География автомобилестроения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:46, дипломная работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности России. В настоящее время численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроении. Автопром даёт 3,8 % от всего объёмов промышленного производства и 23 % от объёмов машиностроения. Инвестиции в основной капитал предприятий автомобилестроения также растут неуклонно с 2000 года.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Источник [35]

     12 августа 2002 г. на ОАО «КамАЗ» был завершен монтаж и пуско-наладочные работы технологического оборудования для производства двигателей стандарта «Евро-2» и «Евро-3».

Согласно принятой концепции развития автомобильной промышленности России повышение экологических показателей выпускаемой техники планируется проводить в три этапа. Первый проходил до 2004 г.: упорядочение нормативных требований и обеспечение выпуска автомобилей, удовлетворяющих нормам «Евро-2», второй – до 2008 г.: задача – выпуск продукции на уровне норм «Евро-3»; третий – до 2010 г.: задача – выйти на уровень норм «Евро-4».[26,35]

С каждым годом на российском рынке большегрузных автомобилей  растет доля импортных машин. Так, например, если в 1990 г. она не превышала 1%, то в 1997 г. достигла 17%. С увеличением объема международных перевозок потребности в магистральных тягачах в России возросли, и практически все западные автостроительные фирмы сейчас присутствуют на российском рынке. Единственная причина, сдерживающая увеличение импорта грузовиков – высокие цены, которые в среднем в 2,5-3,5 раза выше, чем на аналогичные отечественные машины. Однако после предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию эта разница цен существенно уменьшится, после чего следует ожидать увеличения импорта грузовиков.[35]

Производство грузовых автомобилей, резко сократившись за первую половину 90-х годов, постепенно увеличивается. В 2005 г. изготовлено 206,9 тыс. грузовых автомобилей, или на 2% больше, чем в 2004 г.  
Распределение выпуска грузовых автомобилей по предприятиям России за 2000 - 2005 годы, можно отметить, что – в соответствии с рыночным спросом - происходит рост выпуска малых грузовиков на базе легковых автомобилей (ВАЗинтерсервис), мало - и среднетоннажных автомобилей Горьковского автозавода и большегрузных автомобилей КамАЗ. Выпуск грузовых автомобилей на ИжАвто, УАЗе и УралАЗе в течение ряда лет колеблется в некоторых пределах. Вместе с тем, сокращается выпуск грузовых автомобилей на ЗиЛ, в т.ч. автомобилей "Бычок", т.к. конкуренцию продукции столичного автозавода стали составлять и горьковские автомобили "Валдай", и среднетоннажные КамАЗы. (Приложение 5).

  Имеется тенденция к увеличению сборки в России грузовых автомобилей иностранных марок, главным образом, малотоннажные корейские грузовики Хэндэ "Портер" на ТагАЗе и большегрузные "Вольво" на заводе в г. Зеленограде. Доля собранных в России грузовых иномарок в общем выпуске достигла в 2005 г. 1,4%.

Особо высокие показатели увеличения объёмов производства отмечаются в сфере выпуска грузовых машин, что характеризует рост конъюнктуры на рынке коммерческих автомобилей в связи с улучшением ситуации в развитии экономики. За 2006 г. в России было изготовлено 248233 грузовых автомобиля, что на 19,9% превышает уровень 2005 г.[31].(Приложение 1).

 В 2006 г. продолжался уверенный рост выпуска большегрузных автомобилей. В ОАО «КАМАЗ» было изготовлено свыше 42836 машин, или на 33,9% больше, чем в 2005 г. Более четверти из их числа ушло на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья. Похожих показателей также удалось достигнуть в ОАО «A3 «Урал» и ООО «Брянский автомобильный завод», где были отмечены приросты производства соответственно на 29,3% и 67,3%).

Если же говорить о средне- и малотоннажниках, то лидирующую позицию по объёму производства грузовых автомобилей по-прежнему сохраняет ОАО «ГАЗ», с конвейера которого сходит более половины суммарного годового   выпуска   российских грузовиков. За 2006 г. за ворота предприятия вышло более 144 тыс. единиц указанной автотехники, т. е. на 14,2% больше по сравнению с 2005 г. это составило 58 % от годового выпуска грузовиков в России. Причём нижегородцам удалось увеличить производство малотоннажников на 14,5%, а среднетоннажных машин - на 12,8% (среди них автомобилей ГАЗ 3310 «Валдай» - в 2,57 раза).

Сохраняется тенденция  снижения объёмов изготовления грузовиков в АМО «ЗИЛ». По сравнению с показателями 2005 г. за минувший годе конвейера предприятия их сошло на 8,3 % меньше. ОАО «ИжАвто» увеличило выпуск фургона Иж 27175 на 69,9%.

Самые крупные на сегодняшний  день отечественными производителями  являются: «КАМАЗ» Набережные Челны  на 133%; «Урал» Миасс на 129%; «УАЗ» Ульяновск  на 101%; «ГАЗ» Нижний Новгород на 114% к 2005 году.[26,31]

Сборочное производство иностранных компаний.

Калуга (Вольво, Рено), Ульяновск, (Исузу), Таганрог (Хендэ), Елабуга (Исузу, Фиат), Нижегородская область (Ивеко),Саратов (Химэкс Интералл Польска).

Производство грузовых автомобилей иностранных моделей в России за 2006 г. выросло до 8937 единиц, или в 3,03 раза по сравнению с 2005 г. Однако их доля в общем выпуске грузовиков в России по-прежнему осталась мизерной и составила 3,6%.

Основной вклад в  повышение объёмов производства в России грузовых иномарок внесло ООО «ТагАЗ». Ведь именно из ворот этого предприятия за 2006 г. вышло 7162 малотоннажника Hyundai Porter, что позволило «перекрыть» более чем в три раза показатели аналогичного отрезка 2005 г. Приведённая цифра составляет 80% от общего числа грузовиков иностранных моделей, выпущенных в прошлом году в России.

Динамичное развитие ситуации наблюдается и в ЗАО «ВТС Зеленоград», где, как известно, организована сборка грузовиков Volvo. В частности, объём выпуска был превышен на 9,7%. В ООО «Ивеко-УралАЗ» количество изготовленных машин возросло на 61,2%, а в ЗАО «Автомобили и моторы Урала», где было организовано лицензионное производство коммерческих грузовиков TATA LPT-613, - на 60%. Этот индийский автомобиль, который не был адаптирован к российским стандартам и условиям эксплуатации, довели до требований норм Евро-2 и сертифицировали, после чего он получил обозначение АМУР 4346.

Что касается компании «Автотор», то там перешли от выпуска грузовиков KIA к производству автомобилей марки Yuejin. Их изготовление началось в декабре 2005г.

Выделяют сборочные  иностранные производства: «ТагАЗ»  Таганрог «Хундай» на 309% к 2006 году; «Автотор», Калининград  «Грейт Волл», «Чери» на 1707% к 2006 году; ЗАО Автомобили и моторы Урала «АМУР» на 160%;      ООО Ивеко - УралАЗ на 162% к 2006 году, ЗАО «ВТС Зеленоград» «Вольво».[31]. (Приложение 2).

Российские автозаводы за рассматриваемый период отгрузили для реализации более 249 тыс. автомобилей, что превысило показатель 2006 г. на 18,8%.

По предварительным  оценкам, можно прогнозировать увеличение выпуска грузовой автотехники на 10-12% по сравнению с 2006 г.

Успешная работа в  минувшем году автозаводов, выпускающих  грузовую автотехнику, показывает, что российский автопром может успешно развиваться не только в направлении промышленной сборки. В этом процессе важнейшую роль сыграла поддержка государства. В частности, была введена поддержка экспортёров путём возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Совершенствование налогового законодательства выразилось в упрощении процедуры применения налоговых вычетов. Аналогичные меры способствовали поддержанию стабильности и в секторе автобусостроения.[19,25].(Приложение 1,2,5,7,9,11,31).

 

                                     II. 3. Производство автобусов

В производстве автобусов  после 1996 г. наблюдается практически  неуклонный рост. При этом ещё в 2000 г. был превышен уровень 1990 – 1991 гг. (правда, за счёт особо малых автобусов). В 2005 г. изготовлено 78,5 тыс. автобусов (на 3 % больше, чем в 2004 г.). Но практически весь прирост пришелся на автобусы среднего, большого и особо большого классов. Троллейбусов выпущено более чем в 2 раза по сравнению с 2004 г. Важно, что при этом подотрасль по производству многоместного пассажирского транспорта имеет значительный потенциал для расширения выпуска в случае дальнейшего роста спроса на российские автобусы различных классов и троллейбусы. Следует отметить также, что, несмотря на некоторый рост импорта автобусов, он в последние 5 лет, можно считать, компенсируется экспортом российских автобусов. 
          Распределение выпуска автобусов по предприятиям России за последние 5 лет, происходит освоение производства автобусов иностранных моделей.  
          За первые 5 лет реформ выпуск автобусов снизился на 33%, затем наметился рост производства. Так, в 2003 году в России было выпущено более 75 тысяч автобусов, что на 12% больше, чем в 2002 году.

Большинство автобусных заводов превысили уровень производства 2002 года. Исключение составило лишь АМО «ЗИЛ», где за год было выпущено всего 69 автобусов — 63,3% к уровню 2002 года, а также ВАП «Волжанин» — 248 автобусов или 82,7% к уровню 2002 года. ОАО «ГАЗ» изготовило 36299 автобусов, что на 12,6% больше, чем в 2002 году. ОАО «АЗ «Урал» произвело 520 автобусов (+ 9,5%). ОАО «УАЗ» — 21550 автобусов (+ 14%), ОАО «ЛиАЗ» — 1670 автобусов (+ 7%), ОАО «ПАЗ» — 11323 автобуса (+ 9,3%), ОАО «НефАЗ» — 726 автобусов (+ 51%), ОАО «КАвЗ» — 1607 автобусов (+ 30%).

Производство автобусов в России в 2004 г. снизилось по сравнению с 2003г. на 0,7% – до 75,7 тыс. шт. При этом производство автобусов с дизельными двигателями выросло на 51,3% и составило 5811 шт. В 2004г. ОАО "Павловский автобус" произвело 12114 автобусов (+7% к 2003г.), ООО "Ликинский автобус" – 1749 автобусов (+11%), ОАО "ГолАЗ" – 1749 автобусов (+14%), ОАО "КАвЗ" – 2163 автобуса (+37%). [31]. (Приложение 17).   

         Холдинг «Русские автобусы» (в него входят ПАЗ, ЛиАЗ, КАвЗ, ГолАЗ и Канашский агрегатный завод) обнародовал планы заводов на ближайшую перспективу.

ПАЗ. Главная новинка  сезона — экспериментальный 7-метровый автобус на венгерском шасси Raba. От знакомых «пазиков» здесь, пожалуй, осталась только эмблема! Двигатель — чешский, марки Avia (четыре цилиндра, рабочий объем — 4 л, мощность — 132 л.с., Euro 2), коробка передач — пятиступенчатая ZF из Германии. Тормоза на всех колесах — дисковые с АБС, подвеска — полностью пневматическая, шины — 17,5-дюймовые. Вместимость автобуса — 43 пассажира (в том числе 23 сидящих). (Приложение 22).

Что касается серийной продукции, то завод собирается выпустить за год 9000 обычных «пазиков», еще тысячу — удлиненных, а также 500 автобусов  модели «Аврора».

ЛиАЗ. Ликинцы обещают  запустить в серию низкопольный ЛиАЗ-5292, показанный на автосалоне в Москве; нынешние модели — «одиночка» и «гармошка» — будут модернизированы. Кроме того, планируется создание низкопольной «гармошки», удлиненного одиночного автобуса (он будет трехосным, 15-метровым) и даже троллейбусов — одиночного и сочлененного. (Приложение 27).

КАвЗ. Предприятие все  больше ориентируется на модели, разработанные  в Павлово. В нынешнем году сюда будет полностью переведено производство пригородных модификаций автобуса ПАЗ «Аврора»; кроме того, курганцы планируют построить на павловском шасси новый школьный автобус. (Приложение 26).

ГолАЗ. Голицынский завод, в свою очередь, будет заниматься в основном производством ЛиАЗов  в междугородном исполнении 5256R. Благодаря новым агрегатам (задний мост, рулевой механизм и т.д.) эта модель станет менее шумной и более динамичной, а ее максимальная скорость увеличится                 до 120 км/ч. Что касается лайнера «Круиз» собственной разработки, то ГолАЗ планирует строить эту модель по заказам на различных шасси — Mercedes, Scania, Hyundai. (Приложение 24).

Наиболее высокие темпы  роста выпуска автобусов в России с начала 1990-х годов пришлись на 1996-2003 гг. За этот период их производство увеличилось с 35 тыс. до 76,5 тыс. единиц, т. е. в 2,17 раза. Одновременно происходило изменение структуры выпуска машин в соответствии с требованиями рыночной экономики. В результате более 90% ныне  изготавливаемых автобусов относятся к малому и особо малому классам. Очевидно, к 2003 г. структура и объём выпуска приблизились к оптимальным значениям, что не замедлило сказаться на темпах роста производства. За четыре последних года выпуск автобусов увеличился с 76,5 тыс. штук в 2003 г. до 79,66 тыс. в 2006 г, т. е. всего на 4,6% (примерно 1,2% в год).[18]. (Приложение 6).

Отечественные производители.

В 2006 году в классе особо малых автобусов, основной их изготовитель - ГАЗ - увеличил производство до 39520 единиц, т. е. на 6,5% по сравнению с 2005 г. А вот в ОАО «УАЗ» объём выпуска микроавтобусов был снижен на 23,3%.

     На 27,3% возросло производство машин малого класса в АМО «ЗИЛ». Наращивается выпуск специальных вахтовых автобусов в ОАО «A3 «Урал». Здесь было отмечено его повышение на 33% против уровня, достигнутого в 2005 г.

Стабильный рост производства автобусов уже в течение длительного времени имеют заводы компании «Русские автобусы», изготавливающие машины различных классов: от малого до особо большого. За 2006 г. увеличение их выпуска составило 12,9 % по сравнению с 2005 г., в том числе на ПАЗе  -3,6%, на ЛиАЗе - 20,5%, на ГолАЗе - 1 02,4% и КАвЗе - 53,6%. Все 
го же этими заводами было изготовлено 21056 машин.

В свою очередь, компания «Волжанин» повысила производство своей продукции в 1,6 раза, ОАО «НефАЗ» - на 14,1%, а ЗАО «МЗпА» (ЗАО «Мичуринский завод по производству автобусов») - в 2,75 раза.

Москва (ЗиЛ,Тушино-Авто), Нижний Новгород (ГАЗ), Нефтекамск (НефАЗ), Миасс (Урал), Ульяновск (УАЗ), Ликино (ЛиАЗ), Курган (КАвЗ), Павлово (ПАЗ), Голицино (ГолАЗ), Орск (ОЗТП-Самрат), Волжский (Волжанин), Псков-Авто, Семенов, Нижегородская облость (СемАР), Мичуринск (МарЗ). Самые крупные на сегодняшний день отечественными производителями являются: АО НефАЗ Нефтекамск 116% к 2005 году; Волжский «Волжанин» на 150% к 2005 году; Голицино «ГолАЗ» на 201%; Семенов, Нижегородская облость (СемАР) на 369%; Курган (КАвЗ) на 155%; Ликино (ЛиАЗ) на 123%.[19]. Приложение 22,25,26,27.

Сборочное производство иностранных компаний

Что касается машин иностранных моделей, то в 2006 г. их собрали всего 521 единицу, что составило лишь 0,66% от общего количества автобусов, выпущенных за это время в России. При этом более половины из них пришлось на долю ООО «Скания-Питер», изготовившего за рассматриваемый период машин на 23,6% больше, чем за соответствующий отрезок 2005 г.

        Выделяют сборочные иностранные производства: ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург на 123%, (Скания), Ульяновск, Елабуга (Исузу), Таганрог (Хендэ), Коломна (Мерседес Бенс), Нижегородская область (Ивеко), Саратов (Химэкс Интералл Польска), Омск (Вольво). (Приложение 23,24).

Что касается динамики реализации продукции предприятиями автобусостроения, то в 2006 г. её было отгружено на 6,9% больше, чем в 2005 г. Такое увеличение было отмечено в отношении всех классов автобусов, а также по большинству заводов. Лидирующую позицию в классе особо малых автобусов занимает НПП «Семар», реализовавшее в 2006 г. продукции в 3,69 раза больше, чем в предыдущем. А среди производителей машин большого класса наибольшее увеличение темпов отгрузки продемонстрировали ГолАЗ (на 101 %) и МЗпА (на 125,6%). Падение указанного показателя отмечено на УАЗе (96,6% по отношению к уровню 2005 г.), в «Тушино-Авто» (55,4%) и компании «Вика ЛТД» (90,3%), что объясняется уменьшением выпуска продукции этими предприятиями в 2006 г.

Информация о работе География автомобилестроения в России