Геополитика Большого Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:50, реферат

Краткое описание

На протяжении более двух веков Кавказ находился в геополитическом пространстве Российской/Советской империи. В постсоветском пространстве изменилось геополитическое положение Кавказа, а исламский Восток приблизился к границам России. После распада Советского Союза Южный Кавказ «вернулся» на Ближний Восток, где его экономика оказалась неконкурентоспособной.
Для новых независимых государств Южного Кавказа характерен синдром завышенных ожиданий, имитация демократии и поиск «большого брата», способного стать гарантом их независимости.

Содержание

1. Географические характеристики раойна
2. Население и народы
3. Кавказский микрокосмос
4. Большая кавказская война
5. Этнонациональные и этноконфессиональные конфликты
6. Цивилизационный разлом
Вывод
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 54.14 Кб (Скачать файл)

 Грузинская православная  патриархия   является одной  из древнейших  православных  христианских церквей. В IV веке  Грузия приняла христианство  в качестве  государственной религии.  Таким образом,  в современном  конфессиональном пространстве, в  отличии от  армянской древневосточной церкви,  Грузия относится к странам, где большинство исповедуют  православие, то есть к Европе. Но и здесь отмечается своеобразная специфика. У Грузии тесные  культурные связи не только с православной Россией, но и с Францией,  где находится одни из крупнейших «островов» православия в Западной Европе и хранятся святыни, чтимые православным миром.

При покорении Российской империей мусульманских народов,  они вели  «Священную войну» («Газават») под знаменем  ислама. После ряда восстаний Екатерина II  легализовала ислам и признала  его законной  религией татар и башкир. Так как  российские мусульмане  почти все  были тюркоязычными народами, кроме большинства горцев Кавказа и Таджикистана, возникла теория  пантюркизма и идея создания «Великого Турана» — тюркского государства с единоверной и единокровной Турцией. После февральской революции 1917 года борьба мусульманских народов выливается  в исламское движение за автономию или полную независимость. В 1917-1918 гг. в Крыму создавалась Национальная директория, а в Средней Азии — Кокандская автономия. В 1918-1919 гг.  существовала  исламская республика  горцев  Северного Кавказа. Формировались мусульманские полки как ядра  будущей «армии ислама» (басмачества). Ныне идеология басмачества живуча в Туркестане и мюрадизма (национально-освободительного движения горцев) — на Северном Кавказе.

 В конце ХХ века  на Кавказе  отмечается возрождение   ислама. Как ответ на рыночный  фундаментализм, разрушающий коррупцией души  людей, получил развитие   религиозный фундаментализм. Социально-экономический фактор способствует  распространению исламского  радикального «протестантизма» среди обедневшей молодежи. По мере обнищания населения  растет популярность «ваххабизма». В горных районах при высокой рождаемости  и ограниченных размеров обрабатываемой земли практически  отсутствуют перспективы для трудоустройства.  Чрезвычайно высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни на фоне  коррумпированных местных элит и  российского рыночного фундаментализма  способствует  распространению  лозунгов социального равноправия и  последователей «нового ислама». В 1999 году  большую часть боевиков, вторгшихся из Чечни в Дагестан,  составляли   этнические  дагестанцы, вытесненные  ранее из республики. Усиление позиций ислама приводит к социальной трансформации, например, азербайджанской семьи. Мужчины  выступают за усиление ислама, а многие женщины — за светское государство.  Особенно ощутим женский протест против двоеженства.

 

Вывод

На протяжении более двух веков  Кавказ  находился в  геополитическом  пространстве Российской/Советской  империи.  В постсоветском пространстве  изменилось геополитическое положение  Кавказа, а исламский Восток приблизился  к границам России. После распада  Советского Союза Южный Кавказ «вернулся» на Ближний Восток, где его экономика  оказалась неконкурентоспособной.

 Для новых независимых  государств Южного Кавказа характерен  синдром завышенных ожиданий,  имитация демократии и поиск   «большого брата», способного стать  гарантом  их независимости.

 Бывшие союзные республики  критикуют СНГ, однако никто  из него не вышел. Возможно, что под политическим прикрытием  неудачной интеграции, образовалась  другая — теневая, более эффективная.

 Чеченский конфликт  является самым опасным для  российской государственности. Преодоление  конфликта возможно при условии  признания, что рыночный фундаментализм, символом которого стала Москва, такое же зло, как и исламский  фундаментализм.

 

 

 

Список использованный источников:

  1. www.wikipedia.ru
  2. http://dergachev.ru/book-geop-2004/15.html

 


Информация о работе Геополитика Большого Кавказа