Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть особенности и выделить предпосылки развития внешнеэкономической деятельности РФ в современных условиях.
Задачи:
- изучить основные аспекты внешнеэкономической деятельности: понятие, формы, методы, эффективность;
- изучить организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле;
- изучить принципы всемирной торговой организации;
- определить место России в мировой экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….….....3
1. Внешнеэкономическая деятельность: Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия …..………………………5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, методы, эффективность …………………….…………………………….……….….….…5
1.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………… 13
1.3. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях …………………………………………………………………………23
1.4. Процесс регулирования и ограничений во внешнеэкономической деятельности. Дерево проблем ……………………………………….………….30
2. Организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле …………………………………………………………………40
2.1. Всемирная торговая организация ……………………………………..….…40
2.2.Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках ………………………………………………………………….…………42
3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности…...47
3.1. Место России в мировой экономике……………………………………..….47
3.2. Динамика внешнеэкономических показателей торговли России…………51
3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России…….55 Заключение……………………………………………………………………...…61 Список используемой литературы……………………………….………...…….64 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность РФ.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)


 

2

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………….….….....3

1. Внешнеэкономическая деятельность: Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия    …..………………………5

1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, методы, эффективность  …………………….…………………………….……….….….…5

1.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………… 13

1.3. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях    …………………………………………………………………………23

1.4. Процесс регулирования и ограничений во внешнеэкономической деятельности. Дерево проблем ……………………………………….………….30

2. Организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле …………………………………………………………………40

2.1. Всемирная торговая организация ……………………………………..….…40

2.2.Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках  ………………………………………………………………….…………42

3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности…...47

3.1. Место России в мировой экономике……………………………………..….47

3.2. Динамика внешнеэкономических показателей торговли России…………51

3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России…….55 Заключение……………………………………………………………………...…61 Список используемой литературы……………………………….………...…….64 Приложение

 

 

 

 

 

                                                          Введение

 

       Актуальность. Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе.

        До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм.

        Стратегия внешнеэкономической деятельности базируется на исследовании цен и качества экспортируемых и импортируемых товаров и услуг, сроков и качества обслуживания и др.

        Цель данной работы: рассмотреть особенности и выделить предпосылки развития внешнеэкономической деятельности РФ в современных условиях.

       Задачи:

- изучить основные аспекты внешнеэкономической деятельности: понятие, формы, методы, эффективность; 

- изучить организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле;

- изучить принципы всемирной торговой организации;

- определить место России в мировой экономике.

        Объект изучения: Внешнеэкономическая деятельность.

        Предмет изучения: Внешние торговые связи Российской Федерации.

        В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

       В сфере международной торговли существует острейшая кон­куренция, поскольку здесь сталкиваются экономические интере­сы практически всех основных субъектов мировой экономики.

        Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внешнеэкономическая деятельность. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.

1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, методы, эффективность

Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был законодательно закреплен в Конституции СССР 1977г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности» с указанием их ведения на основе государственной монополии. Однако само понятие ВЭД тогда было раскрыто.

Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшифровано сравнительно недавно, а именно в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», Где записано: «Внешнеэкономическая деятельность  - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Понятие ВТД было первоначально сформулировано в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157 – ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от * декабря 2003 г. № 164 –ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «внешнеторговая деятельность-деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».В этом определении содержание ВТД раскрыто точнее, чем в прежнем законе, хотя и не отражен ее многоуровневый характер.

В законе 2003 г. Конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов. Расшифруем соответствующие положения закона, сопроводив их некоторыми комментариями.

Внешняя торговля товарами -импорт и (или) экспорт товаров. Товаром как предметом ВТД считается движимое имущество, отнесенные к  недвижимому имущества суда – воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река-море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. При этом в качестве товара не рассматриваются транспортные средства, используемые по договорам международных перевозок.

Указанным определением сняты некоторые прежние разночтения в понимании термина «товар». По существу, это овеществленные объекты внешнеторгового обмене, так называемые «видимые товары». Вообще в российской внешней торговле, как и в международной торговле в целом, обращается множество товаров, являющихся продуктами материального производства. Все их можно подразделить на несколько крупных групп: минеральное сырье и топливо; сельскохозяйственные, продовольственные и лесные товары; непродовольственные потребительские товары (ткани, одежда, обувь, мебель, посуда, лекарственное оборудование, парфюмерно-косметические изделия); машины и оборудование (разрозненное и комплектное, электронное оборудование, бытовая техника и некоторые другие виды машинно-технических изделий); другие готовые изделия и полуфабрикаты.

Во внешнеторговых документах наименование каждой конкретной товарной позиции следует указывать строго в соответствии с ТН ВЭД.

2.Внешняя торговля услугами - оказание услуг (в том числе выполнение работ), включающие в себя производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ). Оказание услуг осуществляется следующими способами:

      с территории РФ на территорию иностранного государства;

      с территории иностранного государства на территорию РФ;

      на территорию РФ иностранному заказчику услуг;

      на территории иностранного государства рооийскому заказчику услуг;

      российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

      иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностанных лиц на территории РФ;

      российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия  на территории иностранного государства;

      иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ

Приведенное определение по своей сути близко к содержащемуся в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), где торговля услугами определена как их трансграничное перемещение, а также производство и потребление иностранными юридическими и физическими лицами на таможенной территории страны-участницы.

Из этого определения вытекает з основных способа оказания услуг:

1.трансграничные поставки услуг с территории одной страны на территорию другой страны, причем поставщик и потрибитель определенной услуги (юридические или физические лица) находятся по разные стороны таможенной границы (например, посредством современных средств связи сообщаются необходимые сведения иностранному заказчику в другой стране);

2.предоставлениеуслуг (медицинских, туристских и др.) на территории одной станы потребителям из других стран;

3.предоставление услуг (консультационных, банковских и др.) поставщиком одной страны, присутствующим постоянно или временно на территории другой страны.

Таким образом, в международной торговле могут перемещаться из страны в страну не только сами услуги, но также производители и потребители услуг. Отсюда экспортом услуг считается не только оказание услуг из производителем в другой стране (стране потребления), но и потребление услуг иностранными лицами в той стране, где они производятся.

3.Внешняя торговля информацией может осуществляться двояком образом: информация выступает либо в качестве самостоятельного объекта ВТД либо как неотъемлемое дополнение к другим объектам ВТД. Отождествление внешней торговли информацией с другими объектами ВТД обозначено в следующих случаях:

      если информация является составной частью реализуемых товаров, это считается внешней торговлей товарами;

      если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, это относится к внешней торговле интеллектуальной собственностью;

      в других случаях расценивается как внешняя торговля услугами.

Информация, необходимая для использования поставляемого товара, обычно называется сопутствующей информацией.

4.Внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

В понятии «интеллектуальная собственность» заложено исключительное право собственника распоряжаться результатами своей интеллектуальной деятельности. Объекты торговли результатами интеллектуальной деятельности иначе называются товарами духовного производства. К ним относятся научно-технические изобретения и открытия, новые технологии,»ноу-хау», программные продукты, произведения литературы и искусства, реализуемые в виде лицензий, патентов, авторских прав.

Купля-продажа указанных объектов интеллектуальной собственности могут осуществляться на условиях простого соглашения (без предоставления покупателю исключительного права на использование объекта интеллектуальной собственности) или путем предоставления покупателю исключительного права использовать такой объект на договорной территории.

Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД – хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.

В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масштабах всего государства , отдельных регионов и субъектов РФ. Вполне правомерно упомянуть такие уровни ВЭД, как общегосударственный (федеральный), отраслевой, региональный, а также субъектов РФ и муниципальных образований.

Выделим следующие характерные особенности ВЭД.

Во-первых, она является составной частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивается реализация на внешнем рынке производимой в стране экспортной продукции и за счет импорта более полно удовлетворяются внутренние потребности  в разнообразных товарах производственного и потребительского назначения.

Во-вторых, ВЭД тесно связана с внешнеполитической деятельностью и способна активно содействовать реализации внешней политики страны экономическими методами, в частности путем запродаж и закупок товаров, жизненно важных для экономики тех или иных зарубежных стран.

Информация о работе Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности