Способы словообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:15, реферат

Краткое описание

Существительные с суффиксом – тель -, к примеру, обозначают лица по выполняемому ими действию: искатель, испытатель, водитель, писатель, учитель. Выступает этот суффикс (значительно реже) и в значениях неодушевленных предметов, производящих действия: двигатель, усилитель, краситель. Подобные слова образуются, как правило, от глаголов.

Вложенные файлы: 1 файл

Этимология.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)


                                 Способы словообразования

Пока же взглянем на языковой процесс, именуемый аффиксация.

Суффикс – большой «трудяга». Взялся за работу суффикс – чанин – и вот вам: англичанин, датчанин, ростовчанин…

Существительные с суффиксом – тель -, к примеру, обозначают лица по выполняемому ими действию: искатель, испытатель, водитель, писатель, учитель. Выступает этот суффикс (значительно реже) и в значениях неодушевленных предметов, производящих действия: двигатель, усилитель, краситель. Подобные слова образуются, как правило, от глаголов.

Префикс не столь всемогущ, как суффикс. «Приставленный» к слову, причем всегда к готовому, он, как правило, не влияет на само существо понятия, придавая, тем не менее, слову новые оттенки значения (но, иногда могут придавать и новые, подчас противоположные, значения).

Попеременно снабжая глагол бежать различными приставками, образуются слова, в которых есть указании не только на направление движения, но и на его характер: прибежать, набежать, перебежать, подбежать, отбежать, убежать...

Приставка вне- указывает на положение за приделами чего – либо: внеклассное чтение; около- - на расположение вокруг и возле чего – нибудь: околоземная орбита и т.д.

 

 

 

У Пушкина в «Евгении Онегине» есть слова, вызвавшие недоумение критики.

                        Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

                        Людская молвь и конский топ.

Отвечая ревнителям чистоты русского языка, Пушкин писал: «В журналах осуждали слова: хлоп, молвь, топ, как неудачное нововведение. Слова сии коренные русские. «Вышел Бова из шатра прохладиться и услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ» (Сказка о Бове – Королевиче). Хлоп употребляется в просторечии вместо хлопание, как шип вместо шипение:

                          Он шип пустил по – змеиному».

Еще один способ словообразования словосложение.

Два, а то и три слова слагаются в одно. Такое сложение может осуществляться при помощи соединительных гласных о или е, что мы и видим в словах: водогрязелечебница, слепоглухонемой, мореплаватель, змеелов.

Всегда ли признаком сложного слова являются соединительные гласные о или е?

орфографический знак порою выступает в качестве соединительного шва между двумя словами: жар – птица, царь – пушка. Это давние образования, и им ничего не грозит. Но вот вышедшие одновременно в 1969 году «Книга о русском языке» под редакцией И. С. Ильинской и Орфографический словарь русского языка. В « Книге…» напечатано: «борт – проводник». В словаре дается слитное написание этого слова.

Из последних примеров явствует,  что сложное слово может обойтись как без соединительных гласных, так и без дефиса: Калининград, Новгород…

Сращение отличается от словосложения тем, что «сращенные» слова по морфемному составу полностью совпадают с образующими их словосочетаниями: близлежащий – лежащий близ, вечнозеленый – зеленый вечно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Этимология и словообразование

 

Предлагаю вам краткие этимологические истории некоторых слов. Только после оговорки: надо сказать, что не все еще глубинные процессы словообразования досконально исследованы, четко разграничены, еще далека от совершенства классификация способов образования новых слов.

В живом организме языка происходит постоянный процесс перехода нарицательных имен в имена собственные и собственных имен в нарицательные.

Собственные имена состоят в основном из двух  больших  групп названий  - антропонимов и топонимов. Вот о том, как имена людей и имена мест перешли в названия вещей и явлений окружающего нас мира, мы сейчас и побеседуем.

В.А.Гиляровский, блестящий знаток и летописец московского быта, в одном  из очерков привел рассказанную булочником Филипповым занятною историю падения и взлета кустаря, а затем и преуспевающего фабриканта Ландрина.

 

«Вот хоть взять конфеты, которые «ландрин» зовут... – вспоминал Филиппов. – Кто Ландрин? Что монпансье? Прежде это монпансье наши у французов выучились делать, только продавали их в бумажках завернутые во всех кондитерских...

А тут вот Ландрин…Тоже слово будто заморское, что и надо для торговли…

На кондитерскую Григория Ефимовича Елисеева это монпансье работал кустарь Федя. Каждое утро, бывало, несет ему латок монпансье. Он по-особому его делал: половинка беленькая и красненькая, пестренькая,  - кроме него никто так делать не умел, - и в бумажках.

Видит, лоток накрытый стоит. Схватил и бежит, чтобы не опоздать. Приносит. Елисеев развязал лоток и закричал на него:

  - Что ты принес?

Увидел Федя, что забыл завернуть конфеты в бумажки, схватил лоток, побежал. Устал, присел на тумбу около гимназии женской... Бегут гимназистки, одна,  другая…

- Почем конфеты?

Он не понимает.

      - По две копейки возьмешь? Дай пяток.

Сует одна гривенник... За ней другая... Тот берет деньги и сообразил, что выгодно. Потом их выбежало много, раскупили  лоток и говорят:

- Ты завтра приходи во двор, к двенадцати часам, к перемене... Как тебя зовут?

- Федором, по фамилии Ландрин…

Подсчитал барыши – выгоднее, чем Елисееву продавать... На другой день опять принес в гимназию.

- Ландрин пришел!

Начал торговать, сперва вразнос, потом по местам, а там и фабрику открыл. Стали эти конфеты называть «ландрин». Слово показалось французским... ландрин да ландрин! А он сам новгородский мужик и фамилию получил от речки Ландры, на которой его деревня стоит».

Так рассказывает со слов Филиппова писатель Гиляровский.

Достоверна ли эта история? Как говорят, «хотите верьте , хотите нет».Но несомненно одно: вполне «законный» вариант перехода названия речки на фамилию, а от нее на название леденцов.

Макароны. 1.Их придумал некто Марко Арони. Он жил в 18 столетии, владел таверной близ Неаполя. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом  итальянцев. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные, тонкие трубочки и развешивая их на веревки для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Гости были в восторге. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев.

 

 

 

2.Макороны были известны Европе еще в середине 15 столетия. Слово макароны, как название особого пирога употребил век спустя французский сатирик Рабле.

3.Название образованно в греческом языке от слова макариа, обозначавшего «отменное варево из ячневой муки или крупы», пришло в итальянский через латынь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ю.В. Откупщиков «К истокам слова»

2. Э.А. Вартаньян «Рождение слова», «Путешествие в слово»

3. Л. Успенский «Слово о словах», «Этимологический словарик                        школьника»

4. Е.А. Панова «Справочник школьника: русский язык»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Калуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      ЭТИМОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОРВАНИЕ

 

 

 

                               Научно – исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Исполнитель: Евстигнеева Анастасия

                                                                            учащаяся 8 класса «А»

                                                                             «СОШ №14» г.Калуги

 

Руководитель: Малашенкова Татьяна Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №14» г.Калуги

 

 

 

                                                 г. Калуга, 2008

 

 

 

                                                Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1.СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

2.ЭТИМОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

 

       Слова, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, образуют очень интересный и своеобразный мир, имеющий свои особенности и закономерности, свои нераскрытые еще тайны и загадки, свою историю.

Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений.

                         А.С.Пушкин.

 

     Рассказывают, что однажды к богатому и знатному греку Ядмону пришли пировать гости. Кто – то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя умный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете». Хозяин позвал Эзопа.

     «Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее откидывают и видят бараний язык.

     «Эзоп, причем тут язык?»

     «А разве это не самое прекрасное, что есть  на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода».

     Через некоторое время кто – то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете».

     «Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете».

Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.

     «Эзоп, что за шутки? ты же опять принес язык!»

     «А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб».

     Выдумка? Но, как говорится,  если это и неправда, то хорошо придумано, потому как всемогущество языка и слова беспредельно!

Русский язык – великий, необъятный, «живой, как жизнь» - продолжает    непрерывно развиваться. Расширяется его лексический сосав. Слова рождают другие слова. И поток их все нарастает, чтобы успеть назвать предметы, действия, явления безудержного взлета научной мысли и технических достижений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы словообразования

 

Как «делаются» слова? Кто их автор, создатель, творец? Главный языкотворец, «мастеровой» слова – народ. Это он создал такие изначальные слова, как земля, огонь, вода, небо, деревья, солнце…

Есть много возможностей обогащения лексики.                                                

Аффиксация - самый распространенный и активный способ словообразования. Создание новых слов на базе старых – посредством присоединения к основам слова аффикса: суффикса, префикса (приставки) или суффикса и префикса одновременно.

Суффикс – большой «трудяга». Взялся за работу суффикс – чанин – и вот вам: англичанин, датчанин, ростовчанин…

Информация о работе Способы словообразования