Взаимовлияние аланского и болгарского населения по материалам салтовской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Аланское и болгарское население, занимавшее территорию распространения салтовской культуры, вместе с хазарским населением, стали ее создателями. Она ярко отличалась среди остальных культур того времени, как и империя, государственной культурой которой она была. Хазарский каганат во время своего расцвета входил в четверку самых сильных государств Азии и Европы, вместе с Византией, Китаем и Арабским халифатом. При этом Хазарский каганат не был типичной «кочевой империей» и играл важную роль в связи с его географическим расположением на периферии путей Европы и Азии. Таким образом, культура каганата представляет особенный интерес, тем более, если рассматривать ее через призму взаимовлияния разных этнических общностей, населявших Хазарию.

Содержание

Введение С. 3.
Глава 1. Духовная культура С. 10.
Глава 2. Материальная культура С. 23.
Выводы С. 34.
Список использованных источников и литературы С. 36.
Список сокращений

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 3.52 Мб (Скачать файл)

Структура работы: введение, две главы, выводы, список использованных источников и литературы, список сокращений и приложения.

 

 

 

 

 

Глава 1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Духовная культура алан и болгар довольно разнообразна. Мнения историков и археологов иногда разнополярны в выводах, так как исследования в этом направлении затруднительны в связи со скудностью источником, которые могли бы донести до нас пантеон чтимых божеств в разноплеменном Хазарском каганате и культы, которые существовали среди большей части населения Хазарии – алан и болгар. При этом некоторые сведения можно почерпнуть из материальных остатков жизнедеятельности алано-болгар, но они также не полные. Учитывая то, что о духовном мире алан имеется больше сведений, то стоит, отталкиваяся от аланских представлений, проследить их взаимовлияние с болгарами.

Принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Истоки религиозных представлений алан и болгар стоит искать на территории их первых соприкосновений – на Кавказе. Здесь же конфессиональная ситуация в рассматриваемый период была крайне сложной, так как местные языческие культы, которые доминировали, смешивались с верованиями иранских племен (сарматов, алан-маскутов), а также тюрок, финно-угров и других.28 При этом, культы божества одной силы часто смешивались, и превращались в одно божество, что можно проследить на примере бога солнца. Если считать, что болгары были близки к гуннам, то стоит заметить, что в центре религиозных верований гуннов находилась вера в бога Куара, имя которого основательно сопоставляется с иранским словом хуар — солнце. Однако бог Куар был также богом-громовежцем. Гунны также именовали его Тенгри-хан (тюркское божество неба).29 При этом рядом с Куару и Тенгри-ханом стоит иранское божество Аспандиат, массагето-маскутского происхождения. Аспандиат также был божеством солнца, покровителем коневодов и всадников. Понятно, что все эти названия отображают одну силу, и, вероятно, столкнувшиеся с культом Куара-Аспандиата тюрки (собственно гунны) приняли его как культ своего верховного божества — Тенгри-Небо.30 Стоит заметить, что почитание Тенгри практиковалось у многих кочевых народов Восточной Европы и Азии (например, у дунайских праболгар), что говорит о неких общетюркских корнях, внедренных на иранскую почву.31

Говоря об общей религии алан, легко понять, что главное место у них занимал именно культ солнца о чем говорил еще Геродот: «Из богов чтят только солнце, которому приносят в жертву лошадей».32 Одними из находок, олицетворяющих божество солнца являются антропоморфные фигурки, с изображением обнаженного мужского существа с явно выраженным большим фаллосом, что символизировало культ плодородия (а как известно именно солнце древние считали отцом всего живого). Находки подвесок такого типа в катакомбах и грунтовых северокавказских могильниках и их ареал свидетельствуют в пользу их алано-болгарской принадлежности. Но в историографии разные исследователи называют указанные подвески «фигурками сарматского типа» или «гуннский амулет».33 Амулеты другого типа называются солярными и они распространены на всей территории салтово-маяцкой культуры (Рис. І). Сочетание антропоморфных изображений с солярными символами подчеркивало солнечную природу божества, его связь с Небом, Солнцем, Светом, возможно с астральным культом. У салтовских аланов были распространены солярные амулеты в виде заключенной в кольцо фигуры всадника на грифоне.34 Тот же символ символизируют антропоморфные амулеты с пляшущими фигурами, широко распространенные на аланских памятниках Северного Кавказа, в гото-аланских некрополях Керченского полуострова и юго-западного Крыма, в приазовских степях. Согласно Ктесию, ахеменидские цари исполняли в состоянии опьянения танец с оружием в честь Митры-Солнца.35 Это свидетельствует о том, что истоки обозначенных фигурок следует искать в зороастризме, который, по мнению некоторых исследователей был распространен среди алан. По болгарскому поверью фигурка пляшет с двумя саблями в руках и, возможно, имеет связь с культом вождей, который до принятия христианства в Болгарии был центральным в языческой религии.36

Еще одна вещь, явно связанная с солнечным культом,—  круглые металлические зеркала, изготовлявшиеся из высокооловянистой бронзы и в аланских могильниках имеющие массовое распространение. Ярко сверкающие диски напоминали небесное светило.37 Но на счет находок зеркал существуют разные мнения. Зеркала связывают не только с культом солнца, но также с магическим обрядом: зеркало считалось вместилищем души, а в могильниках, где находили часть зеркала – это был символ целого зеркала.38

Отдельным предметом специального культа несомненно был огонь.39 Культ животворящей и очищающей силы огня отражен в археологических памятниках весьма наглядно в виде древесного угля и различных красящих веществ, сопровождавших погребения, начиная с савроматской эпохи. В аланских погребальных памятниках угольная подсыпка под усопшими — обычное явление. Редко встречается угольная подстилка в болгарских захоронениях.40

Учитывая то, что аланы были сначала кочевниками, в их жизни большую роль играл  скотоводческий культ, главным божеством  которого выступал Тутыр. При этом, с переходом алан к оседло-земледельческому хозяйству у них появились культы земледельческого цикла. Здесь основными божествами стали боги — покровители хлебных злаков и урожая Хоралдар и Бурхорали.41 Болгары же были в большей степени кочевниками, то есть если эти культы и были распространены, то естественно они были заимствованы у алан.

Следующим «тотальным» культом, пронизывающим все мировоззрение алан, был культ мертвых. Все дохристианские языческие погребения алан сопровождались могильным инвентарем, более или менее разнообразным и находящимся в зависимости от социального положения погребенных. Несомненно, наличие обильного инвентаря в погребениях свидетельствует о вере в загробную жизнь, в посмертное существование души, отделившейся от бренного тела. Это анимистические представления. О них также можно судить и по форме могильного сооружения, типичного для алан - катакомбы. Душа умершего предка должна иметь свое жилище, которым и стала надежно изолированная от внешнего мира подземная камера. Культ мертвых в той или иной степени исторически универсален для всех народов.42

Большую роль играл культ бога войны Уастырджи, главной чертой которого была повышенная сексуальная активность, связанная со смертью и воскресением.43 Подтверждением этому есть версия о том, что амулеты в виде всадника на коне, есть материализованным образом бога войны. Считается, что это были мужские амулеты, носившиеся на груди, и что время их появления и наиболее широкого бытования — VII—IX вв.

Находки в катакомбах алан свидетельствуют о явном распространении культа деревьев (например, орешник и другие). Аланские «древесные» культы нельзя не поставить в культурно-типологическую связь с языческим культом деревьев, описанным у дагестанских гуннов Мовсесом Каганкатваци.44 Вероятно это еще отголоски первобытных форм религии, именно – фетишизма. Кроме него сохранялись также пережитки тотемизма.

Существование и в алан, и в болгар тотемизма имеет общие первобытные корни.  Волк был тотемом болгар и также считался духом победы.45 Аланы тоже вели свое происхождение от волка, о чем говорится в их легендах. Также важно отметить, что выше названый скотоводческий бог Тутыр имел одноименного аналога у болгар — бога и покровителя волков.46 Одной из черт отзвуков тотемизма также были изображения лошадей на камнях Маяцкого городища и Саркела.47 Знаки и изображения на саркелских кирпичах близко напоминают начертания на камнях Маяцкого городища, а также на камнях и кирпичах древней столицы дунайских болгар Преславы (Абоба-Плиски).48 Изображения коней без всадника, как оседланных, так и без седла, отмечались практически всеми исследователями, обращавшимися к хазарскому рисунку, как его наиболее характерная черта. Рисунки коней на камнях Маяцкой крепости и на кирпичах Саркела более примитивны, чем изображения, отлитые из бронзы, но некоторые детали совпадают полностью. В стилистике амулетов типа «конь без всадника» явно прослеживается северокавказское влияние.  Больше всего коньков-амулетов найдено в Верхнесалтовском могильнике, не менее шести экземпляров, две подвески - из Дмитриевского, одна — из Нижне-Лубянского могильника. Все они происходят из катакомбных захоронений лесостепи.49

Если обратится к  мировоззрению алан и болгар, то здесь также проглядывается схожая картина: мир состоит из трех микросфер: верхняя, где живут боги, средняя, населенная людьми, и нижняя, где обитают духи нижних порядков. Об этом свидетельствуют находки «чашечек мира» или «самоварчиков», которые встречаются и в аланских погребениях, и в болгарских.50 Также символом трех миров выступает изображений трилистника. Например, трилистник лежит в основе орнаментации бляшек с Эшкаконского могильника и многих других.51 Тройственную систему также характеризуют изображения двузубца, который имел большое значение в религиозной системе в Первом Болгарском царстве, появление которого на Дунае связывают с приходом орды хана Аспаруха. Среди болгарского населения этот знак являлся символом неба, солнца и бога Тенгри.52 Такие же двузубци встечаются на астрагалах и тамгах в Саркеле, Маяцком и Хумаринском городищах.53

Восприятие мира также соотносилось с жилищем. Образ горизонтальной модели мира - квадрат с обозначенным центром, диагоналями - довольно часто встречается в салтовских древностях в виде граффити на камнях, кирпичах, в процарапанном виде на астрагалах.54 Этим можно объяснить присутствие в болгарских ямах гробов, и характерную форму погребений алан – катакомбу. Сооружение могилы было равносильно постройке дома, который повторял структуру Вселенной, и это олицетворение было тесно связано с могильным сооружением в традиционном мировоззрении. Но вместе с этим погребения в гробах-колодах следует рассматривать как трансформацию обряда погребения на дереве, а точнее, в самом дереве. В основе этого лежит понимание каждого дерева как частицы мирового дерева,55 которое, по мнению алано-болгар, соединяло три миры. При столь общей схожести мировоззрений в алан и болгар явно прослеживаются отличия погребального обряда, а именно: ямные и катакомбные могильники, что очевидно, вызвано разными представлениями о загробном мире. Создатели катакомб считали потустороннюю жизнь продолжением земной и старались заложить основу благополучия умершего родича, тогда как люди, оставившие ямные могильники, стремились лишь обеспечить покойника пищей на время пути до «того света».56 Так же стоит заметить, что если вещь была положена в катакомбу, то живые люди не могли пользоваться данными инструментами, так как они уже принадлежали покойникам,57 к которым и у алан, и у болгар было особое отношение.

Вера в то, что сам труп (а не дух покойника) опасен для живых людей и особенно родственников, очень распространена среди алано-болгарского населения, была привнесена венграми. Подтверждение этому – легенды, которые рассказывают об упырях, которых на Балканах называли вурдалаками, а в Венгрии - вампирами.58 Это верование находит отображение в обряде обезвреживания покойника, что прослеживается во множестве случаев. При этом способы обезвреживания были разными: разрушение грудной клетки, рук, с отбрасыванием черепа, полное разрушение скелета с разбрасыванием костей по полу камеры – на IV Верхнесалтовском могильнике. При этом в отдельных катакомбах складывали для обезвреживания покойника ножи острием в сторону погребальной камеры.59 На Рубежанском могильнике, обряд обезвреживания погребенных в захоронениях могильника представлен следующими способами почти аналогичными: перемещением черепа с первоначального места расположения, разрушением грудной клетки, рук, с отбрасыванием черепа, полным разрушением скелета, с частичным изъятием костей из погребальной камеры. Эти способы известны и по другим аланским катакомбным могильникам как Подонья, так и Северного Кавказа.60 На Старосалтовском могильнике данный обряд представлен во всем своем многообразии. Наблюдается полное разрушение скелетов людей с разбрасыванием костей по всей камере или собиранием костей в кучу у одной из стенок камеры.61 Встречается также помещение в могилу отдельных костей скелета, сложенных в анатомическом порядке, что впервые встречено на Дроновке ІІІ и Волоковом І. Такая черта погребения имеет аналоги в Северном Кавказе в ряде аланских катакомб. Считается что корни этого идут из маздакийских верований.62 На Маяцком могильнике обряд обезвреживания умерших путем разрушения их скелетов охватил практически всех погребенных. Вероятно, этот ритуал был погребальной традицией маяцкой общины и уходил корнями в аланские древности Северного Кавказа.63

Подобный обряд наблюдается  и в болгарских могильниках. Исследования салтовской культуры бассейна Северского Донца показали присутствие на этих могильниках захоронений с преднамеренным разрушением скелетов погребенных людей в результате повторного в них проникновения. Преднамеренное проникновение осуществлялось в захоронения, принадлежавшие как мужчинам, так и женщинам, и детям.64 В Салтове находится обширный ямный могильник напротив катакомбного. На этом могильнике обряд обезвреживания выражен сильнее, чем в катакомбах, что существенно отличает его от классических ямных захоронений. Очевидно, это связано с влиянием правобережных соседей – алан.65

К обряду обезвреживания также можно отнести версию, что погребальный обряд нетайловцев предполагал помещение в могильные ямы уже очищенных от мягких тканей под воздействием естественных природных факторов человеческих костей, что находит соответствие, по их мнению, в зороастрийском обряде погребения.66 В целом же погребальный обряд нетайловцев вполне соответствует языческому погребальному обряду праболгарского населения салтовской культуры.67

Обряд обезвреживания также прослеживается не только на людях, но и на животных. В дромосы иногда укладывали труп лошади, взнузданной и оседланной, и лошадиный скелет также подвергался обезвреживанию: вырубалась спина, убирались пястные кости, копыта и пр. Это отчетливо прослеживается на Дмитриевском могильнике.68

В некоторых  катакомбах, после обряда обезвреживания также проводилось очищение огнем катакомбы: в Верхнесалтовском могильнике в некоторых катакомбах потолок и стены были побелены мелом, а на полу катакомбы № 18 выявлено два угольно-зольных пятна. Грунт под ними не был прокален. По-видимому, в камеру были принесены остатки от костра.69 Это также могло быть связано с культом огня.

Стоит заметить, что все катакомбные могильники неодинаковы: существуют различия в погребальном обряде, объясняющиеся исследователями различиями в верованиях. К одному из таких расхождений относятся тризны (Рис. II). Их назначение точно не известно, но существует несколько версий. Тризны как поминальные трапезы совершались в самом конце погребально-поминального цикла - в основном, до повторного проникновения, производимого с целью ритуального разрушения скелетов, хотя выделяются и совершённые после него. На материалах Салтовского могильника выделяется также обряд «кормления» духа умершего - в виде сожжения или положения в дромос при ритуальном разрушении скелетов какой-то пищи. В связи с различным количеством тризн на разных катакомбных могильниках, стоит отметить, что в камерах дмитриевских катакомб отсутствует сопровождающая мясная пища (кости животных), хотя в салтовских погребениях она сопровождала почти каждую катакомбу. В то же время, в Салтове не было тризн, широко распространённых в Дмитриевке. Таким образом, можно выдвинуть гипотезу, что тризны и напутственная пища в камерах являлись взаимозаменяемыми элементами, отображающими один обряд: кормления мертвых.70  Ибн Фадлан описывает этот обряд: «А если умрет человек из их, то для него выроют большую яму в виде дома его лошадей и в зависимости от их численности убьют из них сто голов, или двести голов, или одну голову и съедят их мясо, кроме головы, ног, кожи и хвоста. И, право же, они растягивают [все] это на деревянных сооружениях и говорят: “Это его лошади, на которых он поедет в рай”»71, то есть здесь тризна рассматривается как отправление души лошадей к их хозяину.

Информация о работе Взаимовлияние аланского и болгарского населения по материалам салтовской культуры