География автомобилестроения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:46, дипломная работа

Краткое описание

Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей промышленности России. В настоящее время численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% — от работников машиностроении. Автопром даёт 3,8 % от всего объёмов промышленного производства и 23 % от объёмов машиностроения. Инвестиции в основной капитал предприятий автомобилестроения также растут неуклонно с 2000 года.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Популяризации автотранспорта способствовали многочисленные испытательные пробеги и гонки, имевшие не только спортивное, но и научное значение. Они давали возможность определять пути совершенствования конструкции и эксплуатационных качеств автомобиля, стремиться к тому, чтобы достигнутые рекорды становились обычными показателями.

        Первой крупной автомобильной гонкой России, имевшей международное значение, был автопробег Москва - Петербург (1907 г.). Следующая международная гонка из Санкт-Петербурга в Москву прошла в 1908 г., а в 1909 г. был дан старт международному дорожному испытанию автомобилей Петербург - Псков - Рига - Петербург. Крупный международный пробег по маршруту Петербург - Киев - Москва - Петербург был организован также  в 1910 г.       Победителем многих гонок, пробегов и соревнований, проходивших как в России, так и за рубежом, был выдающийся российский автогонщик, ученый, журналист и общественный деятель Андрей Платонович Нагель. [8]

Значительный вклад  в развитие российского автомобилизма внесли отечественные торговые дома. По свидетельству исследователей, автомобильные торговые дома в России насчитывались десятками, а торговые представительства - сотнями. Располагая большими и хорошо оборудованными гаражами, ремонтными цехами и мастерскими, торговые дома принимали на хранение, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт автомобили всех марок. Они же занимались распространением передовых достижений автомобилизма, поскольку научно-исследовательских автомобильных институтов тогда еще не существовало.

 Первым крупнейшим в России автомобильным торговым домом  был поставщик Императорского двора «Победа», открытый 29 января 1902 г. Вторым по величине считался торговый дом «А.М.Фокин». Как полагают Е.Куприн и А.Рубец, в наши дни, в условиях рыночной экономики, опыт торговых домов во многом мог бы оказаться полезным.

Постепенное расширение автомобильного парка России привело  к необходимости  решить вопрос и об их ремонте. Выход машин из строя, как правило по причине поломки, вынуждал русских мастеров изготавливать необходимые детали собственными силами. Это послужило толчком к организации ремонтного дела в гаражах и строительству соответствующего оборудования.

Характерна история  Московского автомобильного предприятия П.П.Ильина, который сначала пытался наладить выпуск новых машин, но, не выдержав конкуренции с иностранными фирмами, перешел на ремонт. Интересно отметить, что предприятие Ильина, принимая на ремонт несколько одинаковых автомобилей, самостоятельно изготавливало для них отдельные автомобильные агрегаты, коробки передач, передних осей и т.п. Так зародился агрегатный метод ремонта автомобилей.

Предприятие Ильина положило успешное начало развитию отечественного авторемонтного производства. Оно, например, поддерживало в рабочем состоянии  все 30 машин Московского почтового ведомства, которое обслуживалось на основе специального договора-обязательства.

Но факты организованной эксплуатации автомобилей в нашей  стране носили все же единичный характер.

Огромное значение автомобильного транспорта было доказано лишь в годы первой мировой войны 1914-1918 гг., которая и положила начало активному использованию автотранспорта в России. Тогда для нужд армии из-за границы было ввезено сразу несколько тысяч грузовых и легковых машин, долгое время составлявших большую часть российского автомобильного парка.

Наконец, в 1915 г. на высшем государственном уровне было принято решение о создании отечественной автомобильной индустрии, основу которой в первое время должны были составить 6 наиболее перспективных предприятий: завод Автомобильного Московского общества (АМО), АО «В. А. Лебедев», АО «Русский Рено», АО «Аксай» в Ростове-на-Дону, Русско-Балтийский завод (к этому времени уже переведенный из Риги в Москву) и завод «Бекас» в Мытищах. [32]

 

I.2. Теоретические подходы к изучению географии           автомобилестроения в России.

 

            Изучением проблем развития автомобильной промышленности занимаются представители многих направлений науки: технического, экономического, географического.

           Среди ученых географов можно выделить несколько фамилий занимающихся изучением географических особенностей развития автомобилестроения России.

Хрущев А. Т. Рассматривает структуру машиностроения и место в ней автомобилестроения, принципы размещения производства и  его географию.

Факторами размещения принято считать совокупность различных пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при использовании которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев и поставленной цели размещаемых производственных объектов.

Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и качественный состав природных  ресурсов , горно-геологические и  другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические условия и т.д.; экологические - охранные и конструктивные мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально - демографические - обеспеченность трудовыми ресурсами, состояние социальной инфраструктуры; экономические - экономико-географическое и транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, территориальные экономические связи и т.д.

На размещение автомобильной  промышленности не влияют сырьевые и  топливно-энергетические ресурсы, слабо  влияют районы потребления готовой  продукции, решающее влияние оказывают  трудовые ресурсы. [28]

           Скопин А. Ю. рассматривает в секторе конечной продукции структуру, динамику, перспективы развития отраслей и тенденции размещения, сравнивает с другими странами, дает географию машиностроения.

           Родионов И. А. рассматривает место машиностроении в структуре, производственные связи, географию и схему размещения отечественного производства и совместных предприятий.

Рассмотрим географию  современного производства автомобилей  по регионам и городам России.

          Петров В.А. рассматривает в своем журнале «Автоперевозки: грузовые, пассажирские, международные» № 3 2008год, динамику производства грузовых автомобилей и автобусов в России с 1993 по 2006 годы, даёт оценку развитию отечественного автопрома.

 Видеман Е. в своем журнале «Авто Мир» № 43 2007года, показывает географию размещение действующих, сборочных и строящихся заводов на территории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ГЕОГРАФИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РОССИИ                  

Автомобильный транспорт относится к динамично  развивающимся видам транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает устойчивые внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов и пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства.

Общая протяженность  автомобильных дорог России составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием — 748 тыс. км. Однако более 1/3 автомобильных дорог с твердым покрытием приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое или булыжное, которое отличается низким качеством, не соответствует техническим параметрам, а следовательно, быстро изнашивается и требует дорогостоящего ремонта. 12% дорог — грунтовые. 34% сельских населенных пунктов не имеют связи по дорогам общего пользования с твердым покрытием, что негативно отражается на их развитии и вывозе производимой сельскохозяйственной продукции. Поэтому проблема развития сети автодорог с твердым покрытием является одной из первоочередных в условиях становления рыночных отношений. В размещении автодорожной сети районов, особенно автодорог с твердым покрытием, наблюдается существенная дифференциация. При средней плотности по стране 42,5 км на 1000 км2 территории различия между освоенными районами европейской части страны и восточными районами достигают десятки и сотни раз.

Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров.

Автомобильный транспорт используется как для внутрипроизводственных перевозок, так и доставки грузов между различными типами населенных пунктов. В структуре перевозок преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары народного потребления.

Наибольшей  густотой сети автомобильных дорог отличаются районы европейской части России. Крупнейшим узлом автодорог является Москва.       От нее лучами отходят 12 автострад: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Симферополь, Москва — Минск — Брест, Москва — Рига и другие, а на некотором расстоянии от Москвы они соединены кольцевыми и хордовыми структурами. Вокруг Москвы Московская кольцевая дорога превратилась в современную автомагистраль с асфальтобетонным покрытием, многополосным движением, с многочисленными разноуровневыми развязками. Протяженность ее 108 км.

      К востоку от Урала сеть автомобильных дорог существенно снижается. Особенно большое значение имеет развитие сети автомобильных дорог в горных районах Кавказа и слабоосвоенных районах Сибири и Дальнего Востока. Общероссийское значение имеют Амуро-Якутская магистраль (Невер — Алдан — Якутск) и Хабаровск — Владивосток, Магадан — Сусуман, построенные на Дальнем Востоке.[11,22]

    Велика роль автомобильного транспорта во внутригородских перевозках пассажиров. 80% от всех перевозок пассажиров местными видами транспорта приходится на автомобильный.

Строительство новых автодорог и их реконструкция  привязаны к новым районам освоения Западной Сибири. Намечается строительство автодороги Новый Уренгой — Советский — Ивдель протяженностью 1000 км, а также автодорог на Ямале и Гыданском полуострове к новым нефтяным и газовым промыслам.[22]

       Автомобилестроение по условиям и факторам размещения, размещена, как правило, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов. Главные факторы размещения этих предприятий — возможность кооперирования производства, удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы.  Эта отрасль также в очень значительной степени милитаризована. До недавнего времени основной ее продукцией были танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, тягачи и всевозможные машины для армии.[21], (приложение 16).

Автомобилестроение относят  к среднему машиностроению и оно  включает в себя производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Все предприятия разделяются на две группы: отечественного производства и сборочное производство иностранных компаний. Первые крупные предприятия этой отрасли были построены в Москве, Ярославле и Нижнем Новгороде.

Последние годы представляют собой период реформ, приведших к  резкому изменению основных принципов развития экономики страны и коренным образом повлиявших на результаты деятельности всех ее хозяйственных и производственных отраслей, в том числе автомобильной промышленности. Для нее этот период стал периодом сначала глубокого спада производства, а затем – очень медленного и болезненного подъема.

По причине своей  значимости для экономики России состояние дел в автомобильной промышленности является предметом рассмотрения Правительства РФ, где рассматривалась Концепция развития автомобильной промышленности на период до 2010 г., которая была принята в сентябре 2002 г. Правительством РФ. К тому времени, в 1999-2001 годах, предприятия отрасли достигли устойчивого роста объемов производства. В 2001 году произведено более 1 млн. легковых автомобилей, 57 тыс. автобусов, свыше 172 тыс. грузовых автомобилей. Объем товарной продукции превысил 200 млрд. рублей, доля экспорта составила 12 процентов общего объема производства. Мощности по производству легковых автомобилей были использованы на 78,7 процента, автобусов - на 77,1 процента, грузовых автомобилей – на 38 процентов. Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств удовлетворялись отечественными предприятиями автомобилестроения по легковым автомобилям на 70-75 процентов, по грузовым автомобилям и автобусам – на 85-90 процентов.[36]

Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной  автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции.

В российской автомобильной  промышленности активно происходят процессы интеграции автомобильных  заводов, а также производителей автомобильных компонентов в  укрупненные бизнес-группы (например, холдинг «Русские автобусы»).

С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия по изготовлению современных агрегатов, узлов и компонентов автомобилей. Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранных государств.

Действует гармонизированная  с европейскими требованиями обязательная сертификация автотранспортных средств и комплектующих изделий в соответствии с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.

Автомобильная промышленность обладает научным потенциалом, квалифицированными инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных технологий. Для нужд автомобилестроения широко используются возможности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Производство военной автомобильной техники базируется на широкой унификации грузовых полноприводных автомобилей гражданского назначения.

Информация о работе География автомобилестроения в России