Способы проведения метеонаблюдений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 15:32, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить суточный ход метеовеличин по данным метеорологической станции 19.08.2007
К метеорологическим величинам относятся температура и влажность воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра и др. К ним присоединяются величины, непосредственно не отражающие свойств атмосферы или атмосферных процессов, но тесно связанные с ними. Таковы температура почвы или поверхностного слоя воды, испарение, высота и состояние снежного покрова и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

черновой диплом.docx

— 269.65 Кб (Скачать файл)

Площадки могут быть различными, в зависимости от местных условий школы». Три варианта размеров площадки (25х15, 15х15, 12х12 м) предлагает Н. К. Семакин. С учетом современных условий наиболее близок к оптимальному размер площадки 12х12 м.

Опыт использования географических площадок в ряде школ убеждает в оптимальности указанного размера.

Данный размер площадки позволяет разместить весь комплект необходимого оборудования, установить приборы и инструменты так, что исключаются совсем или сводятся к минимуму возможные помехи и неточности в их показаниях, предусмотреть возможность свободного прохода к точкам наблюдения и работу на нескольких из них, вести работу одновременно со всем классом, демонстрировать показания приборов и инструментов.

Оборудование на площадке размещают не произвольно, а объединяют в несколько компактных групп, выделяемых в зависимости от назначения и условий эффективного использования приборов, инструментов и приспособлений (рис. 54). Например, приспособления для формирования пространственных представлений устанавливают в северо-западном секторе площадки. При этом столб-высотомер с флюгером размещают так, чтобы его можно было обходить со всех сторон, определяя направление и силу ветра.

Метеорологические приборы также размещают компактно, что позволяет выполнять наблюдения в короткое время. Метеорологические будки устанавливают в южной части сектора, так как дверцы их открываются на север. Особенно это важно, когда учащиеся собираются у будки в солнечную погоду.

Для проведения занятий, выполнения записей по результатам наблюдений на площадке следует организовать рабочие места учителя и учащихся, своеобразный «класс» под открытым небом. В состав его оборудования входят семь столов и скамеек длиной по 3 м, стол и стул учителя, классная доска.

Размещают оборудование стационарно. С этой целью в землю вкапывают столбы, на которые укрепляют горизонтальные доски (столы и сидения к ним) и классную доску. Поверхность столов нужно покрыть пластиком или покрасить масляной краской.

В создании школьной географической площадки может быть выделено три последовательных этапа: подготовительный, организационный и основной — строительный. Конечно, в процессе строительства приходится заниматься всем комплексом вопросов независимо от того, к какому этапу они относятся, и с этой точки зрения обособление этапов весьма условно. И все же в целом на всех этапах наряду с прочими решаются специфические и вполне определенные задачи.

В течение подготовительного периода необходимо определить состав оборудования площадки, изготовить или приобрести недостающие приборы и инструменты, вычертить план площадки, установить примерный перечень необходимых материалов, составить смету расходов, «привязать» план к местности, определить примерный объем работ, разработать план-график строительства. Большая часть работ подготовительного этапа выполняется непосредственно учителем и инициативной группой учащихся.

После разработки проекта площадки работа носит преимущественно организационный характер.

Список необходимых материалов для строительства площадки рассматривается и уточняется директором школы, им же назначаются ответственные за выполнение тех или иных работ. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой шефов, родительского комитета школы, наметить дни проведения воскресников и т. д. После утверждения плана и графика педагогическим советом школы можно приступить к непосредственному строительству площадки, которое включает:

выбор места площадки, определение ее границ и нивелировка участка.

Место, выбранное для площадки, должно быть по возможности удалено от построек, коммуникаций, высоких деревьев, затрудняющих перемещение воздуха и нарушающих тепловой режим. Кроме того, желательно, чтобы горизонт с севера и юга был открытым и по возможности просматривалась линия горизонта.

После выбора места под площадку необходимо установить границы по периметру. Стороны площадки должны быть ориентированы на основные стороны горизонта.

Поверхность участка необходимо тщательно разровнять, устранить неровности и перекосы;

9.             привязка плана площадки к  местности, разметка участка и  определение мест установки оборудования;

10.         установка стационарного оборудования  и приспособлений для переносных  приборов и инструментов.

Этот этап наиболее ответственный в строительстве площадки. При установке столбов-подставок основания их необходимо просмолить, а ямы после установки столбов залить цементом.

Большую часть приборов и инструментов ориентируют на стороны горизонта или монтируют с учетом географической широты. В связи с этим в первую очередь устанавливают гномон, с помощью которого определяют направление полуденной линии и время истинного полудня. Географическую широту места определяют посредством измерения высоты Полярной звезды над горизонтом с помощью вертикального угломера или эклиметра.

Имея указанные данные, можно установить и точно ориентировать солнечные часы, местный меридиан и местную параллель, флюгер, метеорологическую будку и другое оборудование.

На верхней части столбов-подставок устраивают приспособления для крепления приборов и инструментов. Конструкция приспособлений обусловлена особенностями приборов. Это могут быть горизонтальные дощечки-столики размером 200х150х30 мм, винты, штыри и пр. Например, для того чтобы закрепить на столбе-подставке астролябию, на верхнем торце его необходимо установить соответствующего размера болт и т. д.;

11.         4) благоустройство площадки.

Площадка должна быть огорожена штакетником высотой 1200— 1500 мм. В одной из сторон ограды делают калитку. Ограду окрашивают в белый цвет, за исключением внешней стороны с севера. Эту сторону разбивают на отрезки по 1000 мм и окрашивают в красный и белый цвета. Столбы-подставки, опоры приборов и конструкций также покрывают белой масляной краской.

Поверхность площадки и мерную дорожку тщательно трамбуют и уплотняют. В качестве бута можно использовать битый кирпич, строительный гравий, крупный песок.

К столбам-подставкам необходимо прибить дощечки-указатели с названиями приборов и инструментов.

Из учащихся избирают ответственных за площадку, назначают дежурных. Они следят за порядком, расчищают снег, скашивают траву, осуществляют текущий ремонт ограды, приборов и приспособлений.

Содержать площадку в хорошем состоянии и эффективно использовать ее в обучении без опоры на органы ученического самоуправления практически невозможно.

 

    1. Исследовательская деятельность по наблюдению за состоянием атмосферы за определенный период

Исследовательская деятельность по наблюдению за состоянием погоды является одним из важнейших элементов при изучении физической географии в 6-8 классах. В течении учебного года в «Салаусском многопрофильном лицее» Балтасинского района учениками ведется дневник метеорологического наблюдения.

Например, возьмем  результаты анализа погоды в дер. Старая Салаусь Балтасинского муниципального района   с 5 сентября по 5 октября 2013г.:

  • Максимальная температура воздуха: + 22 °С (05.09);
  • Минимальная температура воздуха: + 1 °С (02.10);
  • Средняя месячная температура воздуха: + 10,3 °С.

Таким образом, подавляющее большинство дней в сентябре и октябре температура воздуха колебалась в коридоре от + 5°С до +18 °С. Только 6 дней за время метеонаблюдения (30.09, 01.10, 02.10, 03.10. 04.10, 05.10) температура опускалась ниже  + 5 °С и лишь трижды поднималась выше + 18 °С (05.09, 07.09, 08.09). До середины сентября 2013 года сохранялась теплая погода, в конце сентября и в начале октября температура опустилась ниже + 8 °С .

    •    Количество ясных дней: 1 (3,3%).
    • Количество дней с малой облачностью 4 (13%)
    • Количество дней со средней облачностью 8(26%)
  • Количество дней с переменной облачностью: 6(20%).
  • Количество дней со сплошной облачностью: 11(36%).

Почти 2/3 дней декабря небо было полностью закрыто облаками. Лишь 5 дней месяца в наблюдаемое время стояла ясная погода.

  • Количество дней без осадков: 12;
  • Количество дней с осадками: 18.

В наблюдаемое время осадки выпадали 18 дней месяца. Среди осадков преобладал моросящий дождь (3 дня), пять раз моросящий дождь сменялся сильным дождем, шесть дней было зафиксировано сильный дождь (10.12) и 3 раза была зафиксирована роса.

С 5 сентября по 5 октября 2013 г. преобладающим было северо-западное и юго – западное направление ветра. Скорость ветра колебалась в пределах от 1 до 6 м/с.

Атмосферное давление колебалось от 729 мм  до 758 мм ртутного столба.

Таким образом, наблюдая за погодой в дер. Старая Салаусь Балтасинского муниципального района Республики Татарстан   с сентября по начало октября  2013 года и выполнив анализ данных дневника наблюдений, мы получили достаточно ясную картину метеорологической обстановки в данном населенном пункте.

Такие же исследования погоды были проведены через год учениками 6 класса.

В сентябре и октябре 2014 года были зафиксированы такие данные.

  • В сентябре 2014 года в данном регионе погода была более теплая. Максимальная температура воздуха составила  + 28 °С (08.09). Даже в конце сентября температура была выше 20 °С. По сравнению с предыдущим годом выше на 6 градусов. На 13 дней с 4 сентября по 7 октября пришлось температура выше 20 градусов. В 2013 году таких дней было зафиксировано лишь только три. Таким образом, сентябрь и начало октября 2014 года считается более теплыми по сравнению с 2013 годом. 
  • Минимальная температура воздуха: + 2 °С (01.10; 03.10);

По сравнению 2013 годом на 1 градус выше.

  • Средняя месячная температура воздуха: + 11,9 °С, что   на 1,6  °С выше 2013 года.
    •    Количество ясных дней: 1 (3,3%).
    • Количество дней с малой облачностью 17 (56%)
    • Количество дней со средней облачностью 7(23%)
  • Количество дней с переменной облачностью: 2(6,6%).
  • Количество дней со сплошной облачностью: 4(13%).

Как видно из проведенных исследований  2014 году в сентябре и в начале октября сохранялась в основном малооблачная погода. В тоже время в 2013 году больше всего было зафиксировано дней со сплошной облачностью. 

  • Количество дней без осадков: 14;
  • Количество дней с осадками: 16

 

В наблюдаемое время осадки выпадали 16 дней месяца. Среди осадков преобладал дождь (8 дней), семь раз был зафиксирован туман и 2 раза наблюдался снег.

Как видно из представленных данных в 2014 году по сравнению с 2013 годом количество дней без осадков больше. 3 и 4 октября был зафиксирован снег, 2013 году это погодное явление наблюдалось 30 сентября.

  С 4 сентября по 4 октября 2013 г. преобладающим было южное направление ветра.  Скорость ветра колебалась в пределах от 1 до 4 м/с.

Атмосферное давление колебалось с 748 мм по 757 мм ртутного столба. В 2013 году колебание атмосферного давления было выше.

Таким образом, на основании проведенного сравнительного анализа, можно сделать предположение о некоторых метеорологических особенностях, наблюдаемые в сентябре и в начале октября для данной местности:

1)В общем, сентябрь и начало октября в дер. Старая Салаусь погода теплая со средней температурой воздуха от +10 до +12 °С. 2014 год по сравнению с 2013 годом был более теплым на целых два градуса. Такую погоду можно связать с прохождением теплых южных ветров.

2) В сентябре и в начале октября  2014 года по сравнению 2013 годом преобладали дни с малой облачностью.

3) Общее количество дней где были зафиксированы осадки колебалось от 16 до 18 дней, с преобладанием дождей.

4) В исследуемые  периоды преобладающим направлением ветра 2014 году было южное, а в 2013 году северо-западно и юго – западное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III глава. Организация  метеонаблюдений в Балтасинском районе с. Старая Салаусь

    1. 6,7,8 класс метеонаблюдения

Проведение метеорологических наблюдений - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы учащихся.

Системные наблюдения за погодой, наблюдения в походах, экскурсиях содействуют воспитанию у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, помогают им приобрести практические исследовательские навыки.

Главной задачей руководителя объединения является педагогически правильная организация систематических наблюдений в течение всего года, а также своевременное обобщение накопленного материала на уроках или занятиях кружка. Метеорологические наблюдения в Салаусском многопрофильном лицее ведутся в течении учебного года. Метеорологические наблюдения проводятся в определенные сроки (в 8, 13 и 19 часов) и ежедневно. Для этого ученики заводят специальные дневники и аккуратно записывают в них свои наблюдения. В конце каждого месяца нужно производить обработку полученных материалов, обобщать их в форме диаграмм и графиков, которые затем используются для характеристики местного климата.

Информация о работе Способы проведения метеонаблюдений