Геополитические последствия II мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.

Вложенные файлы: 1 файл

141516.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

Гласность способствовала критическому осмыслению достижений советского общества, путей преодоления кризиса.

В поисках выхода из кризиса советскому руководству пришлось решать ряд  беспрецедентных задач. Многие пороки экономической системы были порождены  высокой степенью монополизма и, как следствие, практическим отсутствием  конкуренции. В условиях тотального огосударствления (95 % средств производства), укрепления административно-командной системы были утрачены экономические стимулы к производительному труду, распространилась бесхозяйственность.

Углубление социально-экономического кризиса подтолкнуло руководство  страны к радикально-экономической  реформе. Ее главная цель – перевод  хозяйства на рельсы рыночной экономики, всемерное развитие товарно-денежных отношений, экономическое стимулирование труда. В своеобразных условиях Советского Союза это означало, прежде всего, разгосударствление и формирование в экономике различных укладов  хозяйства, основанных на многообразии форм собственности. Взаимоотношения  между ними должен регулировать рынок. Новую ситуацию в экономике страны начали создавать арендная, кооперативная, частная, коллективная и прочие формы  собственности. Определенные надежды  возлагались на привлечение иностранного капитала. Сложные противоречивые процессы породила конверсия – перевод  предприятий оборонной отрасли  на выпуск мирной продукции.

Первый год перестройки дал  некоторые положительные результаты в экономике. Итоги развития народного  хозяйства в 1986 г. выглядели несколько лучше, чем в предыдущем. Однако ускоренного развития машиностроения не получилось. Несмотря на сообщения о росте производства, в стране усилился товарный голод. Дефицит государственного бюджета в 1985 г. составил 17–18 млрд. рублей, а в 1986 г. он вырос в три раза.

Горбачев объяснял образование  бюджетного дефицита главным образом  просчетами прежнего руководства и  недооценкой масштаба кризиса, в  котором оказалась страна, тем, что  в результате снижения цен на сырую  нефть на мировом рынке в 1985–1986 г. доходы от экспорта нефти упали на одну треть. Но главной причиной все-таки были неправильно выбранные приоритеты. Сказались также огромные затраты на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. 26 апреля 1986 г. взорвался один из реакторов Чернобыльской атомной электростанции. Тысячи квадратных километров территории нескольких областей Украины, Белоруссии и Российской Федерации оказались зараженными. Десятки тысяч людей подверглись радиоактивному облучению. Сотни военнослужащих и пожарников, принимавших участие в ликвидации последствий страшной аварии, погибли от лучевой болезни. Затраты государства составили десятки миллиардов рублей.

Процессы демократизации, начавшиеся в многонациональном государстве, неизбежно вели к необходимости  совершенствования межнациональных  отношений. Далеко не все проживающие  в СССР народы получили национальную государственность. Более 50 млн. советских  людей проживали вне своих  национально-государственных образований. В условиях углубляющейся интеграции народного хозяйства не всегда учитывались  интересы республик, возможности и  потребности народов. Господство административно-командной  системы ущемляло права и самостоятельность  республик, подчиняя их интересам центра.

Нараставшие политические процессы все  более ослабляли центральную  власть. Еще в декабре 1986 г. в Казахстане произошло крупное столкновение на национальной почве. Весной 1988 г. вспыхнул армяно-азербайджанский конфликт в Карабахе. Национальные проблемы становились все напряженнее. В союзных республиках были созданы народные фронты, которые стали проводить курс на выход из СССР. Первыми о выходе заявили в 1990 г. Прибалтийские республики. К началу 1991 г. во всех республиках у власти или рядом с властью находились силы, стремившиеся к самостоятельности, дезинтеграционные процессы нарастали.

Сформированная в 1990 г. в рамках Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР группа «Союз» (на основе которой образовалось всесоюзное политическое объединение «Союз»), лидеры Н. Петрушенко, В. Алкснис и др., обвинили Горбачева в развале страны, ликвидации Варшавского договора, высмеивали его идею «общеевропейского дома», доказывая, что СССР в этот дом на равных условиях никогда не пустят.

Высказывались также обвинения  в неспособности погасить очаги  межнациональных конфликтов, в отказе от защиты русских.

