Геополитика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:03, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1: Геополитическое содержание внешней политики России включает следующие моменты: 1) Ее расположение на стыке культурных миров. 2) Гигантские размеры территории, континентальность и трансокеаничность. 3) Крайняя затрудненность доступа к мировому океану.
Вопрос 3: А. Первая мировая война (1914-1918). 2. Геополитические амбиции и противоречия основных воюющих государств.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЕОПОЛИТ_18_05.docx

— 237.97 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1:

Геополитическое содержание внешней  политики России включает следующие  моменты: 1) Ее расположение на стыке  культурных миров. 2) Гигантские размеры  территории, континентальность и  трансокеаничность. 3) Крайняя затрудненность доступа к мировому океану.

1) Расположение России на стыке  социо-культурных миров. Расположение  на стыке культурных миров:  земледельцев и кочевников, Востока и Запада, традиционного и индустриального, христианского, мусульманского, буддистского. Перед российской бюрократией постоянно существовала проблема многовекторной внешней политики и проблема выбора внешних союзников для внутриполитических спекуляций и сохранения своих привилегий.

Положение «на стыке» предопределило формирование (или имитацию) психологии окруженной крепости, стремление строить  оборону по всем направлениям, платя  за это любую цену, прежде всего  за счет собственного народа, принуждая  его к жертвенности якобы во имя  великих целей. К этому можно добавить «синдром провинциальности» ( сталкиваясь с европейской, а затем североамериканской культурами русские бюрократы, интеллигенты, «новые русские» оказывались и оказываются в непривычной роли второстепенных лиц. )

Психология окруженности породила во внешней политике России стремление заключать соглашения не с реально  заинтерисованными союзниками, а  с врагами своих врагов (с Францией, Индией, арабскими странами и т.д.).

2) Гигантские размеры территории, континентальность и трансокеаничность.  Данный фактор казалось бы предопределяет масштабы геополитических интересов страны. Но Россия настолько недавно захватила обширные территории в Азии, что до сих пор не может  это полностью осознать – беспрестанное изумление по поводу обширности своей территории – как бы в это не совсем верится. Исторически Россия родилась «на пути из варяг в греки», от моря до моря, от Балтийского моря до Черного и поэтому теоретически была заинтересована в контроле над выходами к морям с момента возникновения, но реально не проявляла достаточной силы воли. В сущности этот путь проторили внешние силы (в значительной мере варяги, арабские купцы и проповедники мировых религий в первую очередь – христиане) все это воспринималось как подарок судьбы, так и не закрепленный в последующем. Киевская Русь появилась в результате того, что Средиземное море было потеряно для европейцев в ходе мусульманских завоеваний. И европейцы таким образом пытались обеспечить свои торговые интересы, то есть Русь развивалась в первую очередь в геополитическом плане, как геополитическое образование. Но эту обидную для русского национального самосознания идею в последующем стали затушевывать идеологической мистификацией. Тогда  в Киевской Руси на первый план выдвинулось такое знаменательное событие как принятие ортодоксального христианства (православия). В свою очередь Московия (Российское централизованное государство) возникла, как единственно оставшийся путь на Восток после завоеваний османов. После потери в XII веке юго-западного побережья Балтийского моря России потребовалось более 500 лет, чтобы при Петре I вернуться к нему, а ситуация на юге в бассейне Черного моря остается столь же неопределенной как и 1000 лет назад. Учитывая данные факты говорить о том, что русские были кровно заинтересованы в морях не приходится. Или усилия не соответствовали результатам, или в этом проявляется позднейшая фиксация исторических завоеваний Российской империи. 500 лет вести борьбу за Финский залив, 1000 лет за Черное и Средиземное море и при этом  не добиться реальной выгоды – какой в этом смысл?

3) Крайняя затрудненность доступа  к мировому океану. Россия изначально являлась континентальной державой. В настоящее время нее есть лишь два открытых выхода в мировой океан – Мурманск и Петропаловск-Камчатский, и несколько портов в примыкающих морях – С.-Петербург, Новороссийск (Черное море), Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог – в Азовском море, и т.д. Все эти порты расположены в отдаленных районах страны, слабо связаны с экономическими центрами, труднодоступны или вообще не используются в зимний период. Попытки добиться выхода к незамерзающим морям для России не увенчались успехом. Более 300 лет Россия вела борьбу за выход в Средиземное море и не только не добилась этого, но у нее остался единственный порт на Черном море. На Дальнем Востоке в бассейне Тихого Океана незамерзающие порты Порт-Артур и Порт Дальний были возвращены Китаю. В значительной мере такая ситуация объясняется отсутствием реальных экономических интересов и преобладанием имперских (военных) целей. Морской флот в России всегда создавался волевым усилием, а затем сходил на нет до нового приступа имперской воли.

В 70-е годы СССР, претендуя  на роль сверхдержавы создал достаточно мощный военно-морской флот, позволяющий с невероятными затратами для нации и государства обеспечивать военное присутствие в Средиземном море и Индийском океане, где осуществлялось постоянное боевое патрулирование надводного и подводного флотов, стратегической авиации. Это потребовало создания баз, портов и аэродромов в зарубежных государствах – во Вьетнаме, Южном Йемене, Сомали, Алжире, Эфиопии и Кубе. Для поддержания этих баз требовалось обеспечивать стабильность правящих режимов, не только внутри данной страны но и в соседних странах. Имперская политика – недешевая политика.

«Психология окруженной крепости», традиционно  разыгрываемая русской бюрократией  особенно ярко проявилась в «доктрине  Брежнева» – стремлении советского руководства любой ценой, не останавливаясь перед прямым вооруженным вмешательством, обеспечить в соседних странах контролируемые и идеологически совместимые  режимы. В результате вокруг СССР было создано несколько геополитических кругов. Первый, фрагментарный, наиболее нестабильный, охватывал удаленные социалистические страны (анклавы) – Кубу, Вьетнам, КНДР, которые действовали или в русле советской политики или с еще более радикальных ультрареволюционных позиций, конфликтуя с западными странами, прежде всего с США, получали льготные кредиты, экономическую и военную помощь от СССР, на их территории размещались передовые базы и разведывательные центры Второй геополитический круг включал социалистические и народно-демократические страны непосредственно граничащие с СССР – Польшу, Германскую демократическую республику, Чехословакию, Венгрию, Монголию. Третий круг был в сущности внутренним – это национальные республики СССР, примыкающие к великорусскому ядру. Четвертый круг – это цепочка автономных национальных республик внутри великорусского социума.

 

Геополитическое положение России и его изменение в 20 веке

Геополитическое положение России изменилось в начале 90-х годов, после  распада СССР, который обладал  мощным экономическим потенциалом, единым экономическим организмом, своим  территориальным разделением труда  и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным  для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между субъектами РФ.

СССР существовал в биополярном  мире (США - НАТО, СССР - организация  Варшавского договора), но распад СССР изменил геополитическое положение  России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты во внешнеэкономической торговле России, среди которых прочное место заняли следующие страны:

1. Страны Западной и Южной  Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса - Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России - 50%.

2. Страны Восточной Европы, с  которой Россия должна обновить  и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.

3. Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА,  Индия).

4. Особая роль отведена укреплению  и развитию многосторонних связей  России с США (взаимодействие  в сферах: космос, научно-технические  связи, разоружение, развитие  экономических связей).

В геополитическом положении России в 90-е годы ХХ в. произошли следующие  изменения:

  • по периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии;
  • по отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье;
  • образовались частично "прозрачные" границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25;
  • было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы;
  • блок НАТО расширился на восток, к границам России;
  • образовался анклав - Калининградская область.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое  положение России относительно стран-соседей  также стало иным, чем то, которое  она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы - с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются  на официальном и неофициальном  уровнях претензии к России:

  • Японии, которая хочет получить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
  • Эстонии - Печорский район (на территории России - Псковская область).
  • Латвии - Пыталовский район.
  • Финляндии - на земле Карелии - Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Изменение геополитического положения  также привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы и т.д.). Поэтому представляется очевидным ухудшение геополитического и экономико-географического положения России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва - Минск - Варшава - Берлин - Париж и железная дорога Прага - Будапешт - Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество  проблем. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

Несмотря на имеющиеся трудности  Россия не только поддерживает связи  с другими европейскими государствами, но и сотрудничает с ними, являясь  равноправным членом многих европейских  организаций. В прошлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге.

Наиболее значимые среди европейских  политических и экономических организаций - Организация по безопасности и  сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет  Европы, Европейский Союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.

Для того чтобы вступить в Совет  Европы, от нашей страны потребовалось  внести изменения в свое законодательство: было необходимо приблизить его к  правовым нормам большинства европейских  государств. Но законодательство России еще не полностью удовлетворяет этим требованиям.

Россия пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия еще не достигла, с точки зрения европейских партнеров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце ХХ в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнером России.

Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых  Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). Россия играет в содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.

Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между  государствами, возникшими на месте  бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу ХХ в. почти все государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.

Информация о работе Геополитика России