Взаимовлияние аланского и болгарского населения по материалам салтовской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Аланское и болгарское население, занимавшее территорию распространения салтовской культуры, вместе с хазарским населением, стали ее создателями. Она ярко отличалась среди остальных культур того времени, как и империя, государственной культурой которой она была. Хазарский каганат во время своего расцвета входил в четверку самых сильных государств Азии и Европы, вместе с Византией, Китаем и Арабским халифатом. При этом Хазарский каганат не был типичной «кочевой империей» и играл важную роль в связи с его географическим расположением на периферии путей Европы и Азии. Таким образом, культура каганата представляет особенный интерес, тем более, если рассматривать ее через призму взаимовлияния разных этнических общностей, населявших Хазарию.

Содержание

Введение С. 3.
Глава 1. Духовная культура С. 10.
Глава 2. Материальная культура С. 23.
Выводы С. 34.
Список использованных источников и литературы С. 36.
Список сокращений

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 3.52 Мб (Скачать файл)

Что касается материальной культуры, то этот процесс находит отображение в разных памятниках: погребения, жилища, керамика, погребальный инвентарь и т.д. В каждом из них в большей или меньшей мере прослеживаются взаимовлияния: среди оружия – это сабля, которая проходила свою эволюцию и усовершенствовалась именно в алано и болгар, также топорики, которые позаимствовали болгары у алан, но немного изменили. На оружии также встречался орнамент, характерен для обоих групп населения. Взаимовлияние наиболее характерно прослеживается в орнаменте «лотоса», который на разных этапах встречался в алан и болгар, но в салтово-маяцкой культуре прошел местную эволюцию и утвердился уже в форме местных традиций, при этом сохраняя начальные черты. Ярко прослеживается взаимовлияние и в керамике. Выделенные Плетневой три типа редко встречаются в чистом виде. Керамика, которая свойственна степному варианту салтовской культуры, встречается на территории лесостепи и сделана из глиняного теста, свойственного лишь для лесостепной зоны. В погребениях наблюдается изменение формы ям в захоронениях болгар, которые были близки к «катакомбникам» или захоронения в ямах и катакомбах на одном участке.

Можно сказать, что во всех сферах жизни алан и болгар прослеживается взаимовлияние. При этом сильнее было все-таки влияние алан. Болгары еще долгое время оставались кочевниками, хотя и постепенно происходил процесс оседания.  В результате этого, они заимствовали больше у оседлых алан, так как им приходилось приспосабливаться к новому образу жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Абаев В. И. Дохристианская религия алан/ В. И. Абаев. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.alanica.ru/articles/28-pre-christian-religion-alan. - 02. 02. 2013.

Абрамова  М. П. Катакомбные погребения IV-V вв. н. э. из Северной Осетии/ М. П. Абрамова// СА. – 1975. – С. 213-233.

Аксенов В. С. Деревянные конструкции могильника салтовской культуры Красная Горка/ В. С. Аксенов// Хазарский альманах. – Харьков: Международный центр Хазароведения, 2002. – Т. 1. – С. 6-17.

Аксенов В. С. К вопросу  о семантике некоторых женских наборов украшений салтовского времени из бассейна Северского Донца/ В. С. Аксенов// Хазарский альманах. – Харьков , 2004. – Т. 3. – С. 204-212.

Аксенов В. С. Крестовидные подвески и проблема распространения християнства среди населения салтовской культуры Северского Донца/ В. С. Аксенов// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 2. – С. 136-144.

Аксенов В. С. Новые материалы к постпогребальной обрядности аланского населения Подонцовья: по материалам Верхнесалтовского IV катакомбного могильника/ В. С. Аксенов// Салтово-маяцька культура: 110 років від початку вивчення на Харківщині. – Харків, 2011. – С. 7-13.

Аксенов В. С. Новые раннесредневековые захоронения Нетайловского могильника: раскопки 2002-2004 гг./ В. С. Аксенов, М. В. Хорунжая// Хазарский альманах. – Харьков, 2005. – Т. 4. – С. 199-215.

Аксенов В. С. Повторное  проникновение в захоронение  Нетайловского грунтового могильника салтовской культуры – миф или реальность/ В. С. Аксенов// Дриновский сборник. – Т. 5. – Харьков, София, 2012. – С. 49-64.

Аксенов В. С. Рубежанский  катакомбный могильник салтово-маяцкой культуры на Северском Донце/ В. С. Аксенов. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.vantit.ru/component/k2/item/1233-rubezhanskij-katakombnyj-mogilnik-saltovo-mayaczkoj-kultury-na-severskom-doncze-vsaksenov.html. - 18. 12. 2012.

Аксенов В. С. Салтовские кремационные комплексы с конскими начельниками из бассейна Северского Донца/ В. С. Аксенов// Хазарский альманах. – Харьков, 2005. – Т. 4. – С. 182-198.

Аксенов В. С. Старосалтовский катакомбный могильник/ В. С. Аксенов. - ]Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.archaeology.kiev.ua/pub/aksenov.htm- 02. 02. 2013.

Алемань А. Аланы в  древних и средневековых письменных источниках/ А. Алемань. – М.: Менеджер, 2003. – 610 с.

Артамонов М. И. Надписи  на Баклажках Новочеркасского музея  и накамнях Маяцкого городища/ М. И. Артамонов// СА. -1954. - № 19 – С. 263-269.

Артамонов М. И. Саркел и некоторые другие укрепления Северно-западной Хазарии/ М. И. Артамонов// СА.– 1940. – Т. 6. – С. 130-167.

Афанасьев Г. Е. Спорные  вопросы в методике интерпретации  разрушенных скелетов в памятниках салтово-маяцкой культуры/ Г. Е. Афанасьев//РА. – 2012. -№ 2. – С. 113-126.

Бубенок О. Б. Етнічний та релігійний склад аланського населення  Хозарського кагнату в VIII-X ст./ О. Б. Бубенок// Хазарский альманах. –Харьков, 2005. – Т. 4. – С. 129-155.

 Бубенок О. Б. К вопросу о веротерпимости у хазар/ О. Б. Бубенок// Хазарский альманах. – Харьков: Международный центр Хазароведения, 2004. – Т. 3. – С. 25-33.

Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв/ А. В. Гадло. – Л: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. – 215 с.

Геродот. Історія. – К.: Наукова думка, 1993. – 457 с.

Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии/  Л. Н. Гумилев. – М.: Наука, 1966. – 190 с.

Дудко Д. М. Словяне  и сармато-аланы: взаимовлияние в  религиозно-мифологической сфере/ Д. М. Дудко// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 2. – С. 34-46.

Дудко Д. М. Раннеславянское  изображение божества с надписью из Фессалии и славяно-аланский образ  пляшущего солнечного бога/ Д. М. Дудко// Хазарский альманах. – Харьков, 2009. – Т. 8. – С. 171-186.

Имам Б. Джагфар тарихы: летописи Джагфара/ Б. Имам. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.s155239215.onlinehome.us/turkic/10_History/Djagfar_Tarihi/Volume2/DjagfarTarihiV2P1Ru.htm. - 01. 02. 2013.

 Ковалевская В. Б. Антропоморфные амулеты VI—IX вв. на Северном Кавказе/ В. Б. Ковалевская. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.annales.info/kavkaz/small/antram.htm. - 02. 02. 2013.

Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана и его путешествия на Волгу в 921-922 гг.: статьи, переводы и комментарии/ А.П. Ковалевский, - Х. 1956: Издательство ХГУ, – Харьков. – 345 с.

Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка  Х в./ П. К. Коковцов. - [Електронний ресурс]// - Режим доступу:  www.gumilevica.kulichki.net/Rest/0053 - 04. 12. 2011.

Колода В. В. Болгары  в материальной культуре поселений  салтовской лесостепи: проблемы выделения этнических критериев/ В. В. Колода// Дриновский сборник. – Харьков, София, 2012. – Т. 5. – С. 42-48.

 Колода В. В. Исследования в Верхнем Салтове в 1996 г./ В. В. Колода. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www. archaeology.kiev.ua/journal/050901/koloda.htm. - 02. 02. 2013.

Колода В. В. Новые исследования катакомбных погребений близ села Верхний  Салтов/ В. В. Колода. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www. archaeology.kiev.ua/journal/050901/koloda.htm. - 02. 02. 2013.

Кравченко Э. Е. Городища среднего течения Северского Донца/ Э. Е. Кравченко// Хазарский альманах. – Харьков, 2004. – Т. 3. – С. 242-276.

Красильников К. И. Тандыры  в салтовских жилищах Подонья/ К. И. Красильников// СА. – 1986. - № 3. – С. 48-60.

Круглов Е. В. Подкурганное ямное погребение Салтово-маяцкой  культуры из могильника Ольховка І/ Е. В. Круглов// Салтово-маяцька культура: 110 років від початку вивчення на Харківщині. – Харків: Харківський науково-методичний центр охорони культурної спадщини, 2011. – С. 38-42.

Круглов Е. В. Сложносоставные  луки раннехазарского времени Хазарский альманах/ Е. В. Круглов// – Харьков, 2004. – Т. 3. – С. 63-73.

Крыганов А. В. Кистени  Салтово-Маяцкой культуры Подонья/ А. В. Крыганов. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.south-rus.narod.ru/kisten.html. - 02. 02. 2013.

Крыганов А. В. Крупнейший пункт Хазарии/ А. В. Крыганов. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.archaeology.kiev.ua/journal/010101/kryganov.htm. - 01. 02. 2013.

Кузнецов В. А. Очерки истории алан/ В. А. Кузнецов. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.iratta.com/alans/. - 02. 02. 2013.

Кузнецов В. А. Погребения аланского дружинника IX в/ В. А. Кузнецов// СА. - № 3. – 1974. – С. 196-203.

Кузнецова Т. М. Зеркала в погребальном обряде сарматов/ Т. М. Кузнецова// СА.– 1988. - № 4. – С. 52-61.

Кулаковский Ю. Христианство у Алан/ Ю. Кулаковский// Византийский временник. – 1898. - Т. 5. - Вып. 1-2. – С. 1-19.

Лаптев А. А. Тризны в культурном слое салтовских катакомбных могильников/ А. А. Лаптев// Салтово-маяцька культура: 110 років від початку вивчення на Харківщині. – Харків, 2011. – С. 44-49.

Майко В. В. Комплекс оружия, конского снаряжения и бытовых предметов с праболгарского поселения ІХ-первой половины Х вв. в юго-восточном Крыму/ В. В. Майко, А. В. Гаврилов, В. Д. Гукин// Хазарский альманах. – Харьков, 2009. – Т. 8. – С. 237-263.

Мерперт Н. Я. Из истории  оружия племен Восточной Европы в раннем средневековья/ Н. Я. Мерперт// СА. – 1955. – Т. 23. – С. 131-168.

Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк/ Мовсэс Каланкатуаци/ пер. М. В. Смбатяна. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1984. – 258 с.

Мошкова М. Г. Познесарматская культура/ М. Г. Мошкова// Археология СССР: в 20 т. - М.: Наука, 1989. – Т. 10. - С. 191-201.

Новосельцев А. П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в Средние века/ А. П. Новосельцев// ВИ. – 1989. – № 9. – С. 20-33.

Плетнева С. А. Аланы. Комплекс вооружения воинов хазарского каганата/ С. А. Плетнева, О. Г. Федеров. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.alanica.ru/index.php/component/content/article/9-articles/63-alans-complex-weapons-khazar-khanate-warriors. - 01. 02. 2013.

Плетнева С. А. Кочевники  южнорусских степей в эпоху средневековья  ІV- XIII вв./ С. А. Плетнева. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.historylib.org/historybooks/S-A--Pletnyeva_Kochevniki-yuzhnorusskikh-stepey-v-epokhu-srednevekovya-IV-XIII-veka/. - 01. 02. 2013.

Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая  культура/ С. А. Плетнева. – М.: Наука, 1967. – 200 с.

Плетнева С. А. Салтово-маяцкая культура/ С. А. Плетнева. // Археология СССР: в 20 т. – Т. 18. Степи  Евразии в эпоху Средневековья. – М.: Наука, 1981. – С. 62-75.

Рудницкий Р. Р. О зороастризме у алан в VII-IX вв./ Р. Р. Рудницкий// Историко-археологический альманах. – 2001. - № 7. – С. 75-86.

Савицкий Н. Ф. Опыт использования формализовано-статистических методов при изучении жилых построек Маяцкого комплекса/ Н. Ф. Савицкий// Салтово-маяцька культура: 110 років від початку вивчення на Харківщині. – Харків, 2011. – С. 57-61.

Станчев С. Р. Новый памятник ранней болгарской культуры: к вопросу  о праболгарах/ С. Р. Станчев// СА. – 1957. – Т. 27. – С. 107-132.

Субботин Л. В. Бронзовые амулеты салтово-маяцкой культуры из левобережья Нижнего Дуная/ Л. В. Суботин, И. Т. Черняков. - [Електронный ресурс]// - Режим доступа: www.annales.info/hazar/small/dunay.htm. - 02. 02. 2013.

Талашов М. В. Наследие древних тюрков в Хазарии: миф или реальность/ М. В. Талашов// Ярославский педагогический вестник. – 2004. - № 1-2. – С. 38-47.

Татаринов С. И. Два праболгарских могильника на Северском Донце/ С. И. Татаринов, А. Г. Копыл, А. В. Шамрай// СА.– 1986. - № 1. – С. 209-221.

Флеров В.С. Болгарские погребения Маяцкого могильника/ В. С. Флеров// Ранние болгары в Восточной Европе. – Казань , 1989. – С. 46-59.

Флеров В. С. Постпогребальные обряды Центрального Предкавказья в І в. до н. э. – IV в. н. э. и Восточной Европы в IV в. до н. э. – XIV в. н. э./ В. С. Флеров. – М.: Таус, 2007. – 372 с.

Флеров В. С. Салтово-маяцкие деревянные сосуды с Нижнего Подонья/ В. С. Флеров, В. М. Косяненко// СА.– 1980. - № 4. – С. 272-275.

Флерова В. Е. Граффити Хазарии/ В. Е. Флерова. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 170 с.

Флерова В. Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии/ В. Е. Флерова. – М., Иерусалим: «Мосты культуры - Герашим», 2001. – 159 с.

Флерова В. Е. Проблемы исследования ямных и курганных  могильников хазарского времени на Нижнем Дону/ В. Е. Флерова// Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т. 1. – С. 169-188.

Фонякова Н. А. Лотос  в растительном орнаменте металлических  изделий салтово-маяцкой культуры VIII-IX вв./ Н. А. Фонякова// СА.– 1986. - № 3. – С. 36-47.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВИ – Вопросы истории

РА – Российская археология

СА – Советская  археология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Рис. I. «Солярные» амулеты салтово-маяцкой культуры.

                1-3, 6-10, 12, 13, 15, 17 – из Салтовского могильника;

                4, 11, 14, 16, 18 – из Дмитровского могильника; 5 – из Саркела

                (по В. Е. Флеровой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Рис. II. Тризны.

                                                     (по С. А. Плетньовой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Рис. III. Котлы с внутренними ручками.

                                                     (по С.А. Плетневой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

       Рис. IV. Оружие: боевой топорик, копья, стрелы, колчанные крючки.

                                                    (по С.А. Плетневой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Рис.V. Элементы конской сбруи.

Информация о работе Взаимовлияние аланского и болгарского населения по материалам салтовской культуры