Военные реформы Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

Снаряжение солдат было тяжелым и неудобным. Вооружение никуда не годилось. Гладкоствольные оружия подходили только для рукопашных схваток, а в стрельбе бессильны против нарезного оружия, что и было одной из главных причин многих неудач в сражениях с «союзниками». Штыковой рукопашный бой русских войск не имел себе равного. Но прежде чем атакующее подразделение достигало противника, оно несло большие потери от его огня. Уже в июне 1855 г. на имя Александра 2 поступили две записки от одного из лучших боевых генералов времени Николая 1 графа Ф.В.Ридигера, в которых он подверг критике существенную военную систему, указал ряд причин неудач русской армии и мероприятия для их устранения.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 58.84 Кб (Скачать файл)

императорского величества по военно-учебным заведениям,  ведало всеми

военно-учебными заведениями, кроме специальных, которые находились в

ведении соответствующих  управлений и Главного штаба. Для  согласования

деятельности всех военно-учебных  заведений Военного министерства был

учрежден Главный военно-учебный  комитет.

           В 1862 г. офицерские классы Морского  корпуса преобразовались в Академический корпус морских наук. В 1863 – 1866 гг. 12кадетских корпусов заменили военными гимназиями (со временем их

число увеличилось). Военные  гимназии являлись средними  учебными

заведениями военного ведомства  типа реальных училищ. Они готовили

воспитанников к поступлению  в военные училища. Курс обучения был 6-летний,с 1874 г. – 7-летний. В 1863 г. созданы  новые военные училища. Для подготовки пехотных, кавалерийских и казачьих офицеров с 1864 г. Ввели юнкерские училища со сроком обучения 2 года, в которые принимались юноши, окончившие средние учебные заведения.

        С  1876 г. в военные учебные заведения  стали приниматься  лица из

всех сословий. Несмотря на это, большая часть юнкеров была из дворян. А в некоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно дворяне.

 

         Вновь  введенный порядок производства  в офицеры предусматривали

обязательное окончание  курса юнкерского училища  или  сдачу при нем

установленного экзамена.

         В  1868 г. для обеспечения контингента  юнкерских училищ 8 военно- начальных школ были реорганизованы в военные прогимназии.

       Реформа затронула и высшее учебные заведения – академии. В них

пересматривались учебные  планы и программы.

          Помимо существовавших Николаевской  академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской  артиллерийской и  Медико-

хирургической академии, в 1867 г., как отмечалось выше, открылась

Александровская военно-юридическая  академия.

           Следует подчеркнуть, что  в  Артиллерийской академии работали

известные ученые – профессор  баллистики Н. В. Маевский, профессор

технологий А.В. Гадолин, выдающий математик П.Л. Чебышев. Высокий научный авторитет завоевала в 60 – 70-х годах Медико-хирургическая академия, ставшая центром  передовой медицинской мысли в России. Серьезные преобразования в ней были связаны с именами президента академии профессора хирургии П.А. Дубовицкого и ученого  секретаря известного химика Н.Н. Зимина. При академии были организованы научные институты – анатомо-физиологический, естественно-истирический, а также крупный клинический госпиталь. В числе профессоров академии были  выдающиеся ученые С.П. Боткин и И.М. Сеченов.

            В 1872 г. при академии открывались  первые в России женские

курсы ученых акушерок, где  слушательницы получали высшее медицинское

образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была

создана Морская академия.

           Всего к 1880 г. в числе   военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских

училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными

классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус.

          Реформа военно-учебных заведений  позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновление иррегулярных войск.

 

 

  Весомые преобразования распространялись  и на иррегулярные  войска

(войска, не имевшие единой и  постоянной организации или отличавшиеся  от

регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 – начале 20 вв.- казачьи войска и др.).

        К началу 1871 г. в ведении Военного министерства  состояли

следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское,

Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейский

и Иркутский конные полки и три  казачьи пешие команды.

