Геополитические последствия II мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.

Вложенные файлы: 1 файл

141516.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

В 1955 году по инициативе советского правительства  были нормализованы отношения с  Югославией. В рамках СЭВ велась работа по координации народнохозяйственных планов соцстран. Их военно-политическое сотрудничество осуществлялось через  созданную в 1955 году в противовес НАТО Организацию Варшавского Договора (ОВД). Вместе с тем в "социалистическом лагере" время от времени давали знать о себе и антитоталитарные силы. В октябре 1956 года в Венгрии  вспыхнуло восстание. Оно было подавлено  совместными действиями местных  коммунистов и частей Советской  Армии. Руководство СССР было тогда  готово применить вооруженную силу и для наведения "порядка" в  Польше, но здесь удалось добиться стабилизации мирными средствами. В  серьезный кризис вылились события 1961 года в ГДР, когда была возведена "берлинская стена". По другим причинам - из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств Китая и Албании  критикой "культа личности Сталина" - значительно осложнились отношения  этих стран с СССР.

СССР в одностороннем порядке  провел серию сокращений численности  Вооруженных Сил (с 5,8 млн. человек  в 1955 году до 2,5 млн. в 1960 году) и объявил  мораторий на ядерные испытания. Но это не внесло принципиальных изменений  в обстановку "холодной войны", поскольку и на Западе, и у нас  продолжали наращивать и совершенствовать вооружения. В частности, в СССР происходило  оснащение армии и флота межконтинентальными  ракетами с ядерными боеголовками, атомными подлодками и т.п. Немалую  озабоченность в западных столицах вызывало стремление СССР распространить свое влияние на страны "третьего мира", число которых множилось  в условиях распада колониальной системы.

Пиком противостояния между СССР и  США явился "карибский кризис", вызванный размещением в 1962 году Советским Союзом ядерных ракет  на Кубе. Кризис, поставивший мир  на грань ядерной катастрофы, был  улажен с помощью переговоров  и достигнутых на них компромиссов. Правительства двух крупнейших ядерных  держав получили опыт поиска взаимоприемлемых решений в ситуации жесткого столкновения интересов. После этой кульминации "холодной войны" начался медленный  процесс улучшения отношений  между Востоком и Западом.

Новые отношения с внешним миром  не могли ограничиваться экономикой и техникой. Верховный Совет установил  прямые контакты и начал обмен  делегациями с парламентами других стран. Быстро росло число журналистов, аккредитованных в Москве.

Таким образом, развитие советского общества в 1953-1964 годах происходило в условиях "оттепели", которая коснулась  внутренней и внешней жизни страны. Впервые советское общество осуществляло и политический плюрализм. Шло успешное освоение космоса - первый советский  спутник Земли, первый советский  космонавт - Ю. А. Гагарин. И самое  главное - в это время был достигнут  ядерный паритет между СССР и  США, что позволило всему миру считаться с мнением СССР по важнейшим  мировым проблемам.

Было принято решение преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры, хотя не все  эти проблемы удалось решить в  полной мере. Проводимые сверху, многие преобразования не достигали цели - не улучшали экономическую ситуацию, что вызвало недовольство широких  народных масс реформами Н. С. Хрущева. В октябре 1964 года Н. С. Хрущев был  освобожден от всех занимаемых должностей и отправлен на пенсию.

Н. С. Хрущев умер в 1971 году, похоронен  на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен оригинальный бюст, выполненный ныне знаменитым Эрнстом Неизвестным, который  в свое время так и не нашел  взаимопонимания с Н. С. Хрущевым и был вынужден эмигрировать за границу. Одна половина бюста темная, а другая - светлая, что объективно отражает деятельность Н. С. Хрущева, оставившего  значительный след в истории СССР.

 

  1. СССР и мир в 1965 – 1985 гг. Кризис тоталитарной системы

 

Новый этап политического и социально-экономического развития СССР, связываемый в литературе с именем Л. И. Брежнева, начался с  конца 60-х гг., когда произошли  такие внешнеполитические события, как подавление организацией Варшавского Договора чехословацкой либеральной революции (“Пражской весны”), осуществлявшейся под лозунгом “демократического социализма”, обострение отношений СССР с маоистским Китаем, усиление напряженности в отношениях СССР с США в связи с американской агрессией во Вьетнаме. Все это стимулировало, с одной стороны, усилия руководства КПСС и СССР по укреплению обороноспособности и централизованного управления, с другой стороны, — борьбу с попытками нетрадиционного (“оппортунистического”, “фальсификаторского”, “ревизионистского”) толкования социалистической идеологии, в том числе в управленческой сфере. В социально-экономической сфере также произошли этапные изменения, ставшие рубежом развития общества. В стране начались контрреформы по всему спектру политико-административного управления: в политике (смена концепции строительства коммунизма концепцией развитого социализма), в управлении (упразднение совнархозов и восстановление министерств), в экономике (свертывание политики сентябрьского пленума ЦК КПСС), в партии (отмена принципа ротации кадров, разделения парткомов по отраслевому принципу), в гражданском обществе (преследование инакомыслящих).

