Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть особенности и выделить предпосылки развития внешнеэкономической деятельности РФ в современных условиях.
Задачи:
- изучить основные аспекты внешнеэкономической деятельности: понятие, формы, методы, эффективность;
- изучить организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле;
- изучить принципы всемирной торговой организации;
- определить место России в мировой экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….….....3
1. Внешнеэкономическая деятельность: Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия …..………………………5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, методы, эффективность …………………….…………………………….……….….….…5
1.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………… 13
1.3. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях …………………………………………………………………………23
1.4. Процесс регулирования и ограничений во внешнеэкономической деятельности. Дерево проблем ……………………………………….………….30
2. Организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле …………………………………………………………………40
2.1. Всемирная торговая организация ……………………………………..….…40
2.2.Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках ………………………………………………………………….…………42
3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности…...47
3.1. Место России в мировой экономике……………………………………..….47
3.2. Динамика внешнеэкономических показателей торговли России…………51
3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России…….55 Заключение……………………………………………………………………...…61 Список используемой литературы……………………………….………...…….64 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность РФ.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004г. Наделено следующими функциями: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, таможенного дела, инвестиционной деятельности. Министерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.

Федеральная таможенная служба (ФТС), преобразованная из Государственного таможенного комитета и переданная в ведение Минэкономразвития России, осуществляет функции контроля и надзора в области таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Определенные полномочия в области ВЭД имеют Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство образования и наук РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство обороны РФ и ряд других органов исполнительной власти.

Центральный банк (ЦБ) возглавляет банковскую систему страны. В нее входит Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Российский экспортно-импортный банк. ЦБ лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.

Деятельность ряда федеральных органов исполнительной власти осуществляется не только в центре, но распространяется на всю территорию страны через их территориальные органы.

Территориальные (региональные) органы. Минэкономразвития руководит деятельностью своих территориальных органов в округах и отдельных регионах РФ, а также региональных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекции).

ФТС имеет региональные таможенные управления, которые руководят работой сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные организации постоянно взаимодействуют с администрацией субъектов РФ и представителями Президента РФ в соответствующих округах.

Некоторые подразделения Минфина имеют региональные представительства.

На всей территории страны функционирует территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.

В последние десятилетия как относительно самостоятельный сложился региональный управленческо-оперативный компонент ВЭК.Во внешнеэкономическую деятельность активно включились субъекты РФ в лице их органов представительной и исполнительной власти, а также муниципальные органы. Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области ВЭД, причем некоторые вопросы ВЭД являются предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых достаточно крупных субъектах РФ- министерства внешнеэкономических связей. Администрация крупного субъекта РФ может предоставлять муниципальным образованиям определенные права и области ВЭД.

Хозяйственные комплексы, отрасли и предприятия, включенные в ВЭД.К ВЭК тесно примыкают все отрасли российской экономики и многие предприятия, входящие в различные хозяйственные комплексы, например топливно-энергетический комплекс (ТЭК), машиностроительный комплекс (МСК),агропромышленный комплекс (АПК), лесохозяйственный комплекс (ЛХК), рыбохозяйственный комплекс (РХК), транспортный комплекс (ТК) и др.

Совокупный производственный потенциал страны можно считать фундаментальной основой ВЭК. Предприятия различных отраслей экономики обеспечивают производство товаров для экспорта (изготовление, заготовку, доработку, маркировку) и подготовку их к отправке за границу. Значительная часть ввозимых из-за границы товаров перерабатывается или дорабатывается (расфасовывается, рассортировывается, переупаковывается) также на отечественных предприятиях для снабжения российских потребителей (обеспечения их производственных или личных нужд). Однако другая часть импортной продукции реализуется в стране (самими импортерами или через торгово-сбытовую посредническую сеть) без переработки.

В последние годы наиболее экспортоориентированы компании и предприятия ТЭК (добыча, выработка и экспорт нефти, газа, угля и электроэнергии), ЛКХ (заготовка и экспорт лесотоваров),а также РХК (добыча и экспорт рыбы и морепродуктов) и отчасти МСК (производство и экспорт машинотехнической продукции).

Основные участники ВЭД – хозяйствующие субъекты. В оперативно-коммерческое звено ВЭК входит множество хозяйствующих субъектов , непосредственно осуществляющих экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции. Участниками ВЭД могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. После либерализации ВЭД в течение 90-х гг. ХХ в. Численность участников ВТД лавинообразно возросла и учетное число их к концу ХХ в. Приблизилось к 700 тыс.

Нынешний состав участников ВТД весьма неоднороден. Сравнительно немногочисленную группу наиболее квалифицированных и солидных участников ВЭД составляют специализированные внешнеэкономические организации (подведомственные Минэкономразвития, Торгово-промышленной палате (ТПП) и некоторые другие отраслевые и региональные организации, у которых внешнеэкономическая деятельность является профилирующей), а также внешнеторговые фирмы крупных предприятий. Многие внешнеэкономические объединения имеют солидный опыт работы на внешнем рынке, накопленный в течение предыдущих десятилетий. Однако их удельный вес в экспортно-импортных операциях ныне сократился примерно до 6-8 %.

ВЭД предприятий на микроуровне, базирующийся на их основной хозяйственной деятельности–производственной, становится главной составляющей всей внешнеэкономической деятельности России. Примерно две трети российского экспорта обеспечивают 60=70 крупных предприятий. Среди них–крупнейшие нефтяные компании: «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтебаз», «ТНК», «Сибнефть». Некоторые экспортеры, по существу занимают монопольное положение по важным товарным группам,например Газпром (экспорт газа), РАО ЕЭС (экспорт электроэнергии), «АЛРОСА» (экспорт алмазов), «Норильский никель» (экспорт некоторых цветных и драгоценных металлов платиновой группы). Вместе с тем не более 15 % производственных предприятий самостоятельно выступают на внешнем рынке с запродажами своей продукции.

Экспортно–импортными операциями занимаются и многие некоммерческие организации-ассоциации, фонды и др.

Кроме юридических лиц в ВЭД оказались вовлеченными около 6 млн. физических лиц, которых стали называть «челноками». В конце прошлого века за счет этого вида деятельности обеспечивалась почти четверть потребительского рынка страны.

Организации, содействующие ВЭД. Важной составной частью всей системы ВЭД являются организации, содействующие развитию предпринимательской деятельности в области ВЭД. Это в первую очередь Торгово-промышленная палата (ТПП).РФ, в систему которой входит множество территориальных ТПП. В системе ТПП действует Деловой центр и Конгресс-центр, выпускаются Торгово-промышленные ведомости. ТПП является членом Международной торговой палаты и многих смешанных российско-иностранных торговых палат.

Многие юридические лица-участники ВЭД объединились в ассоциации, союзы, лиги по отраслевому, территориальному и региональному принципам. К 2001 г. Было зарегистрировано около 25 отраслевых союзов промышленников и экспортеров, но реально работали лишь 4-5 (в частности, в лесопромышленной, рыбохозяйственной, металлургической отраслях).

Большинство отраслевых ассоциаций и союзов, включающих многие сотни производственных предприятий, а также внешнеторговые организации, в середине 90-х гг. вошли в Совет российских объединений  производителей  и экспортеров, созданный при МВЭС. Этот Совет разработал и утвердил Хартию российских экспортеров. Кроме того, ряд внешнеэкономических организаций системы МВЭС создали Ассоциацию внешнеэкономических организаций России (АВЭОР).

К организациям, содействующим развитию ВЭД, относятся еще научно-исследовательские и редакционно-издательские учреждения, учебные заведения, а также информационно-концультационные службы соответствующего профиля.

Среди профилирующих научно-исследовательских институтов - ВНИКИ, недавно отметивший 70-летие своей деятельности, и ВНИИВС, созданный в конце 80-х гг. прошлого века под эгидой Государственной внешнеэкономической комиссии Совмина СССР, а теперь работющий в системе Минэкономразвития. В системе РАН внешнеэкономической проблематикой занимаются такие институты ,как ИМЭМО, Институт рынка, Центр внешнеэкономических исследований (ЦВЭИ РАН) и др.

Значительный объем публикаций по внешнеэкономической тематике приходится на издательства «Международные отношения», «Экономистъ», «Юнити», «Инфра-М», «Республика» и ряд других. В число наиболее известных периодических изданий по внешнеэкономическим вопросам входят журналы «внешнеэкономический бюллетень», «Внешнеэкономический комплекс России», а также БИКИ, «Таможенные ведомости», «таможенный вестник».

Профилирующими вузами, готовящими специалистов в области ВЭД, являются: МГИМО(У), ВАВТ, ВКШ, МИМБ, а также АНХ при Правительстве РФ,РЭА им Г.В.Плеханова и др.

Заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами. Особую часть ВЭК составляет так называемый заграничный аппарат. В него входят торговые представители РФ в иностранных государствах, торгово-экономические отделы посольств РФ (их деятельностью руководит Минэкономразвития России совместно с МИД России)и представители Минэкономразвития в постоянных представительствах РФ при международных организациях и ЕС.

За рубежом имеются представительства ФТС (в странах ближнего зарубежья, входящих в таможенный союз с Россией), а также представительства по вопросам туризма, транспорта, страхования и др.

В иностранных государствах действуют также представительства ряда других министерств и ведомств РФ. В уставе ТПП РФ перечислены представительства ТПП, действующие в 15 странах. Многие внешнеэкономические и иные коммерческие организации создали за рубежом свои представительства, аппараты уполномоченных, а также филиалы, дочерние компании и смешанные общества.

 

1.4. Процесс регулирования и ограничений во внешнеэкономической деятельности

 

Преимущества свободной торговли неоспоримы. Поскольку структура национальных ресурсов и уровень технологий в каждой стране различны, то каждая страна может производить опреде­ленные товары с разными издержками. Действие принципа срав­нительных преимуществ заставляет страну производить те товары, издержки, на производство которых ниже, чем в других странах. Одновременно свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Суммарное действие всех перечислен­ных факторов стимулирует экономический рост.

Несмотря на обоснованную критику подобной политики ог­раничений во внешней торговле, она периодически проводится в различных странах. Ограничения реализуются по следующим ос­новным направлениям:

1. Путем введения таможенных тарифов. Тарифы—это нало­ги на импорт. Тарифы — это систематизированный перечень та­моженных пошлин, которыми облагаются товары. Существует два основных типа тарифов. Это фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов. И протекционистские тарифы, используемые государством для за­щиты национальной промышленности от иностранной конкурен­ции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и от­дают предпочтение.

Пошлины бывают 3 видов:

адвалорные—взимаемые в процентах от стоимости товара;

специфические—взимаемые в виде определенной денеж­ной суммы с веса, объема или штуки товара;

смешанные— предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин.

Например, в Украине с февраля 1993г. действует единый та­моженный тариф, представляющий собой свод ставок пошлин, взимаемых при импорте товаров из-за рубежа на таможенную территорию Украины. В тарифе ставки пошлины определены в процентах от таможенной стоимости товаров.

Тариф по размерам ставок разделяется на три разновидно­сти:

преференциальные ставки, включая освобождения от уп­латы пошлины, применяются к товарам, происходящим из стран, входящих вместе с Украиной в таможенные союзы или образующих специальные зоны, или которым предос­тавлен специальный режим в соответствии с международ­ными договорами, а также происхождением из разви­вающихся стран;

льготные ставки применяются к товарам, происходящим из стран, пользующихся на Украине режимом наибольше­го благоприятствования. В международной торговле ре­жим наибольшего благоприятствования означает порядок, при котором уровень таможенных пошлин и прочих сбо­ров, взимаемых при импорте товаров из страны, поль­зующейся таким режимом, не должен быть выше анало­гичных пошлин и сборов, налагаемых на товары любой другой страны. То же относится и к различным, связан­ным с торговлей формальностями и процедурам. Иными словами режим наибольшего благоприятствования преду­сматривает лишь равный с остальными торговыми парт­нерами (не дискриминационный) статус, а не какие-либо особые претензии и льготы. Режим наибольшего благо­приятствования представляется на взаимной основе, как правило в рамках двухсторонних и многосторонних тор­говых договоров и соглашений и является общепринятой нормой в международной торговле, зафиксированной в уставе ГАТТ «любая страна, присоединяясь к соглашению, обязуется обеспечивать соблюдение принципов режима наибольшего благоприятствования по отношению ко всем остальным его участникам».[3]

Как правило, уровни таможенного обложения всех стран не остаются неизменными, а меняются в зависимости от степени международного разделения труда, интеграционных процессов и так далее. В целом же характерна тенденция (для развитых стран, как пример в развитии) к постепенному снижению таможенных пошлин. Так за последние 40 лет их уровень снизился более чем на З/4.

2. К общим для всех стран формам регулирования внешне­торговой деятельности относятся нетарифные меры. Согласно принятой в ООН классификации к ним относятся меры, направ­ленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производст­ва. Сюда относятся: лицензирование и контингентирование им­порта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые "добровольные экспортные огра­ничения", компенсационные сборы, система минимальных им­портных цен и т.п. Рассмотрим основные из них более подробно.

Информация о работе Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности