Военные реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

Снаряжение солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение никуда не годилось. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях с «союзниками». Штыковой рукопашный бой русских войск не имел себе равного. Но прежде чем атакующее подразделение достигало противника, оно несло большие потери от его огня. Уже в июне 1855 г. на имя Александра 2 поступили две записки от одного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа Ф.В.Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему, указал ряд причин неудач русской армии и мероприятия для их устранения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

В царствование Александра 2 коренной реорганизации подвергалась

вся Россия.

Неудачи в Крымской войне были тяжелым оскорблением для народного

самолюбия  и  заставили глубже отнестись к  их причинам.

Стали очевидными многие слабые стороны как во внутренней

организации войска, так и несовершенство всей системы  Военного и Морского министерства. Подготовка офицерского состава была крайне низкой.Образованные офицеры в армии составляли исключение. 60 %, а в некоторых частях и до 80 %  являлись недоучками среднеучебных заведений, имевшими за плечами уездные училища или кантонистскую школу, просто домашнее образование или выслужившимися из низкого звания. Образованные офицеры служили в основном в гвардии, которая после события 14 декабря 1825 г. находилась под особым надзором Николая 1. Значительная часть офицеров чванились своим мундиром, с утра до ночи играли в карты, проводила время в попойках  и кутежах. Обучение солдат в большинстве случаев лежало на фельдфебелях и унтер – офицерах, применявших жестокие наказания и истязания. Офицеры на это явление смотрели снисходительно. Суровая военная дисциплина грозила солдату ежедневно розгами, плетьми, а то и прогнанием сквозь строй. Шпицрутены в 3000 ударов были обычным делом. Такая жизнь длячеловека, отданного в солдаты, тянулась по закону 25 лет.На службу рекрутов набирали по шести человек с тысячи. Причем

можно было ставить  за себя охотника – человека, нанятого для того за

деньги. Заметим, что  рекрутская повинность со второй половины 18 столетия лежала исключительно на мещанах и крестьянах. Они не только отбывали ее натурой, но обязаны были также нести с отправлением рекрутства расходы, составлявшие около 5 миллионов рублей в год. Помещики имели право отдавать на военную службу крепостных  в наказание за преступления и проступки. Так же, как они ссылали своих крепостных в Сибирь,  отправляли для наказания в съезжий дом (помещение при полиции для арестованных) или гноили в тюрьмах.

 

  Снаряжение солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение никуда не

годилось. Гладкоствольные  оружия подходили только для рукопашных схваток, а в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях  с «союзниками». Штыковой рукопашный бой русских войск не имел себе равного. Но прежде чем атакующее подразделение достигало противника, оно несло большие потери от его огня. Уже в июне 1855 г. на имя Александра 2  поступили две записки от одного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа  Ф.В.Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему, указал ряд причин неудач русской армии и мероприятия для их устранения.

Обе записки были одобрены императором и 20 июля 1855 г. создается

специальная «Комиссия  для улучшения по военной части» под руководством

Ридигера, а после  его смерти – генерала Н.Ф. Плаутина. Однако всякого рода «новшества» воспринимались негативно  со стороны военного министра князя В.А. Долгорукова, человека бездарного и ограниченного.

Вскоре после  заключения Парижского мира на пост военного министра

вступил генерал-лейтенант  Н.О. Сухозанет, о невежественности и

безграмотности  которого сочиняли анекдоты.

 

Тем не менее  за 5 лет пребывания на посту министра он принял ряд

существенных мер. По прежним законам взятый в солдаты  молодой человек

отрывался от семьи  на 25 лет службы, а по выходе в  отставку возвращался в семью «чужим и измученным стариком, ненужным и запоздалым гостем», зачастую не имея не кола, ни двора, т. е. ни крова, ни средств к жизни. Солдатские дети брались в военные кантонисты и потомственно предназначались для  военной службы».

Высочайшим указом 25 декабря 1856 г. все солдатские дети были

исключены из военного ведомства и обращены в свободные  податные  сословия.

Этой мерой, как  уже отмечалось, Александр 2 возвратил  в семейства около 400 тысяч солдатских детей, получивших при этом гражданские права свободных людей.

В 1857 г. Окончательно были отменены военные поселения, введенные  с

1810 г. В 1859 г.  обязательный срок службы в  сухопутных войсках был сокращен до 15, а во флоте до 14 лет.

Численность армии  вместе с ополчением, составлявшая на 1 января 1856

г. 2275 тыс. человек, была сокращена в течении года до 850 тыс. Ополчение распущено. На ј уменьшился призыв рекрутов, сократились тягостные для народа квартирные и постойные повинности. Однако для проведения необходимых коренных преобразований Сухозанет был непригоден.

Важные реформы  начались в армии после назначения военным министром 9

ноября 1861 г. генерал-адъютанта  Дмитрия Алексеевича Милютина, видного

общественного и  государственного деятеля, высокообразованного  человека,

примыкавшего к  кругу либеральной бюрократии, близкого к великому князю

Константину Николаевичу  и великой княгине Елене Павловне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа деятельности

 

 

С первых шаговсвоей

высокой должности Д.А. Милютин  показал себя решительным, убежденным и

стойким поборником обновления России в духе тех начал справедливости и

равенства, которыми отмечена эпоха  великих реформ второй половины 19 века.

      «С назначением  меня военным министром, - писал  Милютин, - я счел

своей обязанностью немедленно же заняться  составлением общей программы

предстоящей мне деятельности…  Составление такой программы  потребовало

всестороннего пересмотра  и обсуждения всех частей  нашего военного

академии полковник   В.М. Аничков  и   Н.Н. Обручев, дежурный

генерал Главного штаба, а с 1866 г. его  начальник Ф.Л. Гейден,  директор

канцелярии Военного министерства генерал К.П. Кауфман и другие.

     На регулярно проводимых  совещаниях под руководством  Милютина тщательно обсуждались различные вопросы намечавшихся преобразований. «Он один в России, - говорит о нем Б.Н. Чичерин, - мог совершить то великое дело которое тогда представляло: преобразовать  русскую армию из крепостного в свободную, приноровить ее к отношениям и потребностям обновленного общества; при радикально изменившихся условиях жизни, не лишая ее, однако,тех высоких качеств, которые отметили ее при прежнем устройстве». Для разработки наиболее важных  проблем создавались особые комиссии. В результате общая программа военных преобразований была готова менее чем в два месяца и 15 января 1862 г. представлена Александру 2 в виде всеподданнейшего доклада, состоявшего из 10 разделов  по основным направлениям военного дела. Этот доклад, утвержденный императором в конце января стал программой практических действий Милютина. Он охватывал буквально все области военного  управления и организации армии, ее комплектование, вооружение, обучение и воспитание и др.

    Главным принципом   новой организации вооруженных  сил Милютин считал:

«развивать в наибольшей соразмерности  боевые силы в военное время при

наибольшем числе наличных войск  в мирное время».

    Именно такая потребность  возникла в ходе Крымской войны.  Для решения

поставленной задачи в империи  был создан так называемый запас  людей,

знакомых с военным делом, которых  в любое время можно было призвать в

армию.

     За счет сокращения  сроков военной  службы численность  армии была

уменьшена с 1132 тыс. человек в 1864 до 742 тыс. человек в 1867. Части были

переведены на сокращенные штаты  мирного времени, значительно возрос

обученный запас.

 

 

 

 

 

 

 

Реорганизация управления.

 

 

Одной из первых реформ явились реорганизация  центрального военного управления и  создания местных

органов управления в виде военных  округов.

      Военное министерство  к началу реорганизации, по  словам Милютина,

представляло собой «орган неудобств, проволочек и пререканий». Оно включало

в себя ряд департаментов. Так, Генеральный  штаб занимался  вопросами

размещения войск, разработка дислокационных  карт. Императорский

департамент ведал личным составом и внутренним устройством войск, исключая

артиллерийские и инженерные части, не подчинявшийся военному министру.

Провиантский департамент осуществлял  снабжение армии; комиссариатский  ведал

денежным и вещевым снабжением войск, организацией госпиталей и их

обеспечением.

    Медицинским и ветеринарным  обслуживанием занимался медицинский

департамент. Военно-судебные дела находились в компетенции  аудиторского

департамента.

      Артиллерийский и  инженерный департаменты ведали  лишь хозяйственными вопросами. Общее же руководство артиллерийскими и инженерными войсками осуществляли соответственно генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспектор инженерных войск. Эти должности традиционно предназначались великим князьям, которые не подчинялись военному министру и имели право непосредственного доклада царю.

    Подготовка военных кадров  была в руках главного начальника  военно-

учебных заведений, также независимо от военного министра.

    Д.А. Милютин стремился  к тому, «чтобы привести все  здания в стройный

вид и упростить весь сложный  механизм его, а для этого признано было

полезным слить  вместе все части, однородные по кругу действий, и

уничтожить лишние наросты, которые  в течении времени образовались более или менее случайно,  без  всякого плана.

      В 1863 г. состоялась  реорганизация департамента Генерального  штаба, который стал называться Главным управлением Генерального штаба. Однако  это преобразование оказалось недостаточным, и приказом по военному ведомству 31 декабря 1865 г. Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление - Главный штаб, который находился в составе министерства до 1905 г. В его компетенцию входили вопросы управления войсками в мирное и военное время, состава армии, комплектования, военной разведки, военно-научной работы и другие. Начальник Главного штаба назначался императором, был первым помощником и заместителем военного министра и возглавлял Генштаб и Фельдъегерский корпус.

        1 января 1869 г.  Александр2 утвердил новое «Положение  о Военном

министерстве», в котором верховное  начальство над всеми сухопутными  силами империи сосредоточивалось в особе государя-императора.

         Военное  министерство по новой структуре  состояло из Императорской Главной квартиры и Военно-походной канцелярии его величества, Военного совета, Главного военного суда, Канцелярии Военного министерства, Главного штаба, 7 главных управлений (вместо отдельных департаментов) –интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-медицинского, военно-учебных заведений, и регулярных войск, военно-судного. В состав министерства вошли также Военно-ученый комитет, управления генерал

инспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов и комитета о

раненых. При военном совете было образовано 5 главных комитетов: военно-

кодификационный, по устройству и  образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и  военно-тюремный. К Военному министерству был причислен также главный священник армии и флота.

       Ранее служба  офицеров, причисленных к Генеральному  штабу, не давала им преимуществ. Самое большее, на что могли рассчитывать генштабисты, - это должность обер-квартирмейстера  корпуса. В большинстве же случаев они дивизионными квартирмейстерами (обер-офицерская должность, на которую допускались сначала подполковники, а затем полковники). Офицеры Генерального штаба были оторваны от войск и не могли  претендовать на высшее должности в армии. Переход их в  строевые части, где оклады были выше,представлял определенные трудности.

     Ввиду этого желающих  служить в Генеральном штабе  становилось все

меньше. Необходимо было изменить ситуацию.

     В 1865 г. вышло «Положение  для Генерального штаба», дававшее  право

причисленным к нему офицерам занимать должности, не только относящиеся по штабу к Генеральному штабу.

     По положению устанавливалось  правило: прежде чем получить  назначенное

командиром полка, необходимо не менее  года командовать отдельными частями.

Это, с одной   стороны приближало к войскам, а с другой, - давало более

широкую возможность продвижения  по службе.

      В свою очередь  предъявляли повышенные требования  к подготовке

офицеров Генерального штаба.

      Д.А. Милютин добился   уравнения в чинах между гвардейскими  и

армейскими офицерами, причисленных к Генеральному штабу.

      После некоторого  колебания Александр 2 утвердил  представление

военного министра о том, чтобы  все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они не стояли, имели  одну общую линию производства, одинаковую гвардию чинов и носили одинаковый мундир.

        Такие меры  подняли значение офицера Генерального  штаба, увеличилось количество желающих служить в нем, а армия, в свою очередь, получила высокообразованных офицеров в области военного дела.

        Одновременно  с преобразованием в центральном  военном управлении

проходила и реорганизация местного военного управления.

        В период 1862 – 1867 г.г. была осуществлена  военно-окружная

реформа. Целью ее было устранить  главный недостаток существовавшей в то

время системы военного управления – чрезмерной централизации, сковывающей инициативу и самостоятельность руководства на местах в решении даже мелких вопросов. Приказом военного министра Милютина  от 6 июли 1862г. в виде опыта в августе того же года были созданы  Варшавский, Виленский, Киевский, в декабре 1862 г. Одесский и в 1864 г. Рижский военные округа.

Информация о работе Военные реформы Александра II