В начале своей деятельности в качестве первого лица в государстве Л.И. Брежнев не только не имел своей  программы действий, но даже не стремился  ее сформировать, что было достаточно редким случаем не только в мировой, но и в отечественной истории. Его управленческая философия мало чем отличалась от хрущевской, если не считать особенностей его личности. Брежнев был самым типичным представителем третьего поколения советских кадров выдвиженцев 1930-х гг., уцелевших в  ходе бесчисленных чисток и репрессий  и воспринявших стиль политического  исполнительства и проведения в  жизнь политической линии вождя. Став первым лицом в государстве, т. е. заняв место вождя, Брежнев  мог реально заниматься преимущественно  повседневным администрированием, бюрократической  перетасовкой кадров при сохранении политического режима. Он как аппаратчик и прагматик-управленец укрепил  власть коммунистической политической элиты, именовавшейся официально номенклатурой. Важнейшим элементом системы  был сложившийся партийный аппарат  ЦК — ревкомов-обкомов — горкомов-райкомов, который традиционно подменял соответствующие  выборные партийные и особенно советские  органы и руководил всеми остальными общественными организациями. Этот аппарат только при ЦК составил более 4000 человек, работавших более чем  в 20 отделах, которые подразделялись на сотню секторов. Параллельно функционировало  около 100 министерств и ведомств. Всего управленческим трудом занимались 18 млн. человек, что, однако, значительно  меньше количества чиновников в современной  России, в которой отсутствует  административно-командное управление. Советский депутатский корпус всех уровней формировался исключительно  партийными органами, которые предлагали избирателям одобрить в ходе безальтернативных, хотя всеобщих и тайных выборов одного кандидата от “нерушимого блока  партии и народа”. Советская власть по-прежнему выполняла функцию ширмы  для всевластия аппарата партии —  государства. По многим показателям  политическая брежневская система  “развитого социализма” весьма напоминала сталинскую, но без ее ведущей карательно-репрессивной функции.

Сам Брежнев не был вождем или  диктатором сталинского образца. Мнение о том, что он реанимировал сталинизм  или проводил в жизнь неосталинизм, не совсем корректно. Действительно, все, что было апробировано при Сталине  и дало необходимый позитивный результат, возвращалось немедленно в управленческую практику. Но при этом не все хрущевские реформы были полностью перечеркнуты. Для Брежнева гораздо более важно  было устранить радикальный дух  безудержного авантюрного реформаторства, ввести преобразования в русло продуманности, постепенности, стабильности, и в  этом он более чем преуспел. Термин “стабильность”, не “застой” является определяющим при характеристике всего  этапа 1970-х — первой половины 1980-х  гг., так как застойные тенденции  стали явственно фиксироваться  в основном в конце этого периода.

Проведенные еще в 1965 г. пленумы  ЦК КПСС приняли реформаторские решения, подготовленные А.Н. Косыгиным и  его окружением. Председатель Совмина  А.Н. Косыгин, по общему мнению, значительно  превосходил Брежнева по компетентности в экономических вопросах и профессионализму в государственном управлении, и  был еще в большей степени, чем Брежнев, прагматик и технократ. Все идеологические и политические кампании он оценивал с позиций полезности для развития производства (особенно легкой промышленности), совершенствования  системы управления на основе ограниченной и контролируемой децентрализации, воспитания нового поколения хозяйственных  руководителей. До середины 70-х гг. в  руководстве существовало скрытое  противоборство Косыгина и Брежнева, закончившееся победой последнего. После отхода Косыгина от управленческой деятельности Брежнев предпринимает  политические акции, которые закрепляют отказ советского государства от рыночных реформ.

Экономическая необходимость реформ, в частности введение элементов  рыночной политики, была совершенно очевидна, и можно было ожидать, что сама жизнь заставит новое консервативное руководство продолжать хотя бы в  урезанном виде преобразования. Однако острота проблемы была неожиданно снята  нахождением мощного источника дополнительной валюты в виде экспорта обнаруженных с помощью космических спутников запасов нефти, газа и других энергоносителей. За счет нефтедолларов государство стало закупать западное оборудование и технологии и на этой экстенсивной основе решать назревшие проблемы. Вместо того чтобы добиваться повышения качества продукции, интенсификации производства, получения прибыли на базе внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, бюрократия сделала ставку на импортные накачки. Поскольку распределительная функция госаппарата вновь стала главной, управление сосредоточилось в вертикалях власти, а самостоятельность субъектов в горизонтальных структурах была практически ликвидирована.

Сущность политики Брежнева заключалась  в сохранении достигнутых темпов производства и экстенсивном расширении производственных мощностей. В результате СССР фактически “проспал” информационную революцию — компьютеризацию. Второй космический прорыв в науке и  производстве не удался. В то время  как США, Западная Европа и Япония развивались на постиндустриальных направлениях модернизации, советская  экономика традиционно и инерционно развивалась в рамках индустриального  этапа. Хотя были отрасли, например космическая, оборонная, которые выпускали конкурентоспособную  продукцию, не они определяли погоду в стране. Именно в этом заключается  самый, может быть, главный методологический просчет брежневского руководства, ибо все, что не развивается, —  останавливается и умирает.

Буквального застоя в экономике  в коне 1960-х — первой половине 1970-х гг. не было и близко, до системного социально-политического кризиса  было еще далеко, но негативная тенденция  замедления социально-экономического развития уже обозначилась. Это был  симптом тяжелой болезни, но настоящих  “врачей” рядом с Брежневым в  переносном, политическом смысле слова, не было. Правление Брежнева явилось  периодом утверждения консервативного  традиционалистского, условно говоря, неосталинского политического режима, в деятельности партийно-государственного аппарата господствовал принцип  бюрократического централизма. В политической элите доминировали отношения своеобразного  вассалитета нижестоящих по отношению  к вышестоящим деятелям, отношения  личной преданности.

Новое партийное руководство последовательно  осуществило цикл политических контрреформ. На XXIII съезде КПСС в 1966 г. были отменены ограничения на занятие руководящих  должностей в партийной иерархии, восстановлено название “генеральный секретарь ЦК КПСС”. Позднее Брежнев  совместил эту должность с  постом Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Обороны. Первоначально Брежнев проявлял себя как энергичный и достаточно компетентный руководитель, хотя и  тяготевший к консерватизму, но осуществлявший грамотное руководство в интересах  страны. Но в конце своего правления  он потерял здоровье и возможности  критического мышления и даже попытался  при поддержке своего окружения  организовать подобие нового коммунистического  культа своей личности. Но несмотря на все усилия предпринятые государственной  идеологической машиной, культ в  пропаганде не привел к культу в  массовом общественном сознании, ибо, во-первых, после столь “великой и страшной” личности, как Сталин, претендовать на культ заурядной  фигуре Брежнева было практически невозможно. Если на Хрущева падала тень Сталина  как на его ниспровергателя, что  создавало ему возможность войти  в историю как великому реформатору, то Брежнев пришел к власти как  заурядный эпигон третьего порядка  и объективно не мог ни на что  претендовать. Для культа нужны особые социально-психологические условия, которые отсутствовали в относительно спокойной атмосфере 70-х гг., необходимы крупные управленческие заслуги  перед нацией, нужна, наконец, особая харизматическая личность. Всего  этого у Брежнева не было и близко, если не считать маниакальной страсти  к геройским золотым звездам.

Начиная с середины 70-х гг. в силу резкого ослабления здоровья Брежнева реальное управление в партии сосредоточилось  в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этого органа образовалась узкая  группа партийных олигархов в  составе Ю.В. Андропова, А.Н. Громыко, Ф. Устинова, М.И. Суслова, в какой-то мере К. У. Черненко, которая вместе с Брежневым фактически решала все  принципиальнейшие вопросы. А.Н. Косыгин  был оттеснен в сторону и фактически лишен политических полномочий. По-прежнему сохранял свои позиции Секретариат  ЦК КПСС, 20 отделов которого все более  дублировали и подменяли министерства правительства. Через эти отделы осуществлялось так называемое политическое, а фактически прямое руководство  отраслями народного хозяйства. Аналогичное положение сложилось  и на местах, где местные ЦК, крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех политических решений и контролировали деятельность советских и хозяйственных  организаций.

В управлении экономикой был восстановлен отраслевой принцип и устранена  введенная Хрущевым совнархозовская  территориальная система. Министерство занималось перспективным и годовым  планированием развития соответствующей  отрасли, утверждало штаты центрального управления, положения о главках, контролировало их деятельность. Развитие управленческой системы шло замедленным  эволюционным путем — через создание новых структур, перераспределение  ответственности в рамках министерств  и ведомств, изменение системы  показателей, адаптации к новым  задачам. Все эти годы декларировался, прорабатывался, но плохо осуществлялся  курс на интенсификацию производства и повышение его эффективности.

Структура управляющей системы, т.е. постоянный состав подразделений, основанный на жестком штатном расписании, где  все должности управленческих работников зафиксированы, а их обязанности  регламентированы, была рациональна  в условиях стабильной номенклатуры изделий и значительных объемов  производства. Начиная со второй половины 70-х гг. она все сильнее стала  расходиться с потребностями  экономики, в частности не давала возможности гибко реагировать  на изменяющиеся цели производства.

С 1973 г. стала формироваться обновленная  система управления. Главные управления министерств ликвидировались, и  устанавливалась трехзвенная схема  управления: министерство — производственное объединение — предприятие. Поиск  решения шел опытным путем  организации хозрасчетных объединений  путем прямого давления партийных  органов на министерства с требованием  переходить на эту систему управления. Однако многие предприятия и даже объединения были по-прежнему бесправны  в вопросах развития собственной  инфраструктуры, материального стимулирования работников, распределения жилья. Централизация  управления, позволявшая ранее концентрировать  ресурсы на важнейших объектах в  период освоения построенных производств, теперь становилась отрицательным  фактором, так как способствовала неоперативности, негибкости, бюрократизму в худшем, невеберовском, смысле этого  слова.

Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны