Шпаргалка по дисциплине "География"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 18:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "География".

Вложенные файлы: 1 файл

География, госы.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

В структуре твердых отходов преобладают промышленные и горно-промышленные отходы. В целом и надушу населения они особенно велики в России, США. Японии. Подушевому показателю твердых бытовых отходов лидерство принадлежит США, где на каждого жителя в год приходится 800 кг мусора (на одного жителя Москвы — 400 кг).

Жидкими отходами загрязняется прежде всего гидросфера, причем главными загрязнителями здесь выступают сточные воды и нефть. Общий объем сточных вод в начале XXI в. составил около 1860 км3. Для разбавления единицы объема загрязненных сточных вод до приемлемого к использованию уровня требуется в среднем от 10 до 100 и даже 200 единиц чистой воды. На Азию, Северную Америку и Европу приходится около 90% всего мирового сброса сточных вод.

В итоге деградация водной среды в наши дни приняла глобальный характер. Примерно 1,3 млрд человек пользуется в быту только загрязненной водой, а 2,5 млрд испытывают хронический недостаток пресной воды, что служит причиной многих эпидемических заболеваний. В силу загрязнения рек и морей снижаются возможности рыболовства.

Большую тревогу вызывает загрязнение атмосферы пылевидными и газообразными отходами, выбросы которых непосредственно связаны со сгоранием минерального топлива и биомассы, а также с горными, строительными и другими земляными работами (2/з всех выбросов приходится на развитые страны Запада, в том числе на США — 120 млн т). Примерами главных загрязнителей обычно служат твердые частицы, диоксид серы, окислы азота и оксид углерода. Ежегодно в атмосферу Земли выбрасывается около 60 млн т твердых частиц, которые способствуют образованию смога и понижают прозрачность атмосферы. Диоксид серы (100 млн т) и оксиды азота (около 70 млн т) являются главными источниками образования кислотных дождей. Масштабным и опасным аспектом экологического кризиса является воздействие на нижние слои атмосферы парниковых газов, прежде всего диоксида углерода и метана. Диоксид углерода поступает в атмосферу в основном в результате сгорания минерального топлива (2/з всех поступлений). Источниками поступления в атмосферу метана служат сжигание биомассы, некоторые виды сельскохозяйственного производства, утечка газа из нефтяных и газовых скважин. Международное сообщество решило снизить выбросы углекислого газа на 20% к 2005 г. и на 50% к середине XXI в. В развитых странах мира для этого были приняты соответствующие законы и постановления (например, специальный налог на выброс углекислого газа).

Оскудение генофонда

Одним из аспектов проблемы окружающей среды является уменьшение биологического разнообразия. Биологическое разнообразие Земли оценивается в 10-20 млн видов, в том числе на территории бывшего СССР -10-12% общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. Это происходит из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды. По подсчетам американских ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокращения генофонда резко ускорился, и при сохранении существующих тенденций за последнюю четверть века возможно исчезновение 1/5 всех видов, населяющих ныне нашу планету.

 

49. География мировой промышленности. Классификации отраслей мировой промышленности

Топливная промышленность — включает в себя все процессы добычи и первичной переработки топлива. В состав входят: нефтяная, газовая, угольная промышленности.

Этапы развития:

  1. угольный этап (первая половина XX века);
  2. нефтегазовый этап (со второй половины XX века).

Угольная промышленность Места добычи — Китай (месторождение — Фу-Шунь), США, Россия (Кузбасс), Германия (Рур), Польша, Украина, Казахстан (Караганда). Экспортёры угля — США, Австралия, ЮАР. Импортёры — Япония, Западная Европа. 
Нефтяная промышленность. Нефть добывается в 75 странах мира, лидируют Саудовская Аравия, Россия, США, Мексика, ОАЭ, Иран, Ирак, Китай. 
Газовая промышленность. Газ добывают 60 стран, лидируют Россия, США, Канада, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания.

Проблемы топливной промышленности:

  • истощение запасов минерального топлива (запасов угля, хватит примерно на 240 лет, нефти — на 50 лет, газа — 65);
  • нарушение окружающей среды при добыче и транспортировке топлива;
  • территориальный разрыв между основными районами добычи и районами потребления.

Электроэнергетика мира 
Роль— обеспечении электроэнергией других отраслей хозяйства. 
Лидеры по выработке — Норвегия (29тыс. кВт. ч), Канада (20), Швеция (17), США(13), Финляндия (11тыс. кВт. ч), при среднемировом показателе 2тыс. кВт. ч. 
Наименьшие показатели в странах Африки, Китае и Индии. 
ТЭС преобладают в Нидерландах, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии. 
ГЭС — в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии. 
АЭС — во Франции, Бельгии, Республике Корея, Швеция, Швейцария, Испания 
Основными проблемами электроэнергетики являются: истощение запасов первичных энергоресурсов и их удорожание; загрязнение окружающей среды.

Решение проблемы — в использовании нетрадиционных источников энергии, таких как:

  • геотермальная (уже используется в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США);
  • солнечная (Франция, Испания, Италия, Япония, США);
  • приливная (Франция, Россия, Китай, совместно Канада и США);
  • ветровая (Дания, Швеция, Германия, Великобритания, Нидерланды).

Металлургическая промышленность

Металлургия — одна из базовых отраслей промышленности, обеспечивающая другие отрасли конструкционными материалами (черными и цветными металлами). 
Cостав — две отрасли: черная и цветная. 
Черная металлургия. Железная руда добывается в 50 странах мира. 
Факторы размещения: 
Природно-ресурсные (ориентация на территориальные сочетания месторождений каменного угля и железа); 
Транспортные (ориентация на грузопотоки коксующегося угля и железной руды); 
Потребительские (связан с развитием мини-заводов и передельной металлургии). По добыче железной руды лидируют Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия. Но по выплавке стали — Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия. 
Цветная металлургия.

Факторы размещения:

  • сырьевой (выплавка тяжелых металлов из руд с малым содержанием полезного компонента (1 — 2%) — меди, олова, цинка, свинца);
  • энергетический (выплавка легких металлов из богатой руды — энергоемкое производство — алюминия, титана, магния и др.);
  • транспортный (доставка сырья);
  • потребительский (использование вторичного сырья).

Наибольшее развитие — Россия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия. В Японии и странах Европы — на привозном сырье. 
По выплавке меди лидируют — Чили, США, Канада, Замбия, Перу, Австралия. Главные экспортеры алюминия — Канада, Норвегия, Австралия, Исландия, Швейцария. Олово добывается в Восточной и Юго–Восточной Азии. Свинец и цинк выплавляют США, Япония, Канада, Австралия, Германия и Бразилия. 
Лесная и деревообрабатывающая промышленность 
Включает: лесозаготовку, первичную обработку леса, целлюлозно-бумажную промышленность и производство мебели.

Фактор размещения — сырьевой фактор. Характеризуется наличием двух лесных поясов.

В пределах северного заготавливается хвойная древесина, которая перерабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции, Финляндии эта отрасль промышленности стала отраслью международной специализации.

В пределах южного лесного пояса заготавливаются лиственные породы деревьев. Здесь можно выделить — Бразилию, страны Юго-Восточной Азии и тропической Африки. Для изготовления бумаги в странах южного пояса зачастую используют недревесное сырьё — джут, сизаль, тростник. 
Главными импортеры древесины — Япония, страны Западной Европы, отчасти США. 
Лёгкая промышленность 
Лёгкая промышленность обеспечивает потребности населения в тканях, одежде, обуви, а также другие отрасли специализированными материалами Лёгкая промышленность включает в себя 30 крупных отраслей, которые объединяются в группы: 
первичная переработка сырья;, текстильная промышленность; ,швейная промышленность; обувная промышленность. 
Важнейшей отраслью легкой промышленности является текстильная. 
Главными факторами размещения являются:

  • сырьё (для отраслей первичной переработки сырья);
  • потребитель (для швейной и обувной);
  • сочетание первых двух (в зависимости от производственных стадий текстильной промышленности).

На первом месте стоит производство хлопчатобумажных тканей (Китай, Индия, Россия). Второе место — производство тканей из химического волокна (США, Индия, Япония). В производстве шёлковых тканей лидируют США, Япония, Китай, а шерстяных — Россия, Италия. Главные экспортёры — Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия. 
Машиностроение 
Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики. 
Главные отрасли — электроника, электротехника, вычислительная техника, точное машиностроение. 
Производство многих видов машин требует больших трудовых затрат, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки приборостроение, производство ЭВМ. И другие новейшие отрасли. Эти отрасли требуют и постоянного внедрения последних достижений науки, т.е. являются наукоёмкими. 
Размещаются такие производства в крупных городах или рядом с ними. Зависимость от источников металла, в эпоху НТР значительно снизилась. Машиностроение сегодня отрасль практически повсеместного размещения 
В мире сложилось 4 крупных региона машиностроения: 
Северная Америка. Выпускает около30% всей машиностроительной продукции. Присутствуют практически все виды продукции, но особо стоит назвать — производство ракетно-космической техники, ЭВМ. 
Зарубежная Европа. Объём продукции примерно такой же, как в Северной Америки. Выпускает массовую продукцию, продукцию станкостроения и автомобилестроения. 
Восточная и Юго-Восточная Азия. Выделяется продукцией точного машиностроения и продукцией точных технологий. 
СНГ. 10% общего объёма, выделяется тяжелое машиностроение. 
Химическая промышленность 
Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает: 
горнохимическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей); 
основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений); 
химию органического синтеза (производство полимеров — пластмасс, синтетического каучука, химических волокон); 
прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.). 
Факторы размещения:

  • Для горнохимической — природно-ресурсный фактор определяющий,
  • для основной и химии органического синтеза — потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности: 
Зарубежная Европа (лидирует Германия); 
Северная Америка (США); 
Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны); 
СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

 

50. География мировой транспортной системы

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах (около 80% общей длины мировой транспортной сети). Транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта. На развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания), 80% автомобильного парка, 2/3 портов мира, выполняющих ¾ мирового грузооборота. Сильно разнится и пассажирооборот развитых и развивающихся стран. Так, «подвижность» населения в странах Запада в 10 раз выше, чем в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом. Их транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.). Транспортные системы этих стран отражают общую территориальную структуру хозяйства. В большинстве случаев дороги лишь соединяют районы добычи минерального сырья или районы плантационного хозяйства с портовыми городами. Для развивающихся стран характерно значительное преобладание одного-двух видов транспорта: железнодорожного (Индия, Пакистан, Бразилия, Аргентина), трубопроводного (Ближний и Средний Восток), речного (страны тропической Африки). Так как в развитии транспорта имеются различия между различными регионами, то в мировой транспортной системе принято выделять территориальные транспортные системы: Северной Америки, зарубежной Европы, СНГ, Латинской Америки, Зарубежной Азии, Африки и Австралии. Наиболее выделяются первые три. Транспортная система Северной Америки, лидирует в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта. Пассажирооборот Северной Америки имеет свои особенности: на 83% он обеспечивается автомобильным транспортом (при этом 81% — автомобилями и 2% автобусами), 16% — воздушным, и только 1% — железнодорожным. Из-за больших размеров территории США и Канады густота транспортной сети Северной Америки невелика. Транспортная система зарубежной Европы превосходит системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения. По грузо- и пассажирообороту здесь лидирует автомобильный транспорт; Транспортная система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимает первое место по общему объему грузооборота. Здесь самая высокая грузонапряженность железных дорог. В зарубежной Азии имеются большие различия между странами в уровне развития транспорта. Поэтому здесь целесообразно выделять высокоразвитую транспортную систему Японии, транспортную систему Китая, систему Индии и Пакистана, стран Юго-Западной Африки. Большие различия в развитии транспорта проявляются и в Африке, а также Латинской Америке.

 

Физико-географическое положение России (то есть положение по отношению к основным природным объектам Земли – материкам и океанам, полюсам, экватору, начальному меридиану) характеризуется понятием «северность» .

 Россия расположена  в северной части материка  Евразия, занимает около 40 % площади  Европы и 30 % площади Азии. Расстояние  между крайней северной материковой  точкой (мыс Челюскин) и крайней  южной (граница с Азербайджаном  у г. Базардюзю) – около 4 тыс. км, между крайней западной точкой (Гданьский залив в Калининградской области) и крайней восточной (мыс Дежнева) – около 9 тыс. км.

 Россия – самое северное  государство мира. Почти 2/3 ее территории относится к зоне Севера.

 Специфическое физико-географическое  положение влияет на возможности  экономического развития. В первую  очередь это относится к сельскому  хозяйству: в России зона рискованного  зем­леделия охватывает около 95 % территории.

 «Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несет из-за необходимости обогрева зданий, увеличения объемов конструкционных материалов, производства теплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений и т. д.

 Экономико-географическое  положение России – это отношение  какого-либо места, района или  города к внешней среде, имеющей  то или иное экономическое  значение.

 Компоненты экономико-географического  положения – транспортно-географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное и т. д. Транспортно-географическое  положение страны, то есть положение  относительно важнейших международных  транспортных путей, в Россий­ской империи и СССР характеризовалось тем, что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в XVII в. , Черноморский (со второй половины XVIII в.) , Северный (в европейской части в XVI в. , в азиатской-в XVIII-XX вв.) , Тихоокеанский (XVIII-XX вв.) . После распада СССР транспортно-географическое положение России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и Черного морей, европейская часть страны на 250- 1250 км отдалилась на восток от развитых стран. Россия фактически вернулась к границам XVII – начала XVIII в.

 

Территорию России трудно представить еще и потому, что в мире нет стран, схожих с ней по размерам. Например, площадь США (9,4 млн км2) составляет 55 % площади России, а площадь всех государств зарубежной Европы – 35 % площади нашей страны.

1 % территории России (например, республики Карелия, Тува) – это  площадь таких стран, как Тунис  или Уругвай; 2 % (например, Республика  Бурятия, Амурская область) – это  Финляндия или Вьетнам; 3 % (Ханты-Мансийский  автономный округ) – Испания или  Таиланд.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "География"