Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть особенности и выделить предпосылки развития внешнеэкономической деятельности РФ в современных условиях.
Задачи:
- изучить основные аспекты внешнеэкономической деятельности: понятие, формы, методы, эффективность;
- изучить организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле;
- изучить принципы всемирной торговой организации;
- определить место России в мировой экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….….....3
1. Внешнеэкономическая деятельность: Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия …..………………………5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, методы, эффективность …………………….…………………………….……….….….…5
1.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………… 13
1.3. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях …………………………………………………………………………23
1.4. Процесс регулирования и ограничений во внешнеэкономической деятельности. Дерево проблем ……………………………………….………….30
2. Организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле …………………………………………………………………40
2.1. Всемирная торговая организация ……………………………………..….…40
2.2.Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках ………………………………………………………………….…………42
3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности…...47
3.1. Место России в мировой экономике……………………………………..….47
3.2. Динамика внешнеэкономических показателей торговли России…………51
3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России…….55 Заключение……………………………………………………………………...…61 Список используемой литературы……………………………….………...…….64 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность РФ.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

          ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

        Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов ХХ века - около 4%.[6]

 

2.2. Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках

В странах с развитой рыночной экономикой, активно участвующих в международной торговле, нет принципиальных различий в правилах коммерческой работы внутри страны и за рубежом. Но в российских условиях они существовали в силу объективных причин.

В связи с провозглашением в 90-е гг. ХХ в. курсом на развитие рыночных отношений в стране и интеграцию в мировое хозяйство в перспективе возникла возможность постепенного выравнивания условий коммерческой работы на внутреннем и внешних рынках, хотя реализация такой возможности пока остается проблематичной. Любым российским коммерсантам необходимо серьезно изучать правила работы на внешнем рынке, учитывая специфику национальных рынков конкретных зарубежных стран.

Коммерческая деятельность на внешнем рынке в сравнении с подобной деятельностью внутри страны характеризуется многими особенностями. При этом имеются общие черты международной коммерческой деятельности, присущие большинству зарубежных национальных рынков, а также специфические особенности, характерные для отдельных стран.

Организационно-правовые условия международной торговли базируются на национальных законодательных нормах стран-контрагентов, а также нормах, вытекающих из международных соглашений, особенно тех, которые действуют на многосторонней основе. В таможенных, валютных, налоговых, экологических, санитарных, технических правилах зарубежных стран имеются существенные отличия от действующих российских норм.

Организационные формы международной торговли на протяжении столетий складывались иначе, чем в России, и продолжают интенсивно развиваться в наше время. В зарубежных странах существует достаточно устойчивая товаропроводящая сеть, сложившиеся каналы сбыта, система торговых посредников, агентов, дилеров и т.д. Важную роль в международной коммерческой деятельности играют специальные рынки: международные товарные биржи, аукционы, торги.

По многим сырьевым товарам вырабатывались особые условия торговли, предусмотренные международными товарными соглашениями с целью стабилизировать мировые цены на основе нормализации соотношения предложения и спроса на соответствующих мировых товарных рынках.

Емкость рынка и конкуренция между продавцами. Мировой рынок как совокупность многих национальных рынков отличается большой емкостью и острой конкуренцией. Мировой рынок в целом намного шире нашего внутреннего рынка. Там действует множество продавцов, предлагающих свои товары, и множество покупателей, заинтересованных в приобретении товаров. В этих условиях солидные продавцы, заинтересованные в постоянном сбыте своих товаров на конкретном рынке, обстоятельно изучают потенциальных покупателей, их реальные запросы, стремясь подыскать надежных и постоянных клиентов.

В условиях острой конкуренции между множеством товаропроизводителей и продавцов на зарубежных рынках отнюдь не просто найти там свою нишу новому коммерсанту. Российским участникам ВЭД, мало известным или совсем не известным на зарубежных рынках, приходится прилагать огромные усилия для проникновения на эти рынки и отвоевания хотя бы небольшой доли рынка, имея в виду перспективу постепенного ее увеличения. К тому же в зарубежных странах нередко к российским экспортерам применяются дискриминационные меры. В таких условиях российской стороне приходится добиваться от иностранных властей устранения неприемлемых для нас мер либо принимать адекватные ответные меры.

Маркетинговая деятельность. Для мирового рынка, как правило, не характерен товарный дефицит, а чаще свойственно изобилие разнообразных товаров. Это побуждает продавцов проводить активное маркетинговые исследования, выбирать наиболее эффективное рекламные средства в соответствующих рыночных сегментах, постоянно приспосабливаться к меняющимся запросам иностранных потребителей.

Подобным образом прибегать к маркетинговым исследованиям приходится и российским импортерам при реализации ввозимых товаров на российском внутреннем рынке. С этой целью полезно изучать зарубежную практику проведения маркетинга и рекламы. Накоплен уже немалый опыт ведения рекламы иностранной продукции в российских СМИ. Его положительные и негативные стороны заслуживают серьезного анализа.

Услуги продавцов. Зарубежные покупатели и потребители привыкли к получению от продавцов широкого спектра услуг. Изначально покупатели рассчитывают на получение подробной информации о качественных характеристиках, технологических свойствах, назначении и способах использования конкретного товара.

Особые значения придается вопросам технического обслуживания машинно-технической продукции как потребительского, так и производственного назначения. Круг технических услуг включает предпродажную подготовку товара, послепродажное техобслуживание в течение гарантийного срока и в послегарантийный период.

Кроме того, иностранные покупатели могут предъявлять особые требования в отношении внешнего оформления товара, специальной упаковки, маркировки, условий транспортировки, консервации поставляемых технических изделий и т.д. В связи с этим российским экспортерам при реализации различных видов продукции на зарубежных рынках приходится заботится о предоставлении иностранным покупателям большего объема услуг, чем практикуется на внутреннем рынке, в том числе предоставлять повышенные гарантии, организовывать техобслуживание в стране покупателя и т.д. российским импортерам, в свою очередь, следует добиваться от иностранных поставщиков также получения максимального объема услуг и эффективно контролировать их реальное получение.

Ценообразование, определение уровня контрактных цен. Имеются существенные различия в принципах и методах ценообразования в мировой торговле и внутренней торговле страны. Зарубежные коммерсанты при заключении внешнеторговых сделок ориентируются на уровень мировых цен, складывающихся на базе цен крупных сделок, заключаемых в ведущих центрах мировой торговли. Основополагающим ценообразующим фактором служит соотношение предложения и спроса на конкретный товар в данный момент. Вместе с тем на уровень цен могут оказывать немалое влияние и другие факторы, например состояние общеэкономической конъектуры, сезонность производства и потреблении соответствующего товара, меры государственного регулирования (субсидирования дотирования экспорта, ограничения импорта и др.), а также обстоятельства внеэкономического характера, связанные с возникновением политических, военных, этических и иных проблем.

   В современной России отсутствует государственный контроль и регулирования уровня внешнеторговых цен, хотя во многим сохраняется монополистический подход к установлению внутренних цен на важные товары и услуги. В сложившихся условиях многие российские участники ВЭД при заключении внешнеторговых сделок вовсе не ориентируются на мировые цены, игнорируя общепринятую мировую торговую практику. В результате многие отечественные товары экспортируются по заниженным ценам, а импортные зачастую закупаются по завышенным ценам без должного учета и качественных характеристик.

Фирменная структура товарных рынков, деловая репутация фирм. В мировой торговле для каждого товарного рынка характерна определенная фирменная структура. Среди множества фирм, действующих на том или ином товарном рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют высокую долю на данном рынке. Как правило, таки фирмы достигают высокого авторитета в деловом мире в результате многолетней продуктивной коммерческой работы.

Приобретаемая производственной или коммерческой фирмой репутация, реноме является важной притягательной силой для национальных и иностранных коммерсантов. Солидные иностранные коммерсанты стремятся всячески укрепить свое положение на рынке, утвердить свой авторитет в деловом мире, завоевать благожелательное отношение, симпатии торговых партнеров. Поэтому они очень дорожат своей репутацией, деловыми связями, стараются расширить круг надежных коммерческих партнеров в своей стране и за рубежом. Для многих российских предпринимателей это довольно непривычно и труднодостижимо, поскольку они действуют в недостаточно стабильных, порою рискованных условиях и не всегда уверены в своем будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности

 

3.1. Место России в мировой экономике

 

Начало XXI века для России - это завершающий этап переходного периода, в ходе которого отечественному народному хозяйству предстоит перейти на новый уровень развития. При этом очень важно выработать та­кие стратегические ориентиры, которые нацелены на органическое смы­кание внешнеэкономических возможностей данного процесса с теми внутренними предпосылками, которые бы способствовали его ускорению.

         Масштабы международного движения капитала возрастают в последние десятилетия темпами, обгоняющими рост мирового ВНП, мировой торговли, других макроэкономических величин.

         Это вызвано, прежде всего, бурным разви­тием рынков фиктивного капитала, и особенно, рынка финансовых дериватов, производных ценных бумаг. В 90 - е годы  и к концу 2007 года портфельные инвестиции обошли по своим абсолютным размерам прямые и это один из феноменов развития мировой экономики в последнее десятилетие.

Иностранные банки в России, проблемы и пути развития.

Сейчас в России менее 10% банков с зарубежным участием, а доля иностранных кредитов от общей суммы накопленных кредитов в российской экономике - почти 40%, что объясняется колоссальными финансовыми ресурсами западных банков.

Изначально предлагалось установить квоту на иностранное присутствие в российской банковской системе при вступлении в ВТО на уровне 25%. Впрочем, о какой цифре пойдет речь на переговорах неизвестно. Представители Минэкономразвития лишь высказали уверенность, что это будет ровно столько, сколько удастся отстоять.[7]

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает, что квота на иностранный капитал не должна превышать 10-15%, и «даже 25% для нас будет слишком много». Кроме того, он предложил установить дополнительные ограничения, чтобы ни один иностранный банк не смог доминировать на рынке, выбрав на себя всю квоту.

Продавить столь критические для банковского бизнеса условия по вступлению России в ВТJ будет тяжело. Российские предложения уже напарывались на жесткую критику со стороны США, последний раз это произошло на январской встрече.

Усугубляет ситуации и то, что прецедентов по таким условиям для страны-кандиадат в ВТО практически не было. Александр Геншафт напомнил, что нестандартные условия по либерализации своего финансового рынка в ходе присоединения к ВТО получила пока только Мексика. Действительно, нет никаких предпосылок к тому, чтобы их получила Россия, особенно если учесть сохранение ряда преференций для российского ТЭКа.

Но так ли губительна, окажется интервенция западных банков в Россию? По мнению экспертов, опрошенных газетой «Известия» летом этого года, угрозы есть в первую очередь для их российских конкурентов. «Зарубежные финансовые институты заинтересованы в проникновении на наиболее привлекательные сегменты рынка, например, обслуживания корпоративных клиентов, - полагает заместитель председателя правления банка "Стройкредит" Татьяна Мирук. - Безусловно, будет также осуществлена экспансия в области ипотеки и привлечения вкладов». По мнению начальника управления розничных проектов банка "Зенит" Дмитрия Соловьева, переход крупных клиентов на обслуживание в западные банки чреват риском возможного оттока капитала из России. А вот средние и мелкие предприятия, по его словам, будут по-прежнему сотрудничать с российскими банками.

Но вместе с тем, «появление филиалов иностранных банков в России повлечет расширение спектра, повышение качества и понижение стоимости банковских услуг для населения и предприятий реального сектора, - считает Александр Геншафт. – Для российских банков это будет означать резкое усиление конкуренции и перенос деятельности в регионы, куда филиалы иностранных банков, видимо, не скоро доберутся. В любом случае, необходимо обеспечить равные конкурентные условия для российских и иностранных банков, в первую очередь в части отчислений средств в фонды обязательного резервирования». В целом, эксперты не склонны переоценивать угрозу вторжения западных кредитных организаций. Российская экономика до сих пор полна рисков, отпугивающих западных игроков. К примеру, текущая неофициальная квота на участие западных структур в капитале российских банков в 12,5% до сих пор не выработана.

Информация о работе Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности