения возложенных на него функций по обеспечению законности и правопорядка, общественной безопасности, защите прав человека и гражданина". Исходя из этого, вопрос о возбуждении уголовного дела или его прекращение не должно зависеть от волеизъявления потерпевшего - оно предопределяется исключительно общественными интересами. Иными словами, коль государство установило ответственность, объявило деяние преступным, оно не должно устраняться от исполнения закона, хотя и вправе дифференцировать порядок производства по разным категориям уголовных дел.

Информация о работе Функции государственного управления