В апреле 1990 г. в Правительстве СССР была разработана программа экономических реформ, предполагавшая быстрое включение рыночных механизмов, свободу предприятий, начало разгосударствления собственности. Но Президентский Совет и Совет Федераций посчитали, что в условиях падения доверия к союзным ведомствам со стороны республик и населения эта программа не осуществится.

31 июля 1990 г. состоялась встреча М. Горбачева и Б. Ельцина, они договорились о разработке экономической программы, альтернативной правительственной. Была создана комиссия под руководством академика С. Шаталина и заместителя Председателя Совмина РСФСР Г. Явлинского. Это была программа «500 дней». Она нацеливала на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быструю приватизацию. Горбачев отдал предпочтение программе правительства, которая, не отрицая необходимость перехода к рынку, стремилась растянуть этот процесс на длительный срок и оставить значительный государственный сектор в экономике. Реализация правительственной реформы началась в январе 1991 г. с обмена купюр в 50 и 100 рублей в целях изъятия денег. Вместо планируемых 20 млрд. рублей правительство получило от этой операции менее 10 млрд. 2 апреля в 2 – 4 раза правительство повысило цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 г. СССР по этому показателю стал занимать 82-е место в мире.

Итоги перестройки подвела вторая половина 1991 г. Летом серьезно обострился экономический кризис – отсутствие продуктов стало всеобщим.

Б. Ельцин в октябре 1990 г. заявил, что Россия может самостоятельно приступить к радикальной реформе с соответствующим разделом бюджета, собственности, армии, вооружений, таможни и др. Борьба за экономический суверенитет России и СССР становилась бескомпромиссной. Вновь интересы народа были принесены в жертву борьбы за власть, а экономика стала заложницей политики – все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Экономический кризис углублялся.

Руководство союзных республик, краев  и областей видело путь к улучшению  в децентрализации управления, в  предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам в решении на местах экономических  и социальных проблем.

Это нашло отражение в борьбе союзного и республиканских парламентов. Но вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы неквалифицированные  депутаты занимались деструктивной  политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов. Этому способствовали разразившиеся  политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми  выступлениями населения и кровавыми  столкновениями. На повестку дня был  поставлен вопрос о подготовке нового союзного договора, в котором должно найти отражение расширение прав союзных республик.

Предоставление самостоятельности  национально-государственным образованиям СССР диктовало необходимость совершенствования  устройства Советского государства  как федерации республик. Настоятельно выдвигалось требование в интересах  сохранения единого государства  перейти к конфедерации как форме  национально-государственного устройства, отвечающей задачам сегодняшнего дня. Нежелание центральных властных структур учитывать остро протекавшие  процессы, неспособность к гибкому  решению сложных межнациональных  проблем привели к распаду  Союза Советских Социалистических Республик в декабре 1991 г. Заключив между собой правительственные соглашения, Россия, Беларусь и Украина образовали Содружество Независимых Государств.

 

  1. Россия на рубеже XX – XXI вв.

 

Политика любого государства во многом определяется не только его  текущим положением, но и его историей и традицией. Современная российская действительность так же опирается  на события совсем недавнего в  историческом смысле прошлого. Распад Советского Союза и появление 15 суверенных государств являются состоявшимися  в политическом и правовом смыслах. Связующим звеном для этих государств остаются сложившиеся ранее экономические  связи, а так же близкое национальное родство населения этих теперь уже  независимых государств. Крах советского союза вызвал колоссальное геополитическое  замешательство. Значение этого события  определяется несколькими факторами. В этой главе я постараюсь рассмотреть  экономические, политические, социальные и культурные последствия распада  СССР и их влияние на международный  имидж России, на ее отношения с  другими государствами.

- во-первых, значительно сместилась  граница государства. Было утрачено 5 млн. км2 территории (СССР). Границы других республик с Россией стали теми, какими они были с Кавказом в начале 1800-х годов, со Средней Азией – в середине 1800-х и с Западом – приблизительно в 1600 году, сразу после царствования Ивана Грозного. Потеря Кавказа способствовала появлению опасений в отношении Турции, потеря Средней Азии обернулась утратой многих энергетических ресурсов, а независимость Украины нанесла значительный идеологический урон государству, чьи славянские корни оказались «перенесены» за границу1. Нельзя забывать, что Россия получила просто необустроенные границы, которые нужно было оснащать заново. Эта проблема актуальна и сейчас – огромная территория страны требует особого отношения к своим границам.

- распад СССР отрицательно сказался  и в социальной сфере общества  – более 20 миллионов человек,  говорящих по-русски и считающих  себя русскими, оказались на территории  теперь уже иностранных государств2. На территории этих новообразовавшихся государств часто проводится политика утверждения этой новой национальной самобытности. В частности, это хорошо демонстрирует политика Украины. Уже несколько лет проводится в жизнь реформа государственного образования, согласно которой преподавание должно вестись исключительно на украинском языке. Что в этом случае делать тем гражданам, чей родной язык – русский, непонятно. Все бывшие советские республики и сейчас связаны – эти коммуникации проходят в социальной, демографической, культурной и даже психологической сферах. Крайне трудно разобщить между собой тех, кто долгое время находился в одном территориальном и культурном пространстве. Мне кажется, крайне важно сохранить это единое социальное пространство – это должно стать залогом сотрудничества. Очень прискорбно наблюдать, как раздувается конфронтация между бывшими республиками, как пытаются «столкнуть лбами» наши народы. Особенно ясно это можно наблюдать в сфере торговли энергетическими ресурсами. Уже несколько лет тянется конфликт с Украиной по поводу невыплат за газ, и вокруг этого спора все больше и больше растет непонимание и отторжение между государствами.

- важно отметить политическое  замешательство после распада  СССР. Слабыми и незащищенными  оказались не только республики, отколовшиеся от государства,  но и сама «новая» Россия, которая  сразу же встала перед рядом  новых проблем внутреннего характера:  неразбериха во власти и в  том, каким же образом управлять  государством при новой системе  экономических и политических  взаимоотношений, длительное время  мешали наладить в стране стабильные  отношения и связи. Отголосок  этой неразберихи и сейчас  чувствуется: скажем, законодательная  база и сейчас «пестрит» неточностями  и противоречиями, в то время  как закон должен быть точен,  понятен и совершенно однозначен. А ведь прошло уже почти  20 лет. 

- авторитет государства на международной  арене оказался существенно подорван. Более серьезный удар для имиджа  государства тяжело себе представить.  Держава, еще совсем недавно  соревнующаяся с США за сферы  влияния в мире, теперь причисляется  многими специалистами к числу  региональных держав «третьего  мира», хотя и по-прежнему обладающая  значительным, но все более и  более устаревающим ядерным арсеналом3.

- особо стоит отметить потерю  Украины. Это было огромной  ошибкой российского государства.  Это означало потерю полезной  с сельскохозяйственной точки  зрения территории, а так же 52 миллионов человек, которые этнически  и даже религиозно стоят к  русским ближе других народов.  Независимость Украины также  лишила Россию ее доминирующего  положения на Черном море, где  Одесса служила жизненно важным  портом для торговли со странами  Средиземноморья и всего мира  в целом.

- после распада СССР соседями  России стали слабые государства  с теми же социальными и  политическими проблемами, что были  и в нашей стране. На международном  рынке эти государства оказались  совершенно недееспособны, а их  товары в свою очередь совершенно  неконкурентноспособны4. Для России на сегодняшний день остался удел государства-поставщика ресурсов. По большому счету России больше нечего мировому рынку, кроме разве что вооружения. В связи с экономической составляющей распада СССР нужно отметить и то, что Россия оказалась отрезана от значительной части коммуникаций. Автомобильные, железнодорожные, авиационные, трубопроводные коммуникации оказались за границей. Многие направления движения транспорта из междугородних стали международными. И даже если рассматривать энергетический вопрос, то несложно посчитать ущерб от транспортировки, например, газа в Европу. Если бы граница современной России проходила по Украине и Белоруссии, то наше государство имело бы возможность торговать напрямую, соответственно, не приходилось бы платить огромные средства за трансфер ресурсов через территории соседних государств.

- к последствиям распада СССР  нужно отнести и усиливающиеся  региональные контрасты. Разница  в доходах населения страны  колоссальна. Это вызвано рядом  причин. Во-первых, в первые годы  независимой России значительно  вырос вывоз сырья из ресурсных  районов страны. В «перестроечные»  годы было заложено благосостояние  руководителей топливно-энергетических  комплексов, а также руководителей  финансовых структур.

Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны