Военные реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

Снаряжение солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение никуда не годилось. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях с «союзниками». Штыковой рукопашный бой русских войск не имел себе равного. Но прежде чем атакующее подразделение достигало противника, оно несло большие потери от его огня. Уже в июне 1855 г. на имя Александра 2 поступили две записки от одного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа Ф.В.Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему, указал ряд причин неудач русской армии и мероприятия для их устранения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

        Практически  результаты создания этих первых  четырех  военных

округов полностью предвидели целесообразность применения в России

территориальной системы военного управления. 6 августа 1864 г. Александр 2 утвердил «Положение о военно-окружных управлениях», наиболее активную роль в составлении которого играли граф Гейден, тайный советник Устрялов, полковник Обручев, Якимович и Аничков. «Этим  пяти лицам, - писал Милютин в своих «воспоминаниях», - считаю я себя наиболее обязанным удачным осуществлением давнишней моей мысли о военных округах».

         В августе  1864 г. были образованы Казанский,  Московский,

Петербургский, Харьковский и Финляндский, в 1865 г. – Восточно – Сибирский, Западно – Сибирский, Кавказский и Оренбургский, в  1867 г. – Туркестанский военные округа. Таким образом вся территория империи была разделена на 15 военных округов (кроме Области войска Донского, которая находилась на особом положении). Во главе округа  стоял командующий (он же генерал-губернатор).

        Каждый военный  округ являлся одновременно органом  строевого

управления  и органом военно-административного  устройства, сосредотачивая в своих руках все функции военного управления.

       Учреждение военных  округов устранило многие неудобства, тянувшиеся многие годы. При существовавших ранее порядках по каждому отделу военного хозяйства – инженерному, артиллерийскому, комиссариатскому, провиантскому, и т.д. – имелись специальные округа, обладавшие на местах незначительной властью и утверждавшие всякие мелочи в столице.Полномочия командующего округом позволили устранить существовавшею раньше волокиту, несогласованность и споры между  строевыми начальниками и хозяйственными инстанциями.

       Вместе с задачами  децентрализации военного управления  и создания

условий для оперативного развертывания  частей во время войны  на

командующих округов возлагалось  содействие гражданским властям  «для

сохранения порядка в крае».

       В случае войны  штаб округа становился штабом  действующей армии.

       Между тем эти  преобразования встретили яростное  сопротивление со

стороны ряда военных деятелей. В  частности, А.И. Барятинский, великий  князь Николай Николаевич (старший), А.Н. Лидерс, М.Н. и Н.Н. Муравьевы выступила против введения военно-окружной системы. Они считали, что такая система приведет к подчинению «общих стратегических соображений» интересам военных округов, а в случае оборонительной войны – к кордонной стратегии.

       Тем не менее  в результате проведенных преобразований  в 1862-1869 гг. система управления значительно приблизилась к войскам. В ведении Воинского министерства остались лишь те вопросы управления, которые имели значение для всей армии. Аппарат Военного министерства сократился почти на тысячу человек, а канцелярская переписка уменьшилась на 45%.

        Сроки мобилизации  армии были сокращены на 6 месяцев  в 1850г. до 9 – 26 дней в 1877г. Вопросы, связанные с обороной страны, в целом решилисьивременно создаваемыми комитетами, которые согласовывали их между  Военными и морскими министерствами. В 1868 г.  было утверждено новое «Положение о полевом управлении войск в военное время», позволившее устранить многиенедостатки прежней организации. Оно уточняло функции главнокомандующего, освобождало его от руководства второстепенными  административными вопросами и более четко определяло обязанности начальников отдельных управлений.

Вместе с тем недостаточно разработан был вопрос об устройстве тыла армии, что проявилось вскоре в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878гг.

      В начале  1873 г.  Александр 2 учредил под своим  личным руководством Особое совещание о стратегическом положении России и об организации армии.

 

 

 

Военно-судебная реформа.

 

Дляподготовки военно-судебной  реформы  в конце 1862 г. бала создана комиссияиз представителей военного и морского ведомств под представительствомгенерал-адъютанта  Н.А. Крыжановского.

       Разработанный  этой комиссией проект основных  положений военно-

уголовного судопроизводства в  конце 1863 г. был рассмотрен в особом

совещании под представительством генерал-адмирала великого князя

Константина Николаевича и в  ноябре 1865 г. утвержден царем.

       В течении полутора  лет до мая 1867 г. разрабатывался  и обсуждался

военно-судебный устав. 15 мая 1867 г. устав  был утвержден Александром 2 и получил силу закона. В том же году введено «Положение о военно-

исправительных ротах».

       Главный смысл  военно-судебной реформы заключался  в создании

постоянных военно-судебных органов  в соответствии с новой структурой армии и введении современных правил военного судопроизводства и судоустройства.

        Ее основы  строились на началах судебной  реформы 1864 г. и Военно-судебного  устава 1867 г., на принципах гласности  и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний.

Устанавливались три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и Главный военный суды. Полковые суды назначались командирами частей и состояли из председателя и двух членов. В их ведении находились дела рядовых и унтер-офицеров. Предварительное  следствие в этих судах не проводилось, а защитник не полагался. Приговор утверждался командиром полка. Военно-окружные суды рассматривали дела офицеров и особо важные дела рядовых и унтер-офицеров. В их состав входили председатель, постоянные и временные члены. Председатель и постоянные члены суда назначались военным министром, а временные – командующим войсками военного округа сроком на 4 месяца.

Аналогичным был состав и Главного военного суда (открыт 1868 г.) с той  лишь разницей, что временные члены этого суда назначались лично императором из генералов столичного гарнизона. На флоте, соответственно, вводились экипажные, военно-морские суды (при главных портах) и Главный военно-морской суд. Определялся также порядок действия военно-полевых судов в условиях военного времени.

     Согласно военно-судебной  реформе суды признавались независимыми  от

административных органов, учреждались  должности следователя и военного

прокурора, формально отменялись сословные  привилегии подсудимых,

устанавливался порядок обжалования  приговоров. Составной частью    военно-судебной реформы стал  воинский устав о наказаниях, утвержденный 5 мая 1868г. По этому уставу вводились  два вида наказаний – уголовные  и

исправительные.

      Военно-полевому  суду  могли, были переданы  не только  военные

служащие,  но и гражданские лица, если они находились на территории,

объявленной на военном положении. Это могло быть использовано и  против

революционного движения.

       В 1875 г. был  утвержден новый воинский устав  о наказаниях, а в 1879г. –  новый дисциплинарный устав. Новые  судебные учреждения вводились

постепенно с 1867 по 1889 г.

      Военно-судебная  реформа встретила негативное  отношение со стороны

реакционной части генералитета и  офицерства. Например, генерал-майор  М. И.Черков в своей записке, написанной им за несколько до окончания утверждения

проекта военно-судебного устава, указал, что «проводимые в проекте  начала положительно опасны и могут потрясти дисциплину, субординацию и единство в войске».

     Главным недостатком  проекта он считал предоставление  излишней

самостоятельности военным судам.

     Для подготовки кадров  военных юристов в 1867 г. в  Петербурге была

создана Военно-юридическая академия. Большую роль в организации и

деятельности академии сыграл Д.А. Милютин, ставший ее почетным президентом.

Аудиторские училища, готовившие гражданских  чиновников-юристов для службы в военно-судебном ведомстве, было преобразовано в 1869 г. в Высшее военно-юридическое училище. Оно просуществовало до 1878 г. Военно-юридическая академия была  приказом по военному ведомству от 18 декабря 1917г.

    Объективный анализ свидетельствует,  что военно-судебная реформа,  наряду с целым рядов шагов вперед, введением принципов буржуазного

судопроизводства, содержала и  черты феодального права. Военные  суды во

многом еще сохраняли зависимость  от военного начальства, что лишало их

должностной самостоятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестройка комплектования армии.

 

Милютин сумел доказать Александру 2 всю несправедливость сословной  воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом. Работа комиссии продвигалась крайне медленно.

    Идея равенства всех  сословий для несения этой  тягчайшей воинской

повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев  общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами

сопротивлялись  всесословной воинской повинности, которая заставила бы

«благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

     Особенно усердствовали  фельдмаршал А. И. Баратинский,  шеф жандармов П. А. Шувалов, «всесторонний консерватор» Д. А. Толстой, военный писатель и публицист генерал Р. А. Фадеев. Прибегнув к поддержке М.И. Каткова и К.П.Победоносцева, они поощряли выступления в печати противников военных реформ, превратно истолковывая и порицая готовящиеся нововведения.

      Наиболее сильным  нападкам подвергалось намерение  ликвидировать

устаревшую рекрутскую систему  комплектования армии.

      Реакционные деятели  и публицисты, ссылаясь на манифест  о вольности

дворянства, отстаивали свою сословную  неприкосновенность. Шувалов,

например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от

войска».

      Даже купцы негодовали  на то, что нельзя будет откупиться  деньгами от рекрутчины. В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь  Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская  война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию.

      7 ноября 1870 г. военный  министр представил записку «О  главных

основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10

дней для разработки  предложенных мер «высочайшим повелением»  были созданы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении.

Председателем обеих комиссий был  назначен начальник Главного штаба  генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности  была  подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения.

      Для более квалифицированной  подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела. Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй – о возврате призываемых на службу, третий – о денежных расходах по призыву, четвертый – о вольноопределяющихся и о военной замене.

 

 

 

 

     Другая, так называемая  Организационная комиссия, приступила  к работе в начале января 1871 г. Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:

 

1) об организации пехотных частей, служащих кадрами для формирования  в военное время резервных и запасных войск;

2) об артиллерийских и инженерных частях; 3)  о кадрах гвардейских частей;

4) окадрах кавалерии;

5) о порядке счисления и призыва  чинов запаса;

6) обинтендантских и артиллерийских  запасах и обозах;

7)о казачьих войсках; 

8)об иррегулярных  милициях;

9) о государственном ополчении.

 

 В  1872 г.Организационная комиссия  была значительно усилена за  счет введения в ее состав  нескольких командующих военными округами.

       Представляют  определенный интерес  обсуждавшиеся  на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России

территориальной системы. Как правило  справедливо отмечает в своем

исследовании М. Н. Осипова, эти  вопросы вновь приобретают актуальность в

связи с проводимыми в армии  реформами.

     Напомним, территориальная  система  комплектования предусматривает

пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов,

прибывающих вблизи мест  дислокации воинских частей.

      Такая система  облегчает отправку  призывников  в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать  военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем  эта система

при недостатке  численности призывников  в районах дислокации воинских

частей  затрудняет их укомплектование  необходимыми специалистами. Имеются и другие изъяны.

    Организационная комиссия, признав невозможность полного  применения в

России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройстве

армии применить из начал территориальной  системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных

районов, комплектование каждой части  армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при  приведении на военное положение…»

Информация о работе Военные реформы Александра II