Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) действуют в различных странах, но в России пока нет удачного примера создания СЭЗ удовлетворяющих международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
С одной стороны. Постоянные подозрения в отмывании средств со стороны FATF и давление со стороны Евросоюза все чаще заставляют оффшорные зоны принимать решение о ликвидации своего статуса. Это означает введение в стране равных условий налогообложения для местных и иностранных компаний. Первым о намерении закрыть «налоговый рай» и вступить в Евросоюз объявил Кипр. На острове уже принято 17 законов новой налоговой ре формы. Согласно им, например, 1 января 2003 года в стране ввелась единая ставка налога на прибыль в размере 10% против 4,25%.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 2
Глава I …………………………………………………………………………… 4
1. Сущность свободных экономических зон ………………………………… 4
2. Причины создания …………………………………………………………... 6
3. Требования по размещению, механизм создания и функционирования свободных экономических зон ……………………………………………….. 8
Глава II ………………………………………………………………………….. 11
1. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты: …
- Торговые зоны ………………………………………………………………. 12
- Промышленно-производственные зоны …………………………………... 13
- Технико-внедренческие зоны ………………………………………………. 14
- Сервисные зоны ……………………………………………………………… 15
- Комплексные свободные экономические зоны …………………………… 16
- Международные свободные экономические зоны ……………………….. 17
2. Виды льгот в свободных экономических зонах ………………………….18
3. Мировой опыт создания свободных экономических зон ………………. 20
Глава III ……………………………………………………………………….. 25
1. Анализ развития свободных экономических зон на примере Венгрии . 25
Заключение ………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы ………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

свободные эконом зоны.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………………. 2

Глава I …………………………………………………………………………… 4

  1. Сущность свободных экономических зон ………………………………… 4
  2. Причины создания …………………………………………………………... 6
  3. Требования по размещению, механизм создания и функционирования свободных экономических зон ……………………………………………….. 8

Глава II ………………………………………………………………………….. 11

  1. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты: …

- Торговые  зоны ………………………………………………………………. 12

- Промышленно-производственные зоны …………………………………... 13

- Технико-внедренческие зоны ………………………………………………. 14

- Сервисные зоны ……………………………………………………………… 15

- Комплексные свободные экономические зоны …………………………… 16

- Международные свободные экономические зоны ……………………….. 17

  1. Виды льгот в свободных экономических зонах ………………………….18
  2. Мировой опыт создания свободных экономических зон ………………. 20

Глава III ……………………………………………………………………….. 25

  1. Анализ развития свободных экономических зон на примере Венгрии . 25

Заключение ………………………………………………………………….....30

Список использованной литературы ………………………………………..31

 

 

Введение

 

Свободные экономические зоны (СЭЗ) действуют  в различных странах, но в России пока нет удачного примера создания СЭЗ удовлетворяющих международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

С одной стороны. Постоянные подозрения в отмывании средств со стороны FATF и давление со стороны Евросоюза все чаще заставляют оффшорные зоны принимать решение о ликвидации своего статуса. Это означает введение в стране равных условий налогообложения для местных и иностранных компаний. Первым о намерении закрыть «налоговый рай» и вступить в Евросоюз объявил Кипр. На острове уже принято 17 законов новой налоговой ре формы. Согласно им, например, 1 января 2003 года в стране ввелась единая ставка налога на прибыль в размере 10% против 4,25%.

Вслед за Кипром о своих планах ввести в  течение нескольких лет единый 12-процентный налог на прибыль объявила Ирландия. Затем о грядущих налоговых реформах заявил Гибралтар. Там будет установлена нулевая ставка налога на прибыль как для иностранных, так и для местных компаний. Гибралтар будет терять из-за этих преобразований $26,3 млн. в год — таков сейчас объем поступлений налога на прибыль от местных компаний. Так Гибралтар откупился от постоянного давления Великобритании и стран ЕС.[2]

Тема  свободных экономических зон  вновь актуальна не только в мире, но и в России. В марте 2007г правительство поставило в повестку дня законопроект об особых экономических зонах, правительство России исходило из того, что стране давно надоела хоть и прибыльная, но далеко не самая почетная роль поставщика сырья на мировой рынок. Уйти от этой роли можно лишь если совершить инновационный прорыв, в качестве инструмента использовав, в том числе и особые экономические зоны.[7]

Поэтому эта тема показалась мне интересной и актуальной.

В своей  работе я рассматриваю такие вопросы  как: сущность и причины создания СЭЗ, требования по их созданию, разновидности  СЭЗ, мировая практика создания СЭЗ.

Тема  свободных экономических зон  рассматривалась многими авторами, такими как Авдокушин Е.Ф., Смородинская Н. и т.д. ей же посвящено много статей в периодических изданиях и Интернет ресурсах.

 

 

Глава 1

 

1.Сущность СЭЗ, причины их создания и их место в мирохозяйственных связях

 

Заметным  явлением мирового хозяйства, неотъемлемой частью международных экономических  отношений второй половины XX в. становятся свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ). В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

Со времен подписания Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. В 90-х гг. в мире функционировало более 4 тыс. разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). В 2000г.. по оценкам специалистов, через различные СЭЗ проходило до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Так, норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30-35%, а в азиатских странах более 40%. Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2-3 раза. Многие международные корпорации считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направлении своей экспансии.

В результате применения льгот норма прибыли  в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные  компании получают в азиатских СЭЗ  в среднем 40% прибыли в год. Существенно  сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости  капитальных вложений (считается  нормальным для СЭЗ, когда эти  сроки не превышают 3-3,5 года).

  • наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
  • всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.

СЭЗ представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимуляторов применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ - это в той или иной степени географически обособленная территория.

В научных  отчетах и публикациях международных  организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяются экономические правила, рычаги, специальные административные законы, которые отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство в этих СЭЗ лишь сокращают масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для некоторых  стран «свободные зоны», по существу, являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны». [1, с. 158]

Создание  СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как  правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как  показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной  степени индивидуальна и тесно  связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при  создании СЭЗ, почти всегда не совпадают  с тем, что происходит в результате фактического развития.). [8]

 

2. Причины создания свободных экономических зон

 

Цели  создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народно-хозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, СЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в районах, подверженных экономической репрессии, на выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, нежели в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Так, во Франции с начала 1997 г. 38 городов, а так же Корсика объявлены  «свободными зонами». Создаваемые  в них мелкие и средние предприятия  получают максимальные налоговые льготы. Эти предприятия на пять лет освобождаются от выплаты различных налогов и прочих налоговых отчислений. На Корсике различные льготы распространяются на сельское хозяйство, туризм, жилищное строительство и др. Одной из главных задач политики «свободного функционирования» является создание новых рабочих мест. При выборе городов, примерно 10 из которых приходятся на парижские пригороды, власть руководствовалась такими критериями, как высокий уровень безработицы, превышающий 13,5%, большой процент молодежи, не имеющей образования, низкий потенциал во взимании налогов.

Со сходной  целью создавались СЭЗ и в  ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при  создании СЭЗ делается на привлечение  иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо  названных целей и причин создания СЭЗ увязывается с тремя основными  задачами:

  • стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
  • ростом занятости;
  • превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюс роста национального хозяйства.

Создание  СЭЗ рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование СЭЗ может  означать то, что страна не желает полностью  открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, используют частичную, локальную открытость в  виде спецзоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых льгот и иных льгот предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получили название «налоговая революция». СЭЗ в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Фактически  они представляют собой своеобразные ловушки для мигрирующих в  масштабах мирового хозяйства капиталов. [1,с. 159-160]

 

3. Требования по размещению, механизм создания и функционирования свободных экономических зон

 

Исходя  из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются  соответствующие требования и к  ее размещению. К наиболее общим  из них относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
  • развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
  • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные  для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению  к зарубежным странам, (а в России, в том числе, - и к бывшим союзным  республикам), а также располагают  морскими торговыми портами и  магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных  ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ  оказывается целесообразным и в  районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и  социальной инфраструктурой, но позволяющих  решать важные долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.). [8].

Создание  СЭЗ - сложный процесс. Он включает в  себя четыре стадии

  1. предпроектную;
  2. исходный период, этап создания и функционирования

На начальной  стадии, предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, где предполагается создать СЭЗ с привлечением специалистов определяет целесообразность ее образования, намечает целевую направленность и  отраслевую структуру СЭЗ, а также  некоторые другие ее параметры.

По результатам проведенной работы принимаются решения о проектировании СЭЗ и подготовке соответствующих документов по ее официальному признанию.

После - принятия решения о создании СЭЗ - наступает этап введения ее в действие, т. е. формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует стадия функционирования зоны.

 

Глава 2

Информация о работе Свободные экономические зоны