Военная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:56, доклад

Краткое описание

Особое место среди преобразований Петра Великого занимают военные реформы. Их основная идея заключалась в ликвидации дворянских ополчений и создании постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной и уставами. Задачи создания армии и флота занимали юного Петра еще задолго до того, как он стал полновластным государем.

Вложенные файлы: 1 файл

реформы Петра Великого.docx

— 60.78 Кб (Скачать файл)

     Военная реформа

     Особое  место среди преобразований Петра  Великого занимают военные реформы. Их основная идея заключалась в ликвидации дворянских ополчений и создании постоянной боеспособной армии с  единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной и  уставами. Задачи создания армии и  флота занимали юного Петра еще  задолго до того, как он стал полновластным  государем.

     Военные реформы были крайне важны еще  и потому, что они оказывали  огромное, часто решающее, влияние  на все стороны жизни государства. Ход же их во многом определялись постоянными  войнами (за 36-летний период правления  Петра I можно насчитать лишь несколько  мирных лет).

     В соответствии с рекрутской системой, введенной в 1705 году, солдатский состав полевой армии и гарнизонных  войск формировался из крестьян и  других податных сословий, а офицерский корпус - исключительно из дворян.  
130-ти тысячная российская армия состояла из трех родов войск: пехоты, артиллерии и кавалерии. Помимо этого, гарнизонные войска насчитывали около 70 тысяч человек, ополчение – 6 тысяч, и 105 тысяч – казачьи и другие нерегулярные части.

     Открывались специальные заведения для обучения солдат и офицеров, в том числе  Морская академия в Санкт-Петербурге.

     Помимо  создания регулярной армии на юге  и на севере страны проводилось строительство  военно-морского флота. Балтийский флот в 30-х годах 18 века стал самым мощным российским флотом.

     Всего же во флоте насчитывалось 48 линейных кораблей, порядка 787 галер и мелких судов. На службе состояло 28 тысяч человек. 

     В 1716 году вышел Воинский устав Петра I, состоявший из 68 глав и определявший порядок военной службы, правила  взаимоотношений военнослужащих, военно-уголовную  систему, систему воинских чинов, судебную систему и многие другие вопросы.

     Создание  мощных армии и флота способствовало увеличению расходов на их содержание: к 1725 году на военные нужды тратилось  около 2/3 государственного бюджета.

     Реформа календаря.

     По  реформе календаря, проведенной  Петром I 15 декабря 1699 года, начало следующего года устанавливалось с 1 января. Причем вслед за 31 декабря 7208 года от сотворения мира наступило 1 января 1700 года от Рождества  Христова, как и в большинстве  европейских стран, но с поправкой  на 11 дней. В XIX веке поправка составляла 12 дней, а в XX веке 13 в сторону отставания "старого" русского стиля от стиля, принятого в большинстве европейских  стран.

     Это счисление времени было изменено декретом от 26 января 1918 года, когда  в нашей стране календарь стал таким же, как и в большинстве  стран мира.

     19 декабря 7208 года ("от сотворения  мира") Петром I был подписан указ о реформе календаря. Вводились новое начало года - от 1 января и новая эра - христианское летосчисление "от Рождества Христова".

     20 декабря глашатаи объявили новый  царский указ "О праздновании  Нового года": "И для того  доброго и полезного дела, указом  Великий Государь впредь лета  считать в Приказах и во  всяких делах и крепостях писать  нынешнего Генваря с 1 числа  Рождества Христова 1700 года". То  есть в указе предписывалось  день 31 декабря 7208 года от "сотворения  мира" (православная церковь считает  датой сотворения мира 1 сентября 5508-го года до новой эры)  считать 1 января 1700 года от Рождества  Христова. Указ заканчивался словами: "А буде кто захочет писать  оба те лета, от сотворения  мира и от Рождества Христова, сряду свободно". И получилось  так, что предыдущий год стал  в России самым коротким: он  продолжался всего четыре месяца - с сентября по декабрь.

     Январь своим названием обязан богу мира римлян Янусу, а вот славяне прозывали этот месяц Просинцем — из-за начинающей показываться в это время синевы неба, «просияния», из-за прибавления дня и яркого солнца. Украинское название января Сечень указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на «рассечение» зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы. В народе также называли январь Василь-месяцем — по имени святого Василия Великого, память которого Церковь отмечает 1 января по старому стилю.   

       На Руси месяц январь был  первоначально одиннадцатым по  счету, ибо первым считался  март. Когда же первым стал  сентябрь, январь оказался «в  очереди» пятым; наконец, с  1700 года, со времени перемены, произведенной  в нашем летосчислении Петром  Великим, этот месяц сделался  первым. Петр Великий, желая привести  в соответствие с календарем  западноевропейским начало нового  русского года, отменил древнее  летосчисление от сотворения  мира и постановил ввести времяисчисление  от Рождества Христова. С этой  целью преобразователь России  издал в 1699 года два указа:  в первом указе 19 декабря он  велел «начинать» год с 1 января. Во втором Указе, последовавшем  на другой день после первого,  раскрыта и сама причина перемены  летосчисления и указано, как  должно быть отпраздновано начало  нового столетнего века в Москве. Таким образом, с Петра Великого  до настоящего времени январь  месяц считается начальным месяцем  нового гражданского года, хотя  церковь празднует свой собственно  церковный год по-старому —  с 1 сентября.   

       Январь на Руси — глухозимье, время покоя в природе, самый  холодный месяц года, крыша зимы. Но день в январе прибавляется  на полтора часа. 

     В Древней Руси февраль считался последним  в году, поэтому назывался он сечень — отсекающий год. А еще называл его межень — границей между зимой и весной. Из-за частых вьюг и метель величали ветродуем и лютнеминогда — бокогреем, потому что скотина выходила в феврале из хлевов обогревать бока. Его также называли свадебным — от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до Масленицы.   

       Первоначально февраль — «великая  искупительная жертва в конце  года» — содержал 28 дней, потому  что, по верованиям древних,  только нечетное число дней  в месяце могло приносить счастье.

     Это последний и самый страшный месяц  зимы, месяц лютого голода, волчьих  свадеб и набегов зверей на деревни.    

       Обычаи и обряды русского народа, закрепленные в народном календаре, рассказывают о заботе крестьянина а зерне, которое по весне ляжет в землю, о реке, которая талой водой скоро переполнится, о домашней скотинке, которую кормить надо...  

       На календаре — март. Весна пока не обрела силы, еще только преддверие тепла, которое так и называется — предвесенье .«Починок» весны до своей календарной середины небросок, но уже начинают таять снега, а начало снеготаяния — и есть точка отсчета юности года.   

       Во все времена и у всех  народов приход весны приветствовали  особыми праздниками и обрядами. Древние греки и римляне устраивали  в честь богини весны и цветов  Флоры богатые пиршества и  веселые представления. Такие  праздники назывались цветными.   

       С этого месяца начинался году  евреев, египтян, персов, древних  греков и римлян. Латинские названия  месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь  и декабрь — седьмой, восьмой,  девятый, десятый — указывают  на то, что первоначально счет  велся именно с марта. Да  и по библейским преданиям  сам Бог сказал Моисею и  Аарону о марте: «Месяц сей  вам начало месяцей, первый  будет вам в месяцех лета».    

       И на Руси март долгое время  был первым месяцем в церковном  году и началом древнего времяисчисления.  Историки считают, что мартовское  летоисчисление «продержалось»  до 1343 (по другой версии — до 1492), когда в России решено было  считать началом года вместо  марта сентябрь.   

       «Мартом» этот месяц римляне  назвали в честь бога войны  Марса, который был призван  также защищать мирный труд.    

       На Руси же у марта существовало  множество названий: на севере  он назывался сухый или сухий — из-за весеннего тепла, а подругой версии —

     из-за того, что сохли в этом месяце срубленные леса. Ведь наши предки вели подсечную систему земледелия и  поля отвоевывали у леса. Поэтому  в феврале-сечене деревья валили, затем дожидались, пока они высохнут — и в марте сжигали на полях (или палах, как их называли в древности). На этих палах-гарях оставалась зола, которая и удобряла будущее поле. Такая система земледелия известна также под именем «огневой».

     На  юге же России апрель называли березозолом — из-за действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и распускает почки. Еще март звался протальником, капельником, весновеем и пролетним, так как им начиналась весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним апрелем и маем март составлял так называемое «пролетье».

     Древние римляне дали название четвертому месяцу в году априлис — от глагола aperire (открывать). Он открывал весну, это был месяц «весеннего открывания природы». Априлис был посвящен богине любви и красоты Венере.    

       Апрель — удивительный месяц  — за считанные дни он превращает  застывшую землю в зеленеющие  поля и луга. Однако и радоваться  теплу еще рано — нередки  заморозки, а кое-где по оврагам  и снег не сойдет и в конце  апреля.    

       В Древней Руси апрель величали цветенем — «расцветающей весной» — и капризником — из-за переменчивой погоды. А еще этот месяц в русском народе по праву называли снегогон. Апрель водой славен, потому и прозывался снегогоном, весной воды. Говорили: «Дождались полой воды, ай да батюшка апрель!» 

     Занимается  предлетье. Благодатное время сочных трав, цветущих садов, зарослей благоухающей сирени и черемухи, трелей соловья. Отпрянули злые северные ветры —  сиверы, — и на Русь пришло долгожданное тепло. 

     Это самый бурный месяц года, период расцвета всего живого.     

       Латинское имя пятому месяцу  в году дано римлянами в  честь богини гор Майи, дочери  Зевса. Майя была покровительницей  женщин, богиней обольщения, плодородия, обновления земли.     

       Древнерусским именем месяца  мая было травный или травень. Май — месяц цветов и любви. Многие древние майские обычаи и обряды связаны с культом расцветающей природы.    

       Но на Руси этот месяц считался  еще и самым тяжелым месяцем  в году. Все свадьбы и помолвки, заключенные в мае обречены  на неудачу. Никаких новых начинаний  и договоров в мае делать  нельзя, никаких важных решений  не принимать — все равно  одна маета выйдет.

     Постепенно, почти незаметно, цветущая весна  уступает место благодатному лету. Открывает новый «этап» года июнь — предвестник жары и гроз, пролетье. Ночи прозрачные, вечерняя заря будто  переходит в утреннюю, за что их русский народ и окрестил «зарями-сестрами»: кажется будто и нет между ними «воробьиной» ночи, такая она короткая. Земля в июне — именинница, вся «красота ее расцветает», как сказано в одной древней летописи.

     Но  настоящее лето наступает в июле, который называют экватором года. Это время прозвано в народе «красным летом». Щедр июль на грибы да ягода, на грозы да на зной. Некогда уж больше хороводы водить даже молодежи — в поле наступает страдная пора.

     А вот август, все еще теплый и  яркий, сочный и изобильный, — это  уже напоминание об осени... Скоро  и она вступит в свои права...

     Лето  бурное — зима с метелями. Лето дождливое  — зима снежная. Урожайное лето предвещает холодную зиму. Лето крестьянину —  мать и отец.

     Первый  туман лета — верная грибная примета. Сырое лето да теплая осень —  к долгой зиме. Если летом ночью  не было росы, днем пойдет дождь'. Если летом петух запел раньше девяти часов вечера — к дождю. Если летом  муравьи делают большие муравьиные кучи — будет холодная и ранняя зима.

     Июнь  — конец пролетья и начало лета. По народному календарю, оно наступает  с зацветания шиповника (6 июня), фенологи ведут ему отсчет с цвета калины (13 июня), а астрономы — с 22 числа.

     В древнерусском календаре июнь — светозар — озаренный светом. Изначально он посвящался юности, олицетворял молодость и счастье жизни, это был медовый месяц природы.

     Слово иуний — латинское, дано этому  месяцу в честь богини Юноны. В  старину коренными русскими названиями месяца июня были изок и червень.

     Изоком  называется кузнечик, которых особенно много появляется в июне, а потому и месяц был назван именем этого  насекомого. Другое название июня — червень — было в ходу у малороссов, так называются особый красильные черви, появляющиеся в это время. Кроме того, в старину месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником — от креса (огня), и вместе с тем от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы), который, как увидим ниже, был одним из важнейших древнерусских народных праздников у наших предков.

Информация о работе Военная реформа