Взаимовлияние аланского и болгарского населения по материалам салтовской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Аланское и болгарское население, занимавшее территорию распространения салтовской культуры, вместе с хазарским населением, стали ее создателями. Она ярко отличалась среди остальных культур того времени, как и империя, государственной культурой которой она была. Хазарский каганат во время своего расцвета входил в четверку самых сильных государств Азии и Европы, вместе с Византией, Китаем и Арабским халифатом. При этом Хазарский каганат не был типичной «кочевой империей» и играл важную роль в связи с его географическим расположением на периферии путей Европы и Азии. Таким образом, культура каганата представляет особенный интерес, тем более, если рассматривать ее через призму взаимовлияния разных этнических общностей, населявших Хазарию.

Содержание

Введение С. 3.
Глава 1. Духовная культура С. 10.
Глава 2. Материальная культура С. 23.
Выводы С. 34.
Список использованных источников и литературы С. 36.
Список сокращений

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 3.52 Мб (Скачать файл)

В VII в. на территории Северного Кавказа появляется новый тип погребений, а именно захоронения в скалах. Возможные причины возникновения скального обряда, однозначно связываемого с аланами, и, предположительно,— с проникновением болгар. Но также кисловодским археологом В. А. Лученковым неоднократно высказывалась идея о связи проникновения зороастризма по Шелковому пути и появления скального обряда погребения как следствия принятия частью алан зороастризма.72

Одним из главных  предметов культа, которые находят в могильниках, являются амулеты. О них уже немножко говорилось выше. В VIII— первой половине IX в. это были так называемые солнечные амулеты — отлитые из бронзы колеса со спицами или кольца с грифоном и всадником на нем, железные ботала, изображения коней, птиц (из бронзы и кости). Во второй период преобладают амулеты из различных камней (чаще из речного янтаря) и из костей и зубов животных (лисы, бобра, зайца). Изменение формы амулетов означало изменение религиозных представлений.73

Существенным различием  коллекции северокавказских амулетов и амулетов Подонья, в том числе и лесостепных катакомбных могильников, является почти полное отсутствие амулетов в виде фигурок всадников. Амулет в виде всадника, едущего направо, найден в Верхнесалтовском могильнике, и еще одна случайная находка всадника, едущего налево, сделана у Таганрога. Изображения происходят с памятников степного региона. Вообще же в искусстве Первого Болгарского царства образ всадника часто встречается.

В Верхнесалтовском и Дмитриевском могильниках известны находки амулетов в виде всадников на грифонах. На северокавказских памятниках такой тип амулетов не зафиксирован. Образ грифона - довольно частый персонаж произведений искусства болгар Подунавья. Образ грифона был связан с идеей плодородия74

Во II пол. VIII в. на Новипазарский могильнике были найдены следующие амулеты: орлиные когти с отверстиями для подвешивания, мелкие косточки зайца и собаки. Также кувшин, на донышке которого – схематизирована фигура орла – как отголосок родовой тамги – поздняя форма изображения родового тотема (то же самое можно сказать о зайце и собаке).75 Орел также встречается на аланских памятниках. Например, он был изображен на бронзовых бляшках из катакомб у хутора Октябрьского (Северная Осетия).76 В Верхнесалтовском могильнике выявлен свинцовый амулет в виде когтя животного. Заметим, что внутри амулета находился коготь лисы. Близ северной стены камеры найдены две пары свиных астрагалов, два из которых (по одному в каждой паре) имели сквозные отверстия, многоцветный стеклянный амулет в виде когтя животного.77

На счет монотеистичных религий, каждая из них (христианство, ислам и иудаизм) проникли в среду  алан и болгар. Об этом свидетельствуют многие древние путешественники: Абул-Фуду, Ибн-Руста, Ибн ал-Асир, Ал-Масуди и другие,78 а также письмо царя Иосифа.79 Христианство к аланам проникло еще с IV в., но особо сильное распространение имело только с нач. Х в.80 Анонимный автор "Кембриджского документа" сообщает, что при хазарском царе Вениамине аланы Северного Кавказа являлись вассалами хазар и определенная их часть придерживалась иудаизма. Но во времена хазарского царя Аарона политическая ориентация царя аланов изменилась и он пошел на сближение с Византией, что привело к распространению христианства в Алании. Несколько позже Аарон умел победить союзника Византии — правителя Алании, и тот снова стал вассалом хазарского царя и стал проводить религиозную политику в интересах хазар.81

Объяснение такому быстрому изменению нескольких религий можно объяснить тем, что у степняков языческие представления о душе, о загробном мире, о десятках различных "богов", окружающих человека, культ предков и культ вождей по-прежнему господствовали и там, где властитель страны принимал христианство, иудаизм или мусульманство. То же было и с аланами. По существу они остались язычниками. Только в XI в. в городах аланы начали возводить храмы, покойников погребали уже по христианскому обряду.

Следы мусульманства  в последнее время были выявлены на памятниках болгарского варианта салтово-маяцкой культуры в бассейне Северского Донца. Здесь открыты захоронения «зливкинского» типа середины IX —X вв., совершенные в соответствии с мусульманской погребальной традицией. Но среди мусульманства также иногда прослеживаются черты христианства. Поэтому стоит обратить внимание на захоронения могильника Червоная Гусаровка, относящиеся к так называемому «зливкинскому» погребальному типу. В двух детских захоронениях были обнаружены подвески, которые с большой долей вероятности можно трактовать как факт знакомства населения, оставившего данный могильник, с христианской религией. Из двух этих предметов можно считать аналогом нательного креста только один, но в данном случае символ христианской веры одновременно мог играть роль и своеобразного амулета-оберега. Таким образом, можно говорить о знакомстве рядового болгарского населения бассейна Северского Донца во второй половине VIII — начале IX в. с христианским учением, которое переплеталось и мирно сосуществовало с языческим мировоззрением. О таком положении дел свидетельствует сохранение явно языческих элементов в погребальном обряде болгарского населения, а также двойственная природа креста как основной христианской святыни, с одной стороны, и как древнего языческого символа — с другой. По-видимому, похожая ситуация сложилась и в среде аланского населения салтовской культуры. Разнообразные подвески-амулеты характерны для женских и детских погребений аланского населения Северского Донца. В то же время подвеска-амулет в виде креста являются редчайшей категорией находок для катакомбных захоронений салтово-маяцкой культуры.82

Важное место в изучении распространения ислама занимает раннесредневековый мусульманский могильник, входящий в состав Сидоровского археологического комплекса.83 На этом мусульманском кладбище хазарского времени прослеживается обряд обезвреживания,84 что также говорит о влиянии языческих представлений на новые монотеистические течения.

Таким образом, можно  сделать вывод, что религиозные  представления алан и болгар были очень близки. Схожесть культов объясняется тем, что все язычники поклонялись силам природы, только давали им разные названия. Поэтому заимствование этих культов приводило, только к смене названия божества. Некоторые культы все же были позаимствованы. В частности, по мере оседания кочевников культы богов земледелия, урожая и другие. При этом долгое время сохраняются пережитки первобытных форм религии, таких как фетишизм и тотемизм. Возможно, именно пережитками первобытности можно объяснить и общее мировоззрение у алан и болгар, которое прослеживается в погребениях населения и погребальном инвентаре – катакомба, ямы-гробы – как дом для умершего; «чаши-самоварчики», трилистник – как раздел мира на три части и другие. При этом также можно сказать, что язычество имело сильное влияние в обряде и болгарского, и аланского населения. Об этом свидетельствуют находки в погребениях, где встречаются символы христианства и язычества или мусульманства и язычества вместе. Стоит заметить, что и христианство, и ислам, и иудаизм были распространены в среде болгар и алан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Важнейшую роль в исследованиях  жизни населения играет материальная культура. Взаимовлияние можно проследить в памятниках, которые оставило после  себя население. В частности больше всего это прослеживается в остатках городов или поселений, в жилищах, предметах труда. Так же это можно проследить в погребениях: собственно тип погребений (катакомба или яма); в инвентаре: оружейный комплекс, украшения, посуда и так далее.

В первую очередь для того, что бы проследить взаимовлияние обратимся к самому массовому материалу – керамике. Лощение поверхности сосудов и специфическая орнаментация являются характерными признаками парадной столовой посуды салтово-маяцкой культуры и определяются свойственными древностям ее аланского этнического компонента. Кувшины с туловом, имеющим ребро немного выше середины высоты, достаточно часто встречаются в северско-донецкой лесостепи. Таковые, в частности, были обнаружены в инвентаре аланских катакомб № 23, 81, 110, 114, 151, 154, 170 Дмитриевского могильника. В степных районах Подонцовья, на Нижнем Дону и на Волге подобные сосуды редки. Один высокотехнологичный сосуд этого типа был обнаружен в инвентаре болгарского погребения салтово-маяцкой культуры, близ г. Саратова, другой - в погребении № 2 кургана 2 могильника Подгорненский-У, на Нижнем Дону.85

Среди горшков, сделанных на гончарном  круге, в настоящее время четко  выделяются три типа. В первый входят круглые или яйцевидные хорошего обжига горшки с отогнутым венчиком, нередко украшенным насечками, штампиком, волной. Глина обыкновенно содержит примесь кварцевого речного песка или морского песка с толченой ракушкой.86 Граница массового распространения горшков данного типа на севере совпадает с границей степи и лесостепи. В основном они характерны только для степных – болгарских памятников. Правда, в небольшом количестве все же встречаются и на лесостепных поселениях. Так, раздавленный круговой горшочек был обнаружен в валу Дмитровского городища.87 В лесостепной зоне, среди алан, использовались второй и третий типы горшков. Они толстостенные, с примесью дресвы (иногда крупнодробленой), обжиг этих горшков неровный, венчики слабо отогнуты, тяжелые, с насечками по краю, тулово покрыто неровным, небрежно проведенным линейным орнаментом, нередко почти невидимым на поверхности.88 Кроме гончарной керамики, сохраняется также лепная.  Количество лепных горшков значительное, в них в качестве примеси в тесте, использовался кварцевый речной песок или растительные добавки. Такая керамика имеет место в болгарских памятниках лесостепи89

Отдельным типом кухонной посуды являются так называемые котлы с внутренними  ручками (Рис. III). В большом количестве обломки этих котлов были обнаружены в слоях Саркела. Аналогичные котлы известны на некоторых поселениях Нижнего Подонья. В лесостепи их находят редко, и, как правило, они здесь имеют несколько иной вид. Только на Маяцком городище попадаются нередко котлы, идентичные котлам из Саркела и Правобережного Цимлянского городища.90 Появления таких котлов, а так же горшков, сделанных на гончарном круге на не свойственных для них территории аланской лесостепи, может свидетельствовать о проникновении элемента болгарской материальной культуры.

Стоит сказать несколько  слов о посуде, которая сохранилась в очень малых количествах, вероятней всего из-за плохой сохранности изделочного материала – дерева(Рис.IV). Известно, что деревянная посуда была распространена на Северном Кавказе. Широко употреблявшиеся в повседневной жизни сарматов деревянные сосуды сохраняются чрезвычайно плохо.91 На памятниках салтово-маяцкой культуры находки также чрезвычайно редки. Небольшое количество было найдено при раскопках Нижнее-Лубянского катакомбного могильника, а в степях левобережья Нижнего Дона – деревянная посуда совсем неизвестна (за исключением находок на Маныче фрагментов 2 деревянных сосудов).92  С этого можно сделать вывод, что техника изготовления деревянных сосудов принесена аланами, возможно, но в очень малой степени взята болгарами.

Для народов с разным погребальным обрядом характерны своеобразные боевые наборы (Рис. IV). Так, для катакомбников-алан  - это сабля, топорик, лук со стрелами; для болгар — сабля, копье, лук со стрелами; топориков они почти не использовали.93 Набор вооружения алан можно проследить по материалам Дмитриевского городища, которое входит в ареал салтово-маяцкой культуры, для которой характерен устойчивый набор вооружения всадника-воина. Он состоял из сложного лука с костяными накладками, стрел в колчане с железными скобками и, иногда, с крюком для привески, почти прямой сабли или узкого прямого обоюдоострого клинка, боевого топора-чекана, кистеня, и, редко, копья. 
Предметов защитного вооружения, таких как шлем, кольчуга, пластинчатый доспex очень мало.94

Рассматривать оружейный комплекс можно начать с лука, так как он был распространен  на неограниченной территории. На истоки его происхождения имеются разные мнения. В частности, А. И. Семенов связывал восточноевропейский "раннехазарский" лук исключительно только с болгарами Великой Болгарии. Между тем, обнаружение луков "раннехаэарского" типа в погребении с керамикой кушнаренковского типа (Ново-Биккино) и в аланской катакомбе (Клин-Яр) позволяет предположить, что их использование вообще не было ограничено этническими рамками какой-то одной группы населений степей и лесостепей Восточной Европы.95

Наконечники копий  встречаются очень редко. Считается, что копья были привнесены болгарами. Об этом свидетельствуют находки  наконечников копий в широко известном разрушенном захоронении близ с. Красен на северо-востоке Болгарии (Русенский округ) в погребальном комплексе с конским снаряжением. Подобные находки также распространены по территории распространения салтовской культуры, в частности – на степном Подонье. Не исключено, что причины появления в Крыму подобных наконечников связаны с влияниями салтовцев Подонья. Именно этими влияниями объясняется, например, появление подобных наконечников у племен Центрального и Северо-западного Кавказа, в том числе и алан.96

Самый распространенный тип салтовских наконечников – пики, имели место в вооружении и  алан, и болгар. Их специфическое  бронебойное назначение сохраняется до Х в.97 Пиковидные наконечники наиболее часто встречаются в раннеболгарских комплексах второй половины VII -VIII вв. среднего Поволжья.98

В большом количестве в аланских катакомбах представлены боевые топоры, но они почти не известны в подкурганных хазарских и степных болгарских погребениях. Аланский топор имеет узкое вытянутое лезвие и небольшой круглый или четырехгранный обушок.99 Болгарские экземпляры существенно от них отличаются. Это, прежде всего, длинное массивное подтреугольное лезвие и короткий молотообразный обух. Встречаются также смешанные типы топоров алан и болгар: с молотообразным обухом и не таким ярко выраженным оттянутым вниз лезвием. Такие топорики, например, происходят из катакомбы VII Дмитриевского могильника и Правобережного Цимлянского городища.100

Информация о работе Взаимовлияние аланского и болгарского населения по материалам салтовской культуры