Геополитика Большого Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:50, реферат

Краткое описание

На протяжении более двух веков Кавказ находился в геополитическом пространстве Российской/Советской империи. В постсоветском пространстве изменилось геополитическое положение Кавказа, а исламский Восток приблизился к границам России. После распада Советского Союза Южный Кавказ «вернулся» на Ближний Восток, где его экономика оказалась неконкурентоспособной.
Для новых независимых государств Южного Кавказа характерен синдром завышенных ожиданий, имитация демократии и поиск «большого брата», способного стать гарантом их независимости.

Содержание

1. Географические характеристики раойна
2. Население и народы
3. Кавказский микрокосмос
4. Большая кавказская война
5. Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты
6. Цивилизационный разлом
Вывод
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

 В условиях  российского  «капитализма»  с выраженным  рыночным фундаментализмом  в  Чечне не только не сложились  элементы гражданского общества, но произошла маргинализация  местных родовых социальных институтов,  и усилились тенденции создания бандитской республики.  Здесь самые справедливые  демократические выборы не могут привести к консолидации вокруг «всенародно избранного  президента-чеченца», который останется для большинства лишь представителем  одного из чеченских тейпов. По аналогии с узбекским социальным институтом «махалля»  местное самоуправление возможно на основе возрождения территориально-семейных общин.

Карабахский конфликт имеет  глубокие  исторические корни.  Геополитическое  положение Армении на рубежах  евразийских цивилизаций  определило её  судьбу. Великая Армения в  начале  новой эры  простиралась от Восточного Средиземноморья до Черного моря и Каспия. В 301 году официальной  государственной религией  было объявлено христианство. Мир на стыке цивлизаций способствовал контактным функциям торгового-экономического и информационного обмена,  становлению первого христианского государства и расцвету армянской культуры. Но здесь же отмечалась небывалая конфронтация народов. Почти шесть столетий продолжалась  борьба между Римом и Персией на армянских землях.  В дальнейшем Закавказье стало ареной борьбы  между мусульманскими державами — суннитской Турцией и шиитской  Персией. Турки обратили в ислам часть грузинских племен (лазы, аджарцы, месхи и др.). Армения явилась передовым христианских  форпостом,  на протяжении многих веков упорно сопротивлявшимся  исламизации. С приходом  Российской империи в Закавказье Армения стала на сторону страны, способной защитить её самобытность от  мусульманского мира. В Х1Х веке  часть армянских земель отходит от Ирана и Турции к России, однако большинство армянских земель остается в составе Османской империи.

 Во время Первой мировой войны  русская армия, опираясь на  помощь восставших армян, ассирийцев и части курдов заняла  Армянское нагорье. В ответ  Турция силами армии и  нанятых курдских отрядов прибегла к небывалому геноциду, чему способствовал европейский вирус национализма. Проникнув в Анатолию, он создал обстановку вражды в относительно веротерпимой исламской империи.  Кульминацией разразившейся трагедии стала  чудовищная резня, в результате  которой погибло свыше миллиона армян и более полумиллиона ассирийцев.

 Крушение Российской  империи создало в Закавказье  обстановку хаоса и войны. Еще  весной 1918 года  Турция, сломив сопротивление  грузинско-армянских войск,  захватывает Баку, но уже осенью распадается Османская империя. Армянская армия занимает  часть исторических земель в турецкой Анталии. Турецкое правительство Мустафы Кемаля  при поддержки большевистской  Москвы  начинает военные действия против  грузинской и армянской армий  и иностранных интервентов. Провозгласивший независимость Азербайджан ведет с Арменией борьбу за Нагорный Карабах и Нахичевань. Красная Армия вступает в  Азербайджан, чье  националистическое правительство согласилось передать  власть большевикам   на условиях   помощи в возвращении  Карабаха и Нахичевани. Армения оказалась в кольце  голодной  военной и экономической блокады и вынуждена была пойти на заключение  тяжелейшего мира с Турцией, определившего  современную армяно-турецкую границу  и утрату  исторических территорий на Армянском нагорье, включая Карскую область,  входящую в состав Российской империи. В результате голодной блокады разоренной страны  зимой 1920-1921 гг. в Армении погибает  треть населения. Спровоцированные  межнациональные столкновения в Нагорном Карабахе унесли жизнь  20% населения  края, были разрушены многие населенные пункты.

 Чтобы сломить сопротивление   еще боеспособной  армянской армии,  Советская Россия обратилась  за помощью к Турции, потребовавшей  подтвердить передачу Нагорного  Карабаха и Нахичевани  Азербайджану. В феврале 1921 года под напором  российско-турецкий войск  пал  Ереван. Армянская армия продолжала  успешное сопротивление на юге  страны и согласилась о прекращении  огня  после подписания в апреле 1922 года с советским  правительством  договора о  передачи Карабаха, Нахичевани и ряда других уездов  в состав Армении. Армянские  воинские отряды  сложили оружие и ушли на территорию Ирана, тогда как марионеточное правительство Закавказской федеративной советской республики на следующий день нарушило  договоренность и заключило секретное соглашение с Турцией о передаче Карабаха, Нахичевани и ряда  других  уездов Азербайджану, при этом закреплялись турецкие гарантии по Нахичевани. Такова краткая предыстория современного конфликта в Нагорном Карабахе,  входившего  при советской власти  на правах автономной области в состав Азербайджанской ССР. Нагорно-Карабахская АО финансировалась  по остаточному принципу, здесь  были уничтожены  все армянские христианские храмы.

 Предки армян появились  на карабахской земле за несколько  веков до нашей эры. Карабах  входил в Великую Армению, а   после раздела в 1639 году  Армении  между  Турцией и Ираном  территория Нагорного Карабаха  еще полтора века оставалась  последним остатком армянской  государственности. Поэтому и  в современной Армении  Карабах   является историческим символом  государственности. 

 Особую остроту Карабахский  конфликт  приобрел в 1988 году  после обращения Совета народных  депутатов автономной области  к Верховному Совету СССР с ходатайством о передаче области из состава Азербайджана в Армению. После выхода  в 1991 году Азербайджана из Союза совместная сессия облсовета  НКАО и райсовета Шаумянского  района  объявила о создании  Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Противостояние между азербайджанской и армянской общинами  переросло в военный конфликт, продолжавшийся более трех лет. В результате  военных действий  было убито свыше 30 тысяч человек, а около полутора миллиона  местных жителей стали беженцами. Под контролем непризнанной  НКР кроме собственно Нагорного Карабаха оказалось семь административных районов Азербайджана. Вооруженные силы Азербайджана, в свою очередь,  удерживают часть территории Мардакертского района НКР.

 В Карабахском конфликте   столкнулись  не только  национальные  общины, но  и  основополагающие  международно-правовые принципы  территориальной целостности государства  и  признание права наций  на самоопределение. Армянское  население  Нагорного Карабаха  стремиться  присоединиться к  Армении при всенародной поддержки с её стороны. Азербайджан стремится восстановить свой  государственный суверенитет над утраченной территорией. Проблема для Азербайджана обостряется огромным количеством беженцев, тогда как безработица составляет 40% трудоспособного населения.

 Внешне выглядит простым   решение  карабахского кризиса.  Если  посмотреть на географическую  карту, возможно симметричное  решение территориальной проблемы. Армения получает  территориальный   коридор, соединяющий её с Нагорным  Карабахом, а  Азербайджан —   воссоединяется с Нахичеванью.  Однако  армянская территория  между Азербайджаном и Нахичеванью   является  коммуникационным окном  Армении не только в Иран, но  и в другие страны. С его  утратой, и при закрытых границах  с Турцией и Азербайджаном  и армяно-грузинских проблемах   Армения оказывается абсолютно  изолированной страной. 

Абхазский конфликт также  имеет исторические корни. Первые раннеклассовые государства  образовались  в  Западной и Восточной Грузии —  Колхидское, Лазское (Эгрисское) и Иберийское (Картлийское) царства.  В XII веке  единое  Грузинское царство достигает наивысшего расцвета, в его геополитическом пространстве  находится практически весь Кавказ. После покорения монголо-татарами и нашествия Тимура, Грузинское царство распадается на Картлийское, Кахетинское, Имеретинское царства. В дальнейшем в Имеретии выделяются независимые Мегрельское и Гурийское княжества и в начале XVII века — Абхазия.  Грузия стала ареной борьбы между Ираном и Турцией, которая осуществила исламизацию Аджарии и частично Гурии и Мегрелии. Не случайно при советской власти  Аджарии была предоставлена автономия в составе Грузии не по национальному признаку, а по конфессиональному.

 Этнические абхазы  относятся не к грузинской (картвельской), а к  северо-кавказской  семье. Абхазский язык в 1938 году   был переведен с грузинской  на русскую графику. В период средневекового  расцвета Абхазское царство доминировало в Западной Грузии.  В советской Грузии Абхазия была наиболее интегрирована в геоэкономическое пространство  Советского Союза, здесь находились не только  знаменитые советские курорты Сухуми, Гагра и Пицунда, но и многие годы  располагалась летняя столица политической  элиты страны. Абхазская АССР была  полиэтничной республикой, но титульный народ по данным переписи населения  1959 года уступал  грузинам, русским и армянам.

 Абхазский конфликт  был в значительной степени   обусловлен непродуманными  действиями  тбилисских властей, отменивших  в 1991 году  после провозглашения  независимости Грузии действие  Конституции  1978 года,  предусматривающей   вхождение Абхазии на правах  автономии. В результате  этих  односторонних действий  Абхазия,  в свою очередь,  восстановила  свою Конституцию 1925 года,  согласно  которой она являлась  независимым  государством. Абхазия  предложила  создать с Грузией единое федеративное  государство.  Грузинские власти  выбрали силовое решение проблемы  и ввели  на территорию  Абхазии  войска,  потерпевшие поражение  от местных военных формирований, действующих при поддержки  добровольцев из северокавказских республик и других  российских регионов.  В результате  этнонационального конфликта погибло несколько тысяч человек, общее число беженцев (грузин, армян и русских) составило более 250 тысяч.  После длительных переговоров под эгидой ООН в 1994 году было  подписано соглашение о прекращении огня и разъединении сил, а на территории  Абхазии расположился  ограниченный военный контингент российских миротворцев.  Абхазский конфликт остается самой болевой проблемой в российско-грузинских отношениях.

 Как  и на Балканах  в Косово,  абхазский конфликт  затрагивает и другую «глубинную»  проблему социума. Мераб Мамардашвили обращал внимание, что на уровне исторических символов Абхазия является синонимом слова «Грузия»: «Поэтому сказать грузину, что Абхазия может выйти из Грузии (я объясняю  структуру страсти, а не реальности),  — значит сказать примерно то же самое, что Грузия может выйти из самой себя.  Или скажу еще резче: это  то же самое, что быку показать  красную тряпицу, а потом удивляться, что бык такой не демократический».

Южноосетинский конфликт. Южная Осетия с 1922 г. входила в  состав Грузии на правах автономной области. В 1991 г. после  ликвидации  грузинскими властями  автономии и в ответ на несогласие осетин были использованы силовые методы.  Осетины нанесли  поражение грузинским войскам. Южная Осетия имеет непосредственный  выход к  родственной Северной Осетии, находящейся в составе Российской Федерации, что позволяет  при небольшом населении обеспечить экономическое выживание в сложившихся условиях. 

Аджарский конфликт. Автономная Аджария, в которой живут грузины, длительное время входила в состав  Османской империи. Карский договор 1921 года между Армянской, Азербайджанской  и Грузинской  советскими социалистическими  республиками, с одной стороны  и Турцией — с другой, был  заключен при участии РСФСР 13 октября  в г. Карсе. Срок действия договора не был оговорен. Турция и Россия являются гарантами широкой автономии Аджарии в составе Грузии. В 1883 установилось железнодорожное сообщение Баку – Тифлис – Батуми. Батуми превратился в третий по величине (после Баку и Тифлиса) город Закавказья. Нефтепровод Баку – Батуми (1897-07). После распада Советского Союза Аджария сохранила стабильность и более высокий уровень жизни относительно других исторических областей Грузии за счет эффективного использования транзитных функций. Конфликт связан с попыткой официального Тбилиси ограничить внешнеполитические и финансовые полномочия автономии, которые входят в юрисдикцию грузинского государства.     

Таким образом,   на Кавказе  все новые независимые государства  и Российская Федерация имеют  крупные очаги этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов на своих территориях, не говоря уже о множестве тлеющих точек напряженности, которые могут вспыхнуть в результате, например, асимметричного экономического развития.

 

 

6. Цивилизационный разлом

Государства Южного Кавказа  формируют новые геополитические  векторы внешней политики. После распада Советского Союза Грузия разрушила российский вектор внешней политики в надежде скорого пришествия на Запад. Была популярна  формула  Э. Шеварднадзе: «Грузия по своей истории, культуре и национальному характеру — страна западноевропейской ориентации — через века вновь вернулась  в европейский мир, от которого её в свое время отторгли насилием». Играя на геополитических противоречиях  крупных держав, Грузия лидировала  среди бывших союзных республик по объему западной помощи на душу населения. Грузинская власть объявила Грузию европейской страной, временно отторгнутой насилием северного соседа. Грузия жила ожиданием «возвращением» на европейский Запад, который должен был проложить Великий шелковый путь через новое независимое государство, включая создание инфраструктуры нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан. Иждивенчество разложило государство и стимулировало коррупцию. В результате общественного протеста в 2004 году  национал-либералы сменили  националистов (преимущественно из бывшей советской номенклатуры).

Азербайджан успешно использует  энергетический фактор во внешней политике, привлекая для освоения  месторождений  нефти  капитал транснациональных  корпораций.

 Наиболее успешно развивается  тюркский (исламский)  вектор в  направлении Турции и сохраняются  деловые связи с Россией, где  трудятся  многие  азербайджанцы.  Еще в 80-е годы в   Азербайджане  велика была тяга к турецкой  культуре. Однако  после  распада  Советского Союза  крупномасштабного  тюркоязычного «братания» не произошло. Турция   не развращает местные элиты финансовыми и материальными дотациями за их лояльность, как это было в Советском Союзе. Безработица усиливает ностальгию о советской власти или мечты об Иранском Азербайджане, где живут лучше. Около одного миллиона  азербайджанцев ныне  проживает в России, преимущественно в Москве, а в иранских провинциях  — свыше 20 миллионов этнических  азербайджанцев. Поэтому положение   республики в геополитическом и геоэкономическом пространстве не совпадают.  Азербайджанская диаспора доминирует в московской и иранской  торговле,  тогда как политическая власть России  и Ирана находятся в геополитической оппозиции к Азербайджану.

Армения в противовес  геополитической оси Анкара –  Баку  укрепляет взаимодействие с  Ираном и Грецией.  В геополитическом  коде Армении доминирует традиционный российский вектор.  Армянская диаспора  в России (2 млн. армян, преимущественно, в Москве и Краснодарском крае) сопоставима с населением Армении (3,2 млн. человек).  Успешно развивается  западный вектор (ЕС, США и НАТО). Армянская миллионная диаспора добилась от Соединенных Штатов  ограничений  в экономической помощи Азербайджану в связи с  проблемой Нагорного  Карабаха и успешно лоббирует  интересы своей исторической родины. Армении оказывается существенная  американская финансовая помощи.

На протяжении нескольких веков  народы Кавказа были в  социокультурном пространстве  русской культуры и языка, ставшими и остающимися для них транслятором межцивилизационного диалога. Гарантом мира на рубежах цивилизаций выступали космополитичные города. В этой связи вызывает тревогу утрата полиэтничности  трех закавказских столиц. В 80-е годы в Баку проживало около 300 тысяч русских и 180 тысяч армян,  в Тбилиси и Ереване, соответственно, — 125  и 22 тысячи русских, много евреев. Ныне произошел массовый исход русских и евреев,  ереванских курдов и тбилисских немцев, а община бакинских армян перестала существовать. 

Конфессиональное пространство  Кавказа характеризуется неоднородностью. Армянская  апостольская церковь  является одной из  древнейших христианских церквей. В Эчмиадзине близ Еревана  находится религиозный мировой  центр всех армян и резиденция  верховного патриарха и католикоса. Церковь играет исключительно важную  консолидирующую роль для армянской  нации. Даже в  социалистическом «лагере» армянская церковь выделялась по своей роли в общества по аналогии с католицизмом в Польше.

Информация о работе Геополитика Большого Кавказа