Способы проведения метеонаблюдений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 15:32, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить суточный ход метеовеличин по данным метеорологической станции 19.08.2007
К метеорологическим величинам относятся температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра и др. К ним присоединяются величины, непосредственно не отражающие свойств атмосферы или атмосферных процессов, но тесно связанные с ними. Таковы температура почвы или поверхностного слоя воды, испарение, высота и состояние снежного покрова и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

черновой диплом.docx

— 269.65 Кб (Скачать файл)

- ориентирование в назначении  вопросов и заданий, понимание  целей помещение их в разных  местах учебника;

- различие заданий по:

а) по источникам знаний, которые необходимо применять для выполнения заданий;

б) видам деятельности (приемам учебной работы);

в) степени сложности (в том числе проблемных заданий);

г) по формам выполнения и оформлению результатов (устный ответ, схема, таблица, вид сравнения[1;37].

Пример:

Тема: Зависимость человека от климата. Климатические ресурсы.

Какие элементы климата наиболее сильно влияют на человека? Почему необходим прогноз погоды. Представителям каких профессий он особенно нужен?

На полях по ходу текста есть вопросы: по карте плотности населения определите, где в нашей стране проживает больше всего людей. Охарактеризуйте основные климатические показатели этой полосы.

При организации работы с этими картами, прежде всего, определяют связи карты с текстом, ее роль в изучении нового, проводят анализ ее смысловой нагрузки, определяют виды заданий, которые учащиеся могут выполнить по карте. Школьники должны знать, текстовые карты не только поясняют текст, но и носят новую информацию, дополняют его. Задания к работе с картами помещают как у карт, так и в тексте. Например, к синоптической карте в учебнике поставлено задание на выполнение прогноза погоды, к карте, на которой отражен «Морской транспорт», предлагается задание: определить главные морские и речные порты, направления основных морских грузопотоков и перевозимые грузы. Приемы работы с рисунками, фотографиями учебника включают составление описания объектов, явлений, на них изображенных, а также их анализ, сравнение .

В целом приемы анализа текста постепенно усложняются. Единичные понятия, преобладающие в VI-VII классах, имеют много признаков, содержат больше причинно-следственных связей. Усложняются связи и между единичными понятиями.

Не рассматривая всех приемов анализа текста, рассмотрим пример анализа причинно-следственных связей. В теме «Климат, реки и озера Восточной Сибири» самая сложная часть текста - первые два абзаца. Их можно проработать по учебнику. Учащиеся, прочитав абзацы, называют главные черты климата - резкую континентальность и суровость. Учитель просит указать, пользуясь текстом, их причины. Это географическое положение и условия атмосферной циркуляции. Как видно, основные причины названы в довольно общей форме, поэтому их нужно конкретизировать. Предлагается уточняющий вопрос: «Какая особенность географического положения влияет на резкую континентальность и суровость климата?» Это большая удаленность от Атлантического океана. Учащиеся устанавливают ее самостоятельно, так как в тексте о ней ничего не сказано.

Читают второй абзац параграфа и отвечают на вопросы: какая особенность циркуляции атмосферы влияет на континентальность и суровость климата Восточной Сибири? В чем сказывается это влияние?

Такая конкретизация текста - одно из важных направлений его анализа. В конкретизации нуждаются не только различные факторы, но и некоторые черты изучаемого явления. В дальнейшей беседе выясняется, по какому признаку определяют резкую континентальность климата. Это большая амплитуда температур. Данных о ней в учебнике нет, поэтому амплитуду высчитывают по разнице максимальной и минимальной температур в Якутске. Остальные сведения о климате сообщает учитель.

В целом задания для анализа причинно-следственных связей предусматривают:

а) нахождение - причин в тексте учебника;

б) их конкретизацию;

в) непосредственную связь причин и следствий по тексту;

г) подтверждение действия причин данными учебника, а при их отсутствии - карты.

Таким образом, проблема формирования умений работать с учебником особенно актуальна на первой ступени обучения в VI классе. Здесь особенно важно ввести и закрепить приемы работы с географическим текстом, научить пользоваться внетекстовыми компонентами, формировать приемы учебной работы. При изучении последующих курсов приемы работы с различными компонентами учебника закрепляются, совершенствуются, а отдельные из них углубляются и развиваются [1;121]

 

2.2. Школьный географический план (приборы, наблюдения)

В последние годы наметилась и проявляется устойчивая тенденция к развитию школьного географического плана по метеонаблюдению. В общеобразовательных учреждениях Балтасинского муниципального района, в рамках развития географии как предмета,  была поставлена задача вновь возродить  школьную географическую площадку, обеспечить их приборами, и на уроках,  уделять больше внимание развитию практических умений и навыков.

Вместе с тем в ряде работ по методике географии доказано, что географическая площадка — необходимое подразделение материальной базы школьной географии.

Это обусловлено тем, что многие уроки в курсах физической географии могут и должны проводиться на географической площадке, а именно измерения температуры, атмосферного давления, моделирование некоторых природных процессов и явлений, астрономические наблюдения целесообразно проводить на местности. Работы на географической площадке способствуют формированию у учащихся представлений, конкретизируют их знания, вырабатывают практические умения и навыки, знакомят с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания географии.

Материалы, полученные в результате работ на географической площадке, служат важным средством улучшения краеведческой работы, источником пополнения географической экспозиции школьного краеведческого музея.

Таким образом, работа на географической площадке является потребностью школы, вытекающей из сущности учебного процесса и содержания школьного курса географии.

Изучение опыта работы других школ показывает, что передовые учителя проводят большую работу и прилагают немало усилий к созданию и использованию географических площадок. При этом они ведут поиски оптимальных планировок площадок и размещения на них общего и учебного оборудования, разрабатывают и создают приборы, инструменты, приспособления и т. д.

Основным критерием оценки оснащенности географической площадки является ее пригодность для выполнения программных работ и наблюдений. Кроме того, следует учитывать возможность проведения на площадке внеурочных работ и занятий по факультативному обучению.

Географическая площадка позволяет проводить исследование по отдельным разделам географии 6-8 классов.

Основное место на географической площадке занимает метеорологическое оборудование.

Основу метеорологии составляет.

Метеорологическая будка служит для размещения метеорологических приборов. На площадке должна быть установлена метеорологическая будка, выпускаемая для гидрометеослужбы или изготовленная в школе.

В самодельной метеорологической будке выделяют камеру размером 500х500х700 мм, внутри которой находится штатив для размещения приборов. Боковые стенки будки выполняют как жалюзи. Метеобудку устанавливают на подставке на высоте 2000 мм от земли.

Внутри камеры метеобудки размещают приборы: гигрометр волосной МВ-1, термометры максимальный и минимальный. Перечисленные приборы включены в перечни оборудования, обязательного в преподавании географии. Устройство и функционально-дидактическое назначение метеоприборов даны И. И. Самойловым (СНОСКА: См Самойлов И И Учебно-наглядные пособия по географии.— М , 1975).

Для того чтобы во время снятия показаний на приборы не падал прямой солнечный свет, дверцу будки ориентируют на север. Поверхность будки окрашивают в белый цвет, увеличивающий альбедо. Устанавливают будку так, чтобы в течение дня на нее не падала тень от деревьев, зданий, других объектов, расположенных вблизи площадки.

Одобрение учителей географии, особенно городских школ, получила метеорологическая подвесная будка конструкции И. Д. Топоркова. Метеобудка представляет собой психрометрическую жалюзийную будку, передняя и задняя стенки которой застеклены, а дверца расположена сбоку, со стороны открывающейся оконной створки. Такая конструкция позволяет быстро производить замену приборов.

Метеобудку устанавливают за окном с теневой стороны и крепят за оконным проемом снаружи на металлических кронштейнах, закрепленных под подоконником на этаже, где расположен кабинет географии.

В метеобудке располагают комплект приборов: барометр-анероид, гигрометр волосной, термометры максимальный и минимальный, психрометр. Приборы размещенные в метеобудке помогают наблюдать за состоянием атмосферного давления, измерять температуру.  Наблюдение за температурой и атмосферным давлением  проводятся в течении учебного года в день 2-3 раза, которая позволяет вести метеорологический дневник. Кроме этого метеорологическую будку актуально использовать в 6 классе при прохождении раздела «Атмосфера».

Кроме метеобудки на географической плащадке размещается флюгер на столбе для определения направления и скорости ветра. В перечень оборудования, обязательного для школ, включен флюгер Вильда.

Столб-высотомер с укрепленным на нем флюгером устанавливают в центральной части площадки так, чтобы хорошо просматривались направления сторон горизонта и угол, на который отклоняется доска, показывающая силу ветра. Во время ветра доска поднимается вдоль дуги, на которой установлено восемь штифтов.

По номеру штифта, против которого колеблется доска, и таблице, приложенной к описанию флюгера, определяют скорость ветра.

Если площадка расположена в ветровой тени, флюгер следует установить за ее пределами, на открытой местности. Однако в любом случае высота столба должна быть не менее 8—10 м.

При замене флюгера Вильда самодельным для определения скорости ветра необходимо пользоваться чашечным анемометром Фусса.

Чашечный анемометр устроен по принципу ветряной мельницы. В верхней части прибора прикреплены четыре чашечки, обращенные в одну сторону. Чашечки (полушария) вращаются вокруг вертикальной оси, количество оборотов отмечает счетчик. Прибор выставляют на"ветер и, когда количество оборотов становится постоянным, включают счетчик. По таблице, помещенной в описании к прибору, определяют скорость ветра.

Для определения количества осадков на географической площадке устанавливают осадкомер. В настоящее время в школах пользуются осадкомером Третьякова.

Основные части осадкомера — это цилиндрический бачок, таган, защита осадкомера, состоящая из металлических пластин, и измерительный стакан. Осадкомер крепится к деревянному или металлическому столбу шестью глухарями. При этом верхняя кромка бачка и защиты должны располагаться строго горизонтально на высоте 2 м от поверхности земли. При установке осадкомера необходимо избегать таких мест, в которых образуется вихревое или вертикальное движение воздуха, капель с крыш или деревьев и т. д. Осадкомер включен в перечень оборудования, обязательного для общеобразовательных школ.

Для определения количества облачности и направления движения облаков служит нефоскопическая сетка В. А. Михельсона, а направления и скорости движения облаков — грабельный нефоскоп Бессонна (СНОСКА: Грабельный нефоскоп не является обязательным компонентом оборудования школьной географической площадки. В настоящее время этот прибор в системе гидрометеослужбы не используется, с производства снят, но может быть изготовлен в школе в порядке самооборудования).

Нефоскопическая сетка представляет собой деревянную или проволочную сферическую поверхность, установленную на четырех столбах, расположенных по основным сторонам горизонта. Состоит сетка из трех колец разного диаметра, расположенных горизонтально, дуги, соединяющей северный и южный столбы, и двух дуг, соединяющих все кольца с западным и восточным столбами.

Основные элементы грабельного нефоскопа — это стержни с Т-образной крестовиной и укрепленными на ней штифтами, стрелка-указатель сторон горизонта, лимб и ручка для приведения нефоскопа во вращательное движение. На стержне на расстоянии 2 м от верхнего конца ставят метку для установления прибора при наблюдении. К ручке нефоскопа привязывают два конца шнура длиной 5—6 м. Грабли нефоскопа прикрепляют с помощью кронштейна к столбу нефоскопической сетки.

Снегомерной рейкой определяют мощность снежного покрова. В практике работы школ применяют рейки стационарные и переносные. Стационарную рейку крепят к колу или столбику, установленному на площадке. При этом нулевое деление рейки должно находиться на уровне земли.

Снегомер-плотномер служит для определения плотности снега и запаса воды в нем. Он состоит из полиэтиленового ведра емкостью 8 л, снегомерного цилиндра с нанесенными делениями от 0 до 50 см, мерного стакана объемом 500 см3 с делениями по 5 см3, линейки металлической высотой 160 см для измерения толщины снежного покрова.

Приведенный перечень метеорологического оборудования позволяет проводить уроки более практической направленности.

Кроме этого. На географической площадке размещаються и другие приборы. И поэтому размеры географической площадки должны обеспечить рациональное размещение минимума учебных средств, состав которых в основном определен перечнем учебного оборудования. При этом необходимо учитывать, что площадка не должна быть тесной или излишне просторной. В первом случае затрудняются подходы к точкам наблюдения, усложняется или становится практически невозможным использование части приборов и инструментов и т. д. На площадке слишком просторной точки наблюдения далеко отстоят друг от друга, что не позволяет эффективно руководить работой класса. Кроме того, на пришкольном участке свободная территория практически всегда дефицитна, поэтому при разработке проекта географической площадки следует учитывать межпредметные и внутришкольные интересы.

Информация о работе Способы проведения метеонаблюдений