Военно-техническое сотрудничество: особенности и субъекты. Продукция военного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Военно-техническое сотрудничество является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. На рубеже веков, в силу, прежде всего геополитических и экономических условий, оно является весьма существенным вопросом для России и мира, поскольку в мире происходят сложные процессы, появляются новые центры влияния и системы безопасности. Военно-техническое сотрудничество, по оценке Президента Российской Федерации, является для России «существенным и весьма эффективным инструментом влияния на эти процессы».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы ВТС в России………………………………...5
1.1 Сущность ВТС России: понятие, цели, методы……………….5
1.2 Механизм формирования государственной политики в области ВТС………………………………………………………………………….8
Глава 2 Разрешительный порядок перемещения продукции военного назначения………………………………………………………………………15
2.1 Понятие и виды продукции военного назначения……………15
Порядок лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения……………………………………………………….16
Особенности перемещения (транзита) продукции военного назначения через таможенную границу РФ…………...............................27
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемых источников…………………………………..................39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.07 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Ростовский филиал

 

 

                       Кафедра организации таможенного контроля

 

 

КУРСОВАЯ

по дисциплине  " Запреты и ограничения

внешнеторговой деятельности"

на тему:

«Военно-техническое сотрудничество: особенности и субъекты. Продукция военного назначения».

 

 

                                                              Выполнила: студентка 3 курса  группы 3                                                              

                                         Факультета таможенное дело

                  Деобальд А.С.

 

                                                         Руководитель ст. преп. Гурова Е. С.

 

 

Ростов-на-Дону

2014 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические основы ВТС в России………………………………...5

                  1.1 Сущность ВТС России: понятие, цели, методы……………….5

1.2 Механизм формирования государственной политики в области ВТС………………………………………………………………………….8

Глава 2 Разрешительный порядок перемещения продукции военного назначения………………………………………………………………………15

                  2.1 Понятие и виды продукции  военного назначения……………15

    1. Порядок лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения……………………………………………………….16
    2. Особенности перемещения (транзита) продукции военного назначения через таможенную границу РФ…………...............................27

Заключение………………………………………………………………………36

Список используемых источников…………………………………..................39

 

Введение

 

Военно-техническое сотрудничество является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. На рубеже веков, в силу, прежде всего геополитических и экономических условий, оно является весьма существенным вопросом для России и мира, поскольку в мире происходят сложные процессы, появляются новые центры влияния и системы безопасности. Военно-техническое сотрудничество, по оценке Президента Российской Федерации, является для России «существенным и весьма эффективным инструментом влияния на эти процессы».

Однако только этим роль военно-технического сотрудничества в настоящее время не исчерпывается, особенно в рамках осуществления военно-технической политики России. Это обусловлено, прежде всего, сокращением за последнее десятилетие XX века государственного оборонного заказа более чем в 10 раз, что поставило отечественный оборонно-промышленный комплекс в крайне тяжелое положение. В этой ситуации почти единственным способом сохранения ранее накопленного научно-технического и производственного потенциалов, без чего невозможно осуществление самостоятельной военно-технической политики, является экспорт продукции военного назначения.

Чтобы сохранить свои позиции на высокоприбыльном рынке вооружений, России необходимо помимо предпринятых мер срочно увеличить инвестиции в разработку новых образцов вооружения и военной техники. В противном случае в долгосрочной перспективе не удастся сохранить свои позиции на рынке вооружений из-за недостатка финансирования НИОКР по созданию современных образцов, комплексов и систем вооружения и военной техники (ВВТ). В свою очередь, привлечение инвестиций возможно только при повышении уровня конкурентоспособности отечественных ВВТ, в том числе поставляемых на экспорт, и совершенствовании военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

В связи с этим целью настоящей работы является исследование особенностей военно-технического сотрудничества и продукции военного назначения.

Задачами курсовой работы являются:

  1. Изучение сущности ВТС России
  2. Рассмотрение механизма формирования государственной политики в области ВТС
  3. Изучить понятие продукция военного назначения и изучить порядок перемещения этих товаров через таможенную границу.

Соответственно, работа состоит из 2  глав: в первой главе теоретические основы ВТС в России.

Во второй главе рассматривается разрешительный порядок перемещения продукции военного назначения

Объект исследования - военно-техническое сотрудничество и продукция военного назначения

 

 

Глава 1 Теоретические основы ВТС в России

 

    1. Сущность ВТС России: понятие, цели, методы

 

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) — это особый вид деятельности в области международных отношений, основным принципом которого является обеспечение государственной монополии в этой сфере.[2]

Прежде всего, определим организационно — правовой статус ВТС России с иностранными государствами.

В соответствии с Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ под военно-техническим сотрудничеством понимается деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством данной продукции.[2]

В утвержденной 2 июля 2001 года Президентом Российской Федерации «Концепции государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010 года» экспорт вооружения и военной техники (ВВТ) назван в качестве одного из средств укрепления военно-политических и экономических позиций России в мире, сохранения за Россией статуса великой державы и одного из влиятельных геополитических центров.

Однако только этим роль военно-технического сотрудничества в настоящее время не исчерпывается. ВТС является одной из статей доходов государственного бюджета и средством урегулирования внешнего долга Российской Федерации. Поддержание на должном уровне экспортного потенциала страны в области обычных вооружений и военной техники обусловливает загрузку предприятий оборонной промышленности и занятость высококвалифицированных специалистов, что благоприятно влияет на поддержание социальной стабильности общества.

Успешной работе российских субъектов ВТС в последние годы способствовало законодательное обеспечение их деятельности, это, прежде всего, Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», указы Президента Российской Федерации и другие правовые и нормативные документы, регламентирующие все аспекты деятельности ВТС.

Основными целями военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами являются: укрепление военно-политических позиций России в различных регионах мира; удержание на необходимом уровне экспортного потенциала РФ в области обычных вооружений и военной техники; развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных отраслей промышленности, их научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений и организаций; получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники и структурной перестройки предприятий оборонных отраслей промышленности.

Основными методами осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества являются:

методы, которые отвечают принципам государственной монополии в области военно-технического сотрудничества и основу которых составляют   разработки, производства продукции военного назначения, определение порядка ввоза и вывоза, продажи и (или) закупки продукции военного назначения, разрешительный порядок деятельности в области военно-технического сотрудничества, правовое и организационное регулирование этой деятельности;

система экспортного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения в целях обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности РФ, защиты ее внутреннего рынка, сохранения и упрочения ее политических и стратегических позиций, соблюдения международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружения, а также по нераспространению оружия массового поражения;

определение порядка предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения;

недопущение в РФ монополии одного субъекта военно-технического сотрудничества;

недопущение участия в военно-техническом сотрудничестве российских организаций, не получивших права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;

недопущение конкуренции на внешнем рынке нескольких российских субъектов военно-технического сотрудничества посредством разделения сфер их деятельности;

таможенное регулирование ввоза и вывоза продукции военного назначения, в том числе экспортно-импортных операций в области военно-технического сотрудничества;

координация органами государственной власти РФ деятельности в области военно-технического сотрудничества и осуществление надлежащего контроля за этой деятельностью.[6]

 

1.2 Механизм формирования государственной политики в области ВТС

 

Военно-техническое сотрудничество – основное направление реализации военно-технической политики России. Являясь специфической сферой внешней политики государства, оно имеет военно-техническую и экономическую составляющие. Другими словами, военно-техническое сотрудничество тесно связано с военно-технической политикой государства. Рассмотрим суть этой связи.[5]

Военно-техническая политика государства является составной частью военной политики, и представляет собой деятельность государства, направленную на развитие системы вооружения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации, научно-технической и технологической базы оборонно-промышленного комплекса, а также на совершенствование военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Военно-техническая политика при этом тесно связана с научно-технической, военно-экономической и внешней политикой.

Поэтому военно-техническая политика - система единых государственных принципов и методов управления научно-техническим и производственно-технологическим развитием в сфере обороны в интересах обеспечения высокой технической оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации, с учетом поставленных перед ними Президентом Российской Федерации практических задач, экономических возможностей страны и состояния международной обстановки.

Сущность военно-технического сотрудничества заключается в:

  • обоснованном определении потребностей в ресурсах, необходимых для поддержания системы вооружения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в состоянии, определяемом военно-политической и стратегической обстановкой в мире;

  • рациональном распределении выделенных ресурсов;

  • эффективном контролем за реализацией военно-технической политики.

Цель военно-технической политики и направления ее реализации представлены на рис. 1 [8]

Рис. 1. Цель военно-технической политики и направления ее реализации

 

Военно-техническая политика формируется в соответствии с положениями военной доктрины, долгосрочными целями, приоритетами и программами военного строительства, направленными на обеспечение военной безопасности государства. При этом ее задачами являются:

  1. обеспечение оптимального сочетания затрат на поддержание в боеготовом состоянии существующих систем (комплексов, образцов) вооружения, разработку, модернизацию и производство важнейших образцов продукции военного назначения в количестве, минимально необходимом для поддержания обороноспособности;

  1. обеспечение эффективного использования и наращивания имеющегося научно-технического задела в области «прорывных» технологий с целью ускорения разработки перспективных образцов продукции военного назначения, позволяющих нейтрализовать военно-технические угрозы со стороны других стран и создать новую материальную базу для последующего перевооружения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации;

  