Свободные зоны в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:32, реферат

Краткое описание

Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных экономических зон (далее - СЭЗ), что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. Впервые они появились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему миру. Е. Верба, в своей статье, отмечает: “Создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 31.62 Кб (Скачать файл)

1. Свободные зоны в Европе

Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных  экономических зон (далее - СЭЗ), что  свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований  в мире. Впервые они появились  в Западной Европе. Теперь же они  распространились по всему миру. Е. Верба, в своей статье, отмечает: “Создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.” [1, с. 3.] Прежде чем перейти к рассмотрению проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь, представляется необходимым сделать краткий обзор уже сложившейся ситуации в Европе. Это обусловлено тем, что, во-первых, Европа накопила самый богатый опыт по работе в условиях СЭЗ; во-вторых, знакомство с методами и опытом работы соседей может оказаться полезным при создании собственных СЭЗ. СЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточно большое число разновидностей СЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих СЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами СЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отрасле-специфичные зоны.

Наиболее распространенными являются следующие виды СЭЗ:

Свободные таможенные зоны. Признаком  такой зоны является концентрация отраслей промышленности и наличие таможенных облегчений, что создает условия  для распределения товаров внутри и вне этой зоны.

Объединенные зоны. Признаками этих зон выступают чистая торговая деятельность, промышленное производство, внешняя  торговля. Наблюдается также развитие сферы услуг.

Экспортно-ориентированные зоны. Идея создания таких зон основана на международном  разделении труда. Эти зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке.

Особые экономические зоны. В  них наблюдается наличие признаков, присущих всем зонам: чистая торговая деятельность, промышленное производства, сфера услуг, внешняя торговля, пространственные ограничения. Такие зоны, как правило, ориентированы на развитие внешней  торговли.

Зоны оживления. Пользуются популярностью  в некоторых странах в качестве средства экономической стимуляции развития старых регионов.

Привлечение капитала в СЭЗ и, как  следствие, развитие СЭЗ обусловлены следующими стимулами:

Монетарное побуждение. Под этим подразумевается снижение налогов  на прибыль корпораций.

Таможенные льготы. В данном случае все сводится, как правило, к отмене импортных пошлин.

Наличие таможенно свободного ввоза для предприятий, в том числе и оборудования. Для предприятий, насытивших внутренний рынок продукцией или предприятий, экспортирующих высококачественную продукцию, могут быть отменены экспортные пошлины.

Фискальные облегчения (разновидность  монетарных облегчений). Здесь, в первую очередь, идет речь об амортизационных  отчислениях, наряду с политикой  снижения налогов для предприятий  малого и среднего бизнеса в начале инвестиционного периода. Это способствует ускорению процесса реинвестирования, что особенно актуально для зон  оживления. Немонетарные причины. К  ним относится государственное  регулирование предпринимательской  деятельности, а также оказания консультаций и предоставление бесплатной информации для субъектов хозяйствования. Следует  также отметить, что в зонах  свободной банковской деятельности практикуется также отмена нормы  обязательных резервов, требований к  размеру собственного капитала. Для  зон свободной страховой активности благоприятствующим фактором выступает  отмена определенного страхования. Поскольку эти зоны, как правило, действуют в совокупности с другими, эти льготы дополняют общий набор  льгот. Таким образом, кратко охарактеризовав  европейские СЭЗ, можно перейти  к рассмотрению проблем и перспектив развития СЭЗ в Республике Беларусь.

2. Свободные экономические зоны на территории Республики Беларусь

Свободные экономические зоны (СЭЗ) как институт рыночной экономики  занимают особое место в правовой системе Республики Беларусь. Внимание, которое уделяется государством совершенствованию законодательства о СЭЗ, свидетельствует о том, что их развитие является одним из приоритетных направлений государственной  инвестиционной политики. Сегодня каждый областной центр Беларуси может  предложить как иностранному, так  и отечественному инвестору привлекательные  условия для инвестирования на территории СЭЗ.

Цели и задачи создания СЭЗ в  Республике Беларусь:

увеличение притока иностранных  инвестиций, улучшение инвестиционного  климата и привлечение стратегических инвесторов;

обеспечение дополнительных благоприятных  условий для привлечения новых  и высоких технологий, передового зарубежного опыта;

содействие международной интеграции и сотрудничеству;

стимулирование экспорта и импортозамещающих  производств;

создание новых рабочих мест, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей;

развитие и расширение сферы  работ и услуг;

развитие инфраструктуры территорий, эффективное использование имеющихся;

получение практических результатов  функционирования СЭЗ в целях  дальнейшего их использования для  проведения реформ в республике.

Правовые и организационные  основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории Республики Беларусь установлены Законом Республики Беларусь "О свободных экономических  зонах" от 07.12.1998 г. (далее - "Закон"), Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических  зонах на территории Республики Беларусь" (далее - "Указ № 114"), Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 "О  некоторых вопросах деятельности свободных  экономических зон на территории Республики Беларусь" (далее - "Указ № 262").

В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории республики с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Резидентом СЭЗ признается зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или (в качестве индивидуального предпринимателя) физическое лицо, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предпринимательской деятельности в СЭЗ. Согласно ст. 6 Закона резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ. Решение осоздании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.

На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ: СЭЗ "Брест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне "Брест" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2006 г. № 1481;

СЭЗ "Минск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О  создании свободных экономических  зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Минск" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г № 749;

СЭЗ "Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне "Гомель-Ратон" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г. № 773;

СЭЗ "Витебск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 "О создании свободной экономической  зоны "Витебск" сроком на 30 лет. Положение  о свободной экономической зоне "Витебск" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 г. № 1554;

СЭЗ "Могилев" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 "О создании свободной экономической  зоны "Могилев" сроком на 30 лет. Положение  о свободной экономической зоне "Могилев" и ее администрации  утверждено постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 445;

СЭЗ "Гродноинвест" - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 "О создании свободной экономической зоны "Гродноинвест" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Гродноинвест" и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 г. № 789.

3. Цели и задачи СЭЗ. Виды деятельности на территории СЭЗ

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости  от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим положением о СЭЗ. В основном целями и задачами СЭЗ  является привлечение и эффективное  использование иностранных и  национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфическиецели. Например, для СЭЗ "Гомель-Ратон" - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ "Минск" - повышение загрузки аэропорта "Минск-2" и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ "Витебск" и "Могилев" - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ "Гродноинвест" и "Брест" - внедрение в экономике региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.

Осуществление отдельных видов  деятельности на территории СЭЗ запрещено.

Согласно Закону и нормам Положений  о СЭЗ к ним относятся следующие  виды:

- хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны  и обороны государства, а также  с производством, переработкой, хранением  и продажей оружия, боеприпасов,  взрывчатых веществ;

- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных  и радиоактивных материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических  и иных сильнодействующих материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические,  сильнодействующие и ядовитые  вещества;

- производство водки, ликера  и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных  крепленых вин, пива;

- производство табачных изделий;

- производство ценных бумаг,  денежных знаков и монет, почтовых  марок;

- организация лотерей, игорный  бизнес;

- подготовка и трансляция радио-  и телепередач, за исключением  технического обслуживания типографий, радио и телевидения;

- деятельность, связанная с вопросами  внешней трудовой миграции;

- некоторые другие виды деятельности.

Отдельные виды деятельности могут  осуществляться резидентами СЭЗ  только на основании специальных  разрешений (лицензий).

4. Налогообложение СЭЗ

Налоговое законодательство, действующее  на территории Республики Беларусь, устанавливает  следующие виды налогов и обязательных платежей, подлежащих уплате резидентами  СЭЗ:

Налог на прибыль.

Основной нормативный акт - Закон  Республики Беларусь "О налогах  на доходы и прибыль" от 22.12.1991 г. (с  последующими дополнениями и изменениями).

Облагаемая налогом прибыль  исчисляется исходя из суммы прибыли  от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных  прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога - 24 %.

Льгота:

По деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, налог  на прибыль уплачивается резидентами  СЭЗ по ставке, уменьшенной на 50%, т.е. 12 %.

Информация о работе Свободные зоны в Европе