         Изданы  новые положения о воинской  повинности и военной службе

казаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие на

действительной службе, поставлены в равные условия с регулярными  войсками. В первую очередь преобразования проведены в шести казачьих войсках: Донском, Уральском, Оренбургском, Семиреченском, Забайкальском и Амурском. Новый устав о воинской повинности позже был введен  в четырех казачьих войсках: Кубанском, Терском, Астраханском и Сибирском.

          Некоторые  преобразования коснулись и так  называемых инородческих войск. К началу 1871 г. на службе состояли следующие части: лейб-гвардии Кавказский эскадрон  Собственного Его Величества конвоя, Дагестанский и Кутаисский конно-иррегулярные полки, милиция; Дагестанская, Терская, Андийская и Кубанская, Грузинская пешая дружина и Гурийская пешая сотня. Во всех этих частях состояло на службе по спискам 131 офицер и 5612 нижних чинов. Для новобранцев из крымских татар и башкир Оренбургской губернии были в 1874 г. образованы Крымский, Татарский и Башкирский эскадроны, вскоре переформированы  и дивизионы. С декабря 1876 г. по распоряжению главнокомандующего Кавказкой армией началось формирование новых инородческих частей на Кавказе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

     Военные реформы 1861 – 1874 годов имели большое прогрессивное

значение. Практически они затронули  все области военного дела.

        Преобразование  Военного министерства и образование  военных округов не только создали единство управления и ликвидировали излишнюю

централизацию, но и обеспечивали  более высокую оперативность  руководства, самостоятельность частных начальников. Существенные изменения проведены в вооружении армии. Произведена замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным. Введены винтовки Бердана для  пехоты, кавалерии и казачьих войск.

       Артиллерийский  парк заменялся новыми системами  орудий, началось

строительство парового военного флота.

        Серьезные  перемены произошли в области  боевой подготовки войск.

Введен ряд новых уставов, наставлений  и учебных пособий, где хотя и  не

всегда последовательно проводились  новые тактические принципы.

         Изменения  в обучении войск ставили задачей  учить солдат лишь тому, что необходимо на войне. Новые формы ведения боя, связанные с изменением вооружения войск, требовали развития личной инициативы и грамотности солдата.

         Была перестроена  система подготовки   офицерских  кадров. Кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии, учреждены военные училища, пересмотрены программы и курсы военных академий. Создание юнкерских училищ открывало доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения.

         Военные  реформы завершились введением  военной повинности, что

значительно повысило боевые и мобилизационные  возможности армии.

         Военные  реформы  проводились под руководствам  Д.А. Милютина при

непосредственной поддержке Александра 2. Большую роль в подготовке и

осуществлении реформ  сыграли  великий князь Константин Николаевич,

ближайшие помощники Милютина: А. А. Баранов, Ф.Л. Гейден, Н.В. Исаков, Н.Н. Обручев, Э.И. Тотлебен.

         В результате  реформ армия превратилась в  массовую армию

современного типа. Окрепла и  повысилась ее боеспособность, что  сыграло свою роль в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. Некоторые мероприятия по реорганизации армии вышли за пределы военного ведомства. Они способствовали развитию отечественной железнодорожной сети, которая значительно подняла мобилизационную готовность страны. Льготы по длительности службы в армии явились также дополнительным стимулом для распространения народного образования. Вместе с тем «начатые реформы, - как отмечал сам Милютин, - остались недоконченными, они даже были парализованы, искажены последующими правительственными мерами…». В армии сохранялись многие крепостнические пережитки: протекционизм,  кастовость офицерского состава, бесправие солдат.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 Болотников Д.М. «История  российского оружия и патронов».  М 1997

2 Дайнес В.О. «История  России и мирового сообщества».  М, 2004.

3 Денисов А.Г. «История  России в исторических портретах  ее правителей». М., 1999.

4 Зуев М.Н. «История  России с древности до наших  дней» М.1998 год.

5 Чугунов П.Б.«История  России в реформах». С-П. 1994.

 


Информация о работе Военные реформы Александра II