География автомобилестроения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:46, дипломная работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности России. В настоящее время численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроении. Автопром даёт 3,8 % от всего объёмов промышленного производства и 23 % от объёмов машиностроения. Инвестиции в основной капитал предприятий автомобилестроения также растут неуклонно с 2000 года.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность предприятий по производству автобусов в прошлом году ещё раз подтвердила, что этот сектор российской промышленности имеет значительный потенциал. В соответствии с принятыми правительственными решениями, предприятиями в течение года в основном выполнены необходимые работы по повышению качества автобусов, в том числе в отношении экологических требований. Структура производства автобусов в последние годы стабилизировалась: автобусы особо малого класса составляют 69-72%, малого -20-21%, а на остальные приходится лишь около 7-9% всего выпуска.[19]. (Приложение 3,4,6,8,10,12,17,30).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ                                    

 

Зарубежный опыт показывает, что развитие национальной автомобильной  промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения предполагает осуществить следующие основные меры:

  • разработка механизма, обеспечивающего создание новых и модернизацию действующих производственных мощностей по выпуску передовой автомобильной техники и ее компонентов;
  • создание условий для привлечения средств, направленных на реализацию высокоэффективных проектов, осуществляемых на конкурсной основе;
  • предоставление грантов для проведения НИОКР по разработке новой автомобильной техники и ее компонентов;
  • применение механизмов таможенно-тарифного регулирования;
  • усиление антимонопольного контроля на рынках товаров, услуг и капитала;
  • проведение активной политики в области экспорта;
  • стимулирование развития лизинга автотранспортных средств, кредитование приобретения автомобильной техники физическими и юридическими лицами;
  • создание инвестиционно привлекательных условий для организации совместно с ведущими зарубежными компаниями специализированного производства автомобильных компонентов;
  • повышение конкурентоспособности автомобильной техники путем применения стандартов, отвечающих международным требованиям;
  • развитие специализированных мощностей по изготовлению узлов и агрегатов, в том числе двигателей внутреннего сгорания;
  • сохранение на крупнейших предприятиях автомобильной промышленности кузовных и сборочных производств;
  • выделение заготовительных, вспомогательных и агрегатных производств в самостоятельные предприятия (юридические лица);
  • передача объектов социальной сферы местным администрациям;

развитие дилерских  и сервисных сетей, в том числе фирменных, а также пунктов инструментального контроля технического состояния транспортных средств.[1] 
             Еще одним способом обоснования необходимости существования автомобильной промышленности в России является макроэкономический анализ альтернатив, увязывающий ключевые параметры развития автомобильной промышленности с итоговыми показателями народнохозяйственной динамики и структуры.

Крайние позиции возможных  альтернатив, как уже отмечалось, состоят с одной стороны в практически полном замещении импорта внутренним производством, а с другой, соответственно, в практически полном вытеснении отечественной автомобильной промышленности с внутреннего рынка.

При этом вариант вытеснения импорта, очевидно, не может быть реализован только административными и тарифными методами и предполагает высокую конкурентоспособность отечественной автомобильной промышленности и, следовательно, возможность значительного роста экспорта.    Учитывая потенциальный рост мирового рынка автомобилей, а также рациональную долю экспорта, не подвергающую чрезмерной зависимости от мировой конъюнктуры внутреннее производство (то есть порядка 25 – 30% выпуска), в рамках данной альтернативы принята гипотеза роста экспорта за период до 10 раз.

         Мировой опыт показывает, что реализация такого сценария в нашей стране, обладающей довольно высоким производственным потенциалом, вполне возможна. В тоже время для претворения его в жизнь необходимо выполнение целого ряда условий, включающих ускоренное обновление капитала автомобильной промышленности, увеличение объемов НИОКР и ускоренное обновление модельного ряда выпускаемой продукции.

             По сути, в данном варианте речь идет об интенсивном развитии, связаным с превращением автомобильной промышленности в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики и переходом от удовлетворения потребностей растущего внутреннего спроса к экспортной экспансии.

Альтернатива вытеснения отечественной автомобильной промышленности с внутреннего рынка к 2015 году это, по сути, предельно негативный сценарий, реализация которого может быть связана не только с накоплением негативных тенденций в развитии отрасли, но и с полным игнорированием государством и исполнительной властью интересов развития как отечественной автомобильной промышленности, так и экономики в целом.

            Определенный интерес (в рамках сопоставления альтернатив) представляет собой также вариант инерционного развития, основанный на предположении о том, что увеличивающийся спрос будет покрываться как за счет автомобилей производимых на территории России (как традиционных моделей, так и иномарок российской сборки), так и за счет импорта, в том числе автомобилей бывших в употреблении. Экспорт продукции автомобильной промышленности в инерционном сценарии остается крайне незначительным.[34]

              Концепция развития автомобильной промышленности России одобрена распоряжением правительства № 978р от 16 июля 2004 года. Она определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, развития производительных сил, увеличения экспорта автомобильной техники и обеспечения национальной безопасности. Концепция учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в области развития автомобилестроения.

            Концепции развития автомобильной промышленности России позволит создать интегрированную в мировое автомобилестроение конкурентоспособную автомобильную промышленность, обеспечить удовлетворение растущего платежеспособного спроса на автомобильную технику, повысить экспортный потенциал отечественного машиностроения, оказать позитивное влияние на рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет и отчислений во внебюджетные фонды.

В Концепции отмечается, что объем продажи грузовых автомобилей на внутреннем рынке в 2001 году составил более 200 тыс. штук (собственное производство плюс импорт).[36]

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка грузовых автомобилей  не менее чем в 1,5 раза.

Парк грузовых автомобилей к 2010 году увеличится с 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук. (Приложение 7).

В 2001 году на внутреннем рынке было реализовано около 1,4 млн. легковых автомобилей, в том числе более 900 тыс. автомобилей отечественного производства, около 450 тыс. автомобилей поступили из-за границы, в том числе 90 тыс. новых автомобилей.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка легковых автомобилей  до 2,2-2,5 млн. штук.

Парк легковых автомобилей  возрастет к 2010 году с 21,2 до 30-33 млн. штук, в том числе иностранного производства с 4,6 до 7-8 млн. штук. При этом число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 140 до 245 штук.

К 2010 году прогнозируется увеличение рынка автобусов до 67-70 тыс. штук, при этом доля продажи  автобусов большого и особо большого классов возрастет с 8 процентов до 16-17 процентов.

Парк автобусов в  России в 2001 году составил более 660 тыс. штук, в том числе около 140 тыс. автобусов общественного пользования. Ожидается его незначительное увеличение.[36]. (Приложение 8).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       

В результате произведенных  исследований были сделаны следующие  выводы.

1. Изучены исторические  этапы развития автомобилестроения  в России до 1917 года по настоящее время.

2. Изучена география  современного автомобилестроения  России, выявлены особенности динамики  производства легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Во всех отраслях отмечено увеличение производства.

Проанализированы современные  географические производства автомобилей в России. Основной особенностью производство автомобилей в России на современном этапе стало привлечение иностранных компаний, в связи с этим география производства изменилась. Наряду с отечественными центрами производства появились новые центры, где ведется сборка автомобилей из иностранных комплектующих.

3. Отличительной особенностью  производства легковых автомобилей являются крупные отечественные производители: Тольятти –  ВАЗ 2170 «Приора», ВАЗ-2119  «Калина»; Нижний Новгород – ГАЗ-3110; Ульяновск – УАЗ - «Хантер», «Патриот»; «Автотор», Калининград БМВ, КИА, «Шевроле», «Хаммер», «Кадиллак», «Чери»; Всеволожск «Форд»; Санкт-Петербург «Тойота», «Ниссан», «Джи-Эм»;  Москва «Рено»; Калуга «Фольксваген»; Таганрог «Хёндай»; Нижний Новгород «Крайслер»; Ижевск КИА; На6ережные Челны «Саньён», ФИАТ; Елабуга «Грейт Уолл», ФИАТ; Тольятти «Шевроле»; Новоуральск «Джилли», «Чжонсин».

     По грузовым автомобилям, самые крупными на сегодняшний день отечественными производителями являются: «КАМАЗ» Набережные Челны; «Урал» Миасс; «УАЗ» Ульяновск; «ГАЗ» Нижний Новгород. сборочные иностранные производств: «ТагАЗ» Таганрог «Хундай»; «Автотор» Калининград  «Грейт Уолл», «Чери»; ЗАО Автомобили и моторы Урала «АМУР»; ООО Ивеко - УралАЗ, ЗАО «ВТС Зеленоград» «Вольво».

Самые крупные на сегодняшний  день отечественными производителями автобусов являются: АО НефАЗ Нефтекамск; Волжский «Волжанин»; Голицино «ГолАЗ»; Семенов, Нижегородская облость (СемАР); Курган (КАвЗ); Ликино (ЛиАЗ). Выделяют сборочные иностранные производства: Санкт-Петербург, (Скания), Ульяновск, Елабуга (Исузу), Таганрог (Хендэ), Коломна (Мерседес Бенс), Нижегородская область (Ивеко), Саратов (Химэкс Интералл Польска), Омск (Вольво).

4. Рассмотрены преспективы  развития отрасли.

5. Подготовлен графический и картографический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

                                             
     1. Автомобильная промышленность: анализ, прогноз, варианты стратегии: материалы Института комплексных стратегических исследований /

Стратегия развития. – М.: Высшая школа бизнеса МГУ. 2005.- 18 с.

         2. Алексеев, Ю.Г. Люди и автомобили: учеб. пособие / Ю.Г. Алексеев ; М.: 1990. – 156 с.

         3. Баршев, В., Автоспор / В. Баршев, Велетминский И. // Российская газета. 2005. – 19 мая. С. 3.   

         4. Воронин, В.В. Экономическая  география РФ: учебник для вузов  / В.В. Воронин ; - Самара. 1997. 324 с.

         5. Видеман, Е. Автомобильное будущее России / Е. Видеман // Авто Мир. - 2007.- №43.- С.50-65.

         6. Гладкий, Ю.Н., Экономическая география России: учебник для вузов / Ю.Н. Гладкий, В.А. Доброскок, С.П. Семенов ; под. ред.С.П. Семенова. — М.: Гардарика,    1999. —752 с.: ил.- (Учебники и учебные пособия для студентов вузов).

         7. Гордиенко, М.П. От повозки до автомобиля : учеб. пособие /

М.П. Гордиенко, Л.П. Смирнов: под. ред.Л.П. Смирнова. - Алма-Ата : 1990. – 118 с.

         8. Иерусалимский, А. Автомобиль / А. Иерусалимский  // Автомобиль. -1929.    - № 7.- С. 6-24.

        9. Исаев, А.С. От самобеглой коляски до ЗИЛ-111 : исторический очерк / А.С. Исаев.-  М. : 1961. – 85 с. 

        10. Казанский, Н.Н. Экономическая география транспорта: учебник для вузов / Н.Н. Казанский, В.С. Вампилов, В.Г. Галабурда ; под. ред. В.С. Вампилова. - М.: 1991. - 256 с.

       11. Кузнецов, Ю.Д. Планирование развития транспортной сети в экономическом районе : учеб. пособие / Ю.Д. Кузнецов, Г.П. Кобылковский ; под. ред. Ю.Д. Кузнецова. - М. : 1975. – 243 с.

     12. Куприн, Е. Российскому автомобильному транспорту - 100 лет / Е.Куприн, А Рубец  // Автомобильный транспорт. - 1996. - № 10. – 2-18.

   13.Лившиц, В. Н. Транспорт России за 100 лет : учеб. пособие / В.Н. Лившиц ; Россия в окружающем мире. - М.: 2002. - 160 с.

       14.  Маркова, А.Н. Транспорт СССР и основные этапы его развития : учеб. пособие / А.Н. Маркова ; - М. : Наука. 1977. 346 с.

       15. Морозова, Т.Г. Экономическая география России :   учеб.   пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов ; под. ред. Т.Г. Морозова. - М. : ЮНИТИ, 1999. - 527 с.

        16. Никольский, И.В. География транспорта СССР :  учеб.   пособие / И.В.Никольский ; 2-е изд. - М.: МГУ. 1978. 447 с.

       17. Орлов, В.И. Развитие транспорта СССР. 1917—1962 : историко-экономический очерк / В.И. Орлов ; - М. : АН СССР, 1963. 120 с.

       18. Пашков, В.И. Автомобильная промышленность России в 2002 году / В.И.Пашков // Автомобильная промышленность. -  2003. - № 3. 3-26.

       19. Петров, В.А. Материалы конференции. Справка об основных тенденциях развития производства, рынка и парка автотранспортных средств России в 2006 – 2007 годах / В.А. Петров, А.М. Сереженкин // Автоперевозки: грузовые, пассажирские, международные. – 2008. -  №3. -  С. 11-15.

       20. Поляков, В.Ф. Транспорт. Новая Россия : информационно-статистический альманах / В.Ф. Поляков ; - М.: СП. Вся Москва. Международная академия информации, 1994. – 681 с.

Информация о работе География автомобилестроения в России