Свободные зоны Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:58, реферат

Краткое описание

Цели создания свободных экономических зон. Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Содержание

Введение
Характеристика Великобритании
Природно-климатические особенности
Рынок труда
История экономического развития страны
Экономика страны
Экономическая политика
Полезные ископаемые
Промышленность
Сфера услуг
Свободные зоны Великобритании
Виду стимулирующих льгот
Комплексные зоны
Кембриджский научный парк
Зона предпринимательства Корби
Выводы на основе зарубежного опыта и предложения для России

Вложенные файлы: 1 файл

АНГЛИЯ.docx

— 324.84 Кб (Скачать файл)

    В  условиях массовой безработицы  были предприняты  меры –– попытки заставить правительство заново открыть производства. В Корби заводы были уже национализированы корпорацией “Бритиш Стил”, и поэтому закрытия приобрели политический оттенок. Скоро стало ясно, что Корби не может заставить “Бритиш Стил”  заново открыть производство. “Бритиш Стил” была вынуждена закрыть множество заводов в Англии, Шотландии и Уэльсе. Ни один район не имел политической власти изменить эти решения в обстановке высоких налогов и экономического спада. Вместо того, чтобы требовать открытия предприятий, власти района стали искать другие механизмы спасения экономики.

    СЛАЙД №26

    ДОСТИЖЕНИЯ  ЗА 10 ЛЕТ

    В течение 10 лет, последовавших за закрытием  заводов, Корби привлек в район более 500 новых фирм и создал 13 тыс. новых рабочих мест. Большинство из них в области легкой промышленности. Сейчас в Корби уровень безработицы сравнялся со средним по стране –– 6 %. Население растёт. Ежегодно строится 250 новых домов. На сегодняшний день на жилищное строительство потрачено о 22 млн. фунтов стерлингов. Корби удалось добыть значительные общественные средства и распорядиться ими более эффективно. чем какому-либо другому району в Европе или США.

    СТРАТЕГИЯ КОРБИ

    Стратегия Корби состояла из трех компонентов:

    • Создание политической структуры, эффективно способствующей обновлению.
    • Поиски рынков сбыта земли, строений и, в первую очередь, рабочей силы Корби.
    • Сбор беспрецендентного количества денежных средств. Таким образом, налогоплательщики других районов Великобритании и Европы способствовали обновлению Корби.
 

    ПОЛИТИКА  ОБНОВЛЕНИЯ

    Когда стало ясно, что открыть сталелитейные  заводы невозможно, политические власти Корби пребывали во временном замешательстве. Местные политические деятели (23 из 27 были членами лейбористской партии) были  поставлены перед необходимостью обращаться за помощью к недавно избранному консервативному правительству Тэтчер. Многие лидеры не видели реальных перспектив возрождения. Им также не хватало знаний в области техники и экономики. Во избежание будущего поражения, политические деятели предоставили двум небольшим группам общественных деятелей полную свободу действий по осуществлению стратегии обновления. Основная группа –– Объединенный комитет промышленного развития (ОКПР) –– состояла из представителей партийного руководства районного Совета, Совета Графства Нортамтоншир, региональной Комиссии по новым городам, корпорации "Бритиш Стил".  Они разработали стратегию и пути ее внедрения. Другая группа, состоявшая из представителей районного Совета, занималась внедрением стратегии. Решающую роль сыграл ОКПР. Он поставлял денежные средства в Корби и обеспечивал ценными контрактами для того, чтобы заручиться материальной поддержкой других. И самое главное, Комитет олицетворял зарождающийся консенсус общественных деятелей по проблеме экономического обновления. Однако впоследствии, Корби пришлось изменить свою политическую структуру таким образом, чтобы район сам мог решать свою судьбу. Районный Совет был реорганизован: отменены 4 из существовавших 7 исполнительных должностей, оставлены должности Главы администрации, управляющего финансами и управляющего техническими  службами. 20 % должностей муниципалитета были упразднены, даже несмотря на имеющиеся средства для оплаты должностным лицам. Это был смелый шаг, особенно в стране, предпочитающей иметь большое количество чиновников. В первую очередь, обновленный Совет назначил Дункана Холла молодого атторнея, служащего помощником Главы районной администрации, на должность Главы администрации, тем самым возложив на него ответственность за экономическое обновление. Главе Совета обеспечивалась поддержка партийного руководства, особенно Келвина Гленденнинга и Вильямса Модсли. Экономическое возрождение не было бы возможным без применения политических мер и в нужном месте, и в нужный момент.

      Одним из первых официальных  постановлений Главы Совета было  переназначение и увольнение  местных правительственных чиновников, до сего момента ответственных  за экономическое развитие района. Глава Совета и другие должностные  лица  взяли эту обязанность  на себя. Глава Совета, управляющие  финансами и техническими службами, а также партийные лидеры районного  Совета образовали отдельную  руководящую группу. Позже появилась  должность управляющего промышленностью  для координации всех аспектов  промышленного развития в так  называемом Центре промышленного  развития. Во – первых, отдельная группа и ОКПР подготовили примерный проект "Стратегия Корби: развитие района", в котором определялись экономические цели района, необходимые денежные средства и ресурсы, и кто оплатит внедрение данного проекта. В соответствии с проектом потребовалось привлечение сотен миллионов фунтов стерлингов. Проект занимал всего 20 страниц, на его разработку ушло всего несколько дней, привлечения вышестоящих консультантов не потребовалось. В процессе внедрения проекта группе при поддержке районного Совета приходилось нарушать, игнорировать или обходить несуразные правила регулирования планирования и развития, препятствующие нормальному функционированию британской экономики: например, когда возникла необходимость новой дороги в промышленной зоне, ее просто строили. Когда фабрика не соответствовала каким – либо строительным стандартам, на это просто закрывали глаза. Новые власти задавали только один вопрос: "Что нужно, чтобы в районе появилось производство?" (СЛАЙД 28) И они это обеспечивали. Однако, несмотря на то, что группа была готова игнорировать почти любое правило, компании, загрязняющие окружающую среду и им подобные, не поощрялись. 

    МАРКЕТИНГ КОРБИ

             Маркетинг был краеугольным камнем  стратегии Корби. Понаблюдав за развитием других районов, новые власти поняли, что просто рекламировать район недостаточно и дорого. Они также поняли, что преимущества Корби не являются уникальными. Почти в каждом районе есть свободная земля, строения, инфраструктура, преимущества расположения и квалифицированная рабочая сила. Группа предприняла новый подход. Они убедили "Оксфорд юниверсити пресс" (Издательство Оксфордского университета) разместить в районе свой Центр дистрибуции. А после приступили к маркетингу, заявив, что старейшая фирма в стране с уверенностью разместилась в Корби. Следуя сталелитейным традициям Корби, группа выдвинула лозунг "Corby Works" ("Корби действует"), тем самым обыграв название закрытого сталелитейного производства "Corby Works", дабы показать, что уволенные рабочие готовы, хотят и могут работать. Власти потратили сотни тысяч фунтов, рекламируя Корби в таких престижных изданиях, как "Икономист". Успех данного подхода был грандиозным. В какой – то момент пришло такое количество заявок и такое количество фирм намеревалось разместиться в районе, что властям пришлось попросить некоторых предполагаемых клиентов не обращаться за помощью по размещению в Корби. Это только стимулировало возможных клиентов и посыпались новые заявки. Поначалу группу критиковали в местной прессе: соперники и ученые за недемократический подход  и неспособность обеспечить нужное количество рабочих мест с доходами, сравнимыми с доходами в сталелитейной промышленности. Подлив масла в огонь, Глава Совета написал статью для "Ревью" Ассоциации районных советов, утверждающую, что демократические процессы правительства мешают эффективному использованию экономических инициатив, и что только узкий круг высших должностных лиц с широкими полномочиями способен успешно решать задачи развития. Ответом группы стало создание собственной газеты  "Икорбист", по аналогии с "Икономист", благодаря которому удался план маркетинга.  "Икорбист"  от имени жителей района сообщал факты о проекте и анализировал их. В конце концов, критика местной прессы затихла, а "Икорбист" выходит и поныне.

    СЛАЙД №27

    ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА

                Члены группы чувствовали, что  если они не воспользуются  общественными средствами, ими воспользуются  другие районы. Но Корби –– рабочий район с правительством тори. Члены группы решили превратить Корби во всемирную столицу предпринимательства – разумеется,  с помощью правительства. На министров госпожи Тэтчер план произвел впечатление. Они увидели преимущества в помощи рабочему району на его пути к свободному (хотя и субсидируемому) рынку. Если отбросить аргументы экономического характера, Корби удалось получить у правительства деньги по трем причинам: у них был тщательно разработанный план, лидеры обладали политической волей и властью, чтобы воплотить данный план и не подвести центральное правительство, и Глава Совета и партийное руководство обладали талантом продать что угодно и кому угодно. Суть этого плана была такова:

       1.  Снос зданий сталелитейных  заводов и расчистка площади  под промышленный парк. В первую  очередь планировалось расчистить  территорию "брошенных " заводов.  Для этой цели были получены  гранты: на 19 млн. фунтов стерлингов  от центрального правительства  и на 2 млн. фунтов стерлингов ––  от Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Всего лишь за два года то, что было территорией заводов (270 гектар) –– с усиленным фундаментом на 20 футов глубиной, с доменными печами с высотой в 10 этажей –  превратилось в свободный участок земли. Снос и расчистка имели двойное значение: во – первых, в районе появилась ценная собственность для продажи; во – вторых, и, пожалуй, это самое главное, произошел психологический перелом ---  конец эры производства стали и начало предпринимательства. Расчистка пенных территорий заставила людей подумать о будущем и дала надежду на конкретные перемены.

       2. Продажа земли в пределах  обозначенной зоны предпринимательства.  В июне 1981 г. Корби стал первой зоной предпринимательства в Англии. Изначально, Корби не получил статус зоны предпринимательства. Только путем эффективного воздействия на членов правительства Корби удалось получить его. В зоне предпринимательства частным предпринимателям предоставлялся значительный период времени для устройства своих дел с минимальным вмешательством властей, а также снижение налогов и арендной платы в течение 10 лет. Другим неблагополучным районам Великобритании также предоставили статус зоны предпринимательства. Почти все они не оправдали ожиданий правительства. В настоящее время земли в Корби становится меньше. В результате подскочили цены на нее. 10 лет назад земля не была объектом продажи. А сегодня в районе действуют торговцы землей и разработчики.

          3. Усовершенствование инфраструктуры  промышленных районов и создание  инкубаторов малого бизнеса и  " передовых фабрик". Районному  Совету выделили денежные средства  для обеспечения новых промышленных  районов всем необходимым оборудованием.  Для этой цели центральное  правительство выделило 3 млн. фунтов  стерлингов. Комиссия по новым  городам выделяла по 12 млн. фунтов  стерлингов в год с момента  закрытия старых заводов. А  Региональный, Социальный и Энергетический  Фонды внесли около 130 млн. фунтов  стерлингов. Для привлечения новых   компаний открыт новый Промышленный  парк. Результаты оправдали ожидания ––  сейчас вакансий в районе не много.

          4. Осуществление контроля за свободной землей в целях дальнейшего развития. Обеспечив все необходимое для начала работы, новые власти предвидели спекуляцию землей. Они начали скупать землю с целью придержать ее до появления конкретной перспективы развития или для продажи с целью получения доходов в пользу района. Сегодня, если район заинтересован в продаже земли, властям удается выставить ее по рыночной цене. Таким образом они создали канал не облагаемых налогами доходов для финансирования других проектов и общественных нужд.

         5. Использование грантов и займов  на предоставление субсидий и  льгот новым фирмам. Глава Совета  быстро научился вести дела  с государственными учреждениями, предоставляющими гранты и займы.  В результате район и данные  государственные учреждения стали  партнерами. Корби профессионально заключил "хорошие" сделки, а государственные учреждения получили уверенность, что об этих сделках они не пожалеют. В дополнение к помощи различных организаций Великобритании, Корби был одним из первых и наиболее успешных районов, получивших финансовую поддержку ЕЭС. Связь с ЕЭС обеспечила "Бритиш Стил Индастриз".

        6. Развитие района –– ключ к экономическому развитию. Группа выдвинула несколько инновационных проектов развития района. Районный Совет одним из первых в стране продал муниципальные дома квартиросъемщикам. Дома были проданы по 1 тыс. фунтов стерлингов. Жилой фонд Корби был значительно изношен и со временем подлежал бы сносу. После передачи собственности, дома были отремонтированы, спрос на них увеличился. Стоимость тех же самых домов достигла 75 тыс. фунтов стерлингов. На сегодняшний день разработчики построили и продали целый ряд роскошных городских домов – тем самым значительно увеличивая стоимость земли. Кроме того, в связи с быстрым ростом населения района, районный Совет создал большой городской парк с музеем сталелитейного производства, дабы увековечить былую славу района, построил свою больницу, поскольку существующие государственные объекты здравоохранения не удовлетворяли потребностей населения, и адаптировали местный олимпийский бассейн для пользования жителей района.

          7. Реклама имиджа района. До закрытия  сталелитейного производства Корби не был известен, так как был невелик и расположен в провинции. Через Корби не проходит главная железная дорога из Лондона. За 1 час доехав от Лондона до Кеттеринга, путешественникам потребуется еще минут 15- 20, чтобы автомобилем добраться до Корби. Почувствовав, что из-за этого могут возникнуть проблемы имиджа, районный Совет построил железнодорожную ветку и вокзал в Корби. Теперь станция Корби указана на всех транзитных картах страны. Корби хотел избавиться от своего прежнего имиджа –– города сталелитейного производства. И это ему удалось путем торжественных встреч промышленников, знаменитостей, видных общественных деятелей на новой железнодорожной станции в новом "Ягуаре"; размещения посетителей в одной из многих отреставрированных старинных гостиниц, экскурсий в знаменитый Рокингэмский замок. Власти района не преминут упомянуть, что в районе есть все условия для верховой охоты на лис. Корби удалось усовершенствовать свой имидж, не забыв при этом и о рабочих сталелитейных заводов, построивших район. 

    2.5. Выводы на основе  зарубежного опыта  и предложения  для России. 

    СЛАЙД №28

    Аналитики никогда не бывают уверены, с чем  они имеют дело –– с правилом или исключением из правил. К тому же, анализируя эффективное применение общественной политики, никогда нельзя быть до конца уверенным, являются ли выделенные факторы необходимыми или достаточными, чтобы гарантировать успех или поражение. Несмотря на это, налицо несколько уроков, извлеченных из этой истории.

    1. Окно, распахнутое в шанс. В условиях  закрытия заводов, массовой безработицы  и других экономических потрясений, общественные лидеры получают  редкую возможность применить  стратегии, которые в любое  другое время применить невозможно. Те, кто привык к статусу «кво», временно придут в смятение. Но возможность позитивным образом отреагировать на кризис может ускользнуть. В конце концов, существующие структуры власти реорганизуются и приходится иметь дело с новыми. Корби является ярким примером шанса как провести преобразования.

    2. Общественные предприниматели. Так  же, как и частный сектор, который  за инновациями обращается к  предпринимателям, общественный сектор  должен иметь похожих людей,  способных сделать экономическое  развитие и планирование гибким  и способным меняться. Удачливые  общественные предприниматели всегда  держат в голове планы района, организации или свои личные, которые они воплощают вне  зависимости от препятствий, стоящих  перед ними. Сталкиваясь с препонами,  они выходят за пределы системы  и идут на все, чтобы достичь  своих целей. Им удается добыть  финансирование своих проектов, и особенно  удачно они тратят  чужие деньги для достижения  своих целей. Общественные предприниматели  активизируются во времена кризисов (таких, как массовая безработица)  – потому что они видят шанс  там, где другие видят одни  неудачи. Обычный администратор  рассматривает безработицу как  нежелательное увеличение спроса  клиентов на обслуживание. Тогда  как общественный предприниматель  рассматривает ту же ситуацию  как возможность предложить специализированные  услуги и инновационные программы.  Многие удачные планы, как в  Корби, являются примерами совершенного общественного предпринимательства.

Информация о работе Свободные зоны Великобритании