Геополитические последствия II мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.

Вложенные файлы: 1 файл

141516.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

Страна жила обновлением. Проходили  многочисленные совещания с участием работников промышленности, строительства, транспорта. Само по себе это явление  было новым - ведь раньше все важнейшие  решения принимались в узком  кругу, за закрытыми дверями. Но при  новизне ряда подходов наблюдались  и стойкие стереотипы старого. Причины  отставаний виделись в том, что "со стороны министров и руководителей" осуществляется "слабое руководство", для внедрения новой техники  предлагалось создавать новые ведомства. Но принцип планово-централизованной, командно-бюрократической системы  сомнению не подвергался. 1956 год - год XX съезда - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой  успех на целине - урожай был рекордным. Хронические в предыдущие годы трудности c хлебозаготовками, казалось, стали  уходить в прошлое. Да и в центральных  районах страны колхозники, избавленные  от наиболее угнетающих оков сталинской системы, напоминавшей зачастую государственное  крепостничество, получили новые стимулы  к труду, увеличилась доля денежной оплаты их труда. В этих условиях в  конце 1958 года по инициативе Н. С. Хрущева  принимается решение о продаже  сельскохозяйственной техники колхозам. До этого техника находилась в  руках машино-тракторных станций (МТС). Колхозы имели право покупать только грузовые автомобили. Такая  система сложилась с конца 20-х  годов и являлась следствием глубокого  недоверия к крестьянству в целом, которому не позволено было владеть  сельхозтехникой. За использование  техники колхозы должны были расплачиваться с МТС натуроплатой.

Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая  часть их оказалась не в состоянии  сразу ее купить и выплачивала  деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное  недовольство. Другим отрицательным  последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были перейти  в колхозы, но это означало для  многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах. Отношение  к технике ухудшилось, так как  колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для ее хранения в  зимнее время, да и общий уровень  технической культуры колхозников  был еще низок. Сказывались и  традиционные недостатки в ценах  на сельскохозяйственную продукцию, которые  были чрезвычайно низки и не окупали  затрат. В этих условиях назрела  необходимость предоставления крестьянству свободы выбора форм хозяйствования. До сих пор господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся  под пристальной опекой партийно-государственных  органов. Эти проблемы требовали  решения. В 1959 году Н. С. Хрущев, находясь в США, побывал на полях американского  фермера, который выращивал гибридную  кукурузу. Он пришел к выводу, что  поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та, в свою очередь, упирается  в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким  и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую  массу в силос. Там же, где кукуруза не будет внедряться, решительно заменять руководителей, которые "сами засохли  и кукурузу сушат". Хрущев с большим  рвением стал внедрять кукурузу в  советское сельское хозяйство. Ее продвигали вплоть до Архангельской области. Это  было надругательством не только над  вековым опытом и традициями ведения  крестьянского сельского хозяйства, но и над здравым смыслом. Вместе с тем покупка гибридных сортов кукурузы, попытка внедрения американской технологии ее возделывания в тех  районах, где она могла дать полноценный  рост, способствовали приращению зерна  и корма для скота, действительно  помогали справиться с проблемами сельского  хозяйства.

На сельское хозяйство, как и  прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться значимых показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий. Сельское хозяйство оказалось  на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах  стало опережать рост аграрного  производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не на путях экономики, а в новых бесконечных реорганизационных  перестановках. В 1961 году было реорганизовано Министерство сельского хозяйства  СССР, превращенное в консультативный  орган. Но желаемого рывка так  и не произошло. У многих колхозников подрывалась вера в возможность изменений. Усиливается отток сельского населения в города: не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959 года возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, а ведь это выручало снабжение жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются "спекулянты и тунеядцы", торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

В 1962 году правительство приняло  решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен  на мясо. Новые цены не увеличили  количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них  в г. Новочеркасске подавили силой  оружия. Были в стране и сильные, зажиточные хозяйства, возглавлявшиеся  умелыми руководителями. Но они существовали скорее вопреки сложившейся ситуации. Трудности в аграрном секторе  нарастали. Возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и  с хлебом. Длинные очереди с  ночи выстраивались у хлебных  магазинов. Ширились антиправительственные  настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью  закупок американского зерна. Эта "временная" мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Таким образом, золотые  запасы Советского Союза использовались для поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в  то время как хозяйства собственных  крестьян подвергались гонению. Зато организаторы этого "обмена" получили новый  и, казалось, неиссякаемый источник личного  обогащения. Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 годы) в  части развития сельскохозяйственного  производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%. В  сельском хозяйстве страны назревал глубокий кризис.

Состояние промышленности. Сентябрьский (1958 года) Пленум ЦК КПСС обратил внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом, хотя по сравнению с предыдущим пятилетием в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем производства вырос в 4-5 раз. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности. Но эти отрасли народного хозяйства развивались крайне медленно. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР составляли около 10%. Это было связано с тем, что материально-техническая база производства оказалась к этому времени отсталой и изможденной: довоенный станочный парк составлял примерно 2/3 от его общего числа. В то время как в 1951-1955 годах в среднем за год создавалось 869 образцов новой техники, в 1951-1960 годах их число достигало 2580 образцов. Однако этого было крайне недостаточно по сравнению с реальными потребностями экономики, а внедрение созданных конструкторами новинок растягивалось на многие годы и, по ряду причин, образцы так и оставались образцами, не доходили до серийного выпуска. Но, несмотря на это, механизация производственных процессов в промышленности продолжалась. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных предприятий. В их числе - Соколовско-Сарбайский и Лисаковский горно-обогатительные комбинаты в Казахстане, Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, Новосибирский завод тяжелого машиностроения. Развивались новые промышленные отрасли - радиоэлектроника, ракетостроение. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства.

Благодаря сверхконцентрации материальных средств и человеческих усилий на отдельных направлениях удалось  добиться впечатляющих успехов: впервые  в истории атом заработал в  мирных целях (в 1954 году построена атомная  электростанция, в 1959 - спущен на воду атомоход "Ленин"), выводится на околоземную  орбиту первый спутник (1957) и первый космический корабль с человеком  на борту (1961), радикально изменился  топливный баланс страны за счет использования  нефти и газа, мощный рывок вперед сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусственных  материалов с заданными свойствами, на транспорте паровозы уступили место  тепловозам и электровозам.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 года был запущен  первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли  в космос животных, облетели Луну. А  в апреле 1961 года в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский  человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса  потребовало колоссальных средств, так как это был не только научный, но и военный интерес. Все были уверены, что СССР надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса  человечества.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному экстенсивному пути. Принимавшиеся  меры носили характер государственных  мобилизационных программ и никак  не затрагивали самого хозяйственного механизма. Нарастали структурные  диспропорции: если в 1940 году удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 году он поднялся до 72,5% при соответствующем понижении доли производства предметов потребления (группа Б). Во многом это определялось отказом от предлагаемого Г. М. Маленковым курса на приоритетное развитие группы Б, который Н. С. Хрущев в 1955 году заклеймил как "отрыжку правого уклона".

Характерной чертой экономической  политики того периода было активное проведение всякого рода административных реорганизаций. В них Н. С. Хрущев видел не менее важный, чем - позднее - НТР, рычаг подъема общественного  производства.

В 1957 году начинают предприниматься  попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные  отраслевые министерства были не в  состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные  управления - советы народного хозяйства. Сама по себе идея децентрализации  управления экономикой для такой  огромной страны поначалу встретила  положительные отклики. Однако в  характерном для административно-командной  системы духе эта реформа преподносилась как чудодейственный одномоментный  акт, способный коренным образом  изменить экономическую ситуацию в  стране: разрушить ведомственную  монополию, приблизить управление к  местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные  связи, в итоге - ускорить экономическое  развитие. Управление же оборонной  сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы  не высказывались, поскольку она  исходила от самого Н. С. Хрущева. Организация  совнархозов дала некоторый экономический  эффект. Сократились бессмысленные  встречные перевозки грузов, закрывались  сотни дублировавших друг друга  мелких производственных предприятий  разных министерств. Высвободившиеся  площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс  технической реконструкции предприятий: за 1956-1960 годы было введено в строй  в три раза больше новых образцов машин, агрегатов, приборов, чем в  предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого  персонала на производстве.

Однако кардинальных изменений  в развитии экономики, как предполагалось, не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. До рабочего коллектива, до каждого рабочего человека реформа  не дошла, так как не была даже сориентирована на это. Недовольны были и высшие хозяйственные  руководители министерств в столице, которые теряли немалую часть  своей ставшей уже привычной  власти. Но провинциальная бюрократия эти шаги Н. С. Хрущева поддержала.

XXI съезд - еще одна попытка радикального ускорения развития страны. Реформы, произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате, сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако признать это и внести необходимые коррективы руководство страны не захотело. Было найдено другое решение: заменить пятилетний план на 1956-1960 годы семилетним планом на 1959-1965 годы. Тогда "недостача" первых лет пятилетки покроется новыми планами. В качестве обоснования данной меры приводились масштабы хозяйства, необходимость установления длительной перспективы экономического планирования.

Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости сделать решающий рывок в обеспечении народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи, как и прежде, сводились  к неизменному опережающему развитию капиталоемких отраслей группы "А". Ставились явно нереальные задачи полной механизации строительной индустрии. Именно этот съезд знаменовал собой  точку отсчета неточного, преувеличенно  оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он торжественно провозгласил, что страна вступила в "период развернутого строительства  коммунистического общества".

В октябре 1961 года на XXII съезде КПСС была принята новая, третья программа  партии - программа "развернутого строительства  коммунизма". Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить  материально-техническую базу коммунизма; в области социально-политической - перейти к коммунистическому  самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всесторонне  развитого человека. Исторические рамки  программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами. Нереальность этой программы подтвердили реалии дальнейшего  развития советского общества….Социальная сфера. Ситуация, складывавшаяся в экономике, напрямую проецировалась на социальную политику хрущевской администрации. Вначале, в середине 50-х годов, был разработан целый пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих. Отменены все платы за обучение. Шло массовое строительство жилья. За 1956-1960 годы новоселье справили почти 54 млн. человек, или четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

Но уже на рубеже 50-60-х годов  явственно обозначилась попытка  правительства переложить все усугублявшиеся трудности в экономике на плечи  трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 года примерно на столько же возросли. В ряде городов произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 года), где власти применили оружие и десятки человек погибли….Внешняя политика СССР. Во внешней политике СССР в начальный период хрущевской "оттепели" нашел отражение реформаторский курс руководства страны. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных положения: актуализировался тезис о необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем; была признана многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа "пролетарского интернационализма" (т.е. помощи, практически безвозмездной, международному коммунистическому и национально-освободительному движению, социалистическим странам - с негласным правом вмешиваться в их внутренние дела).

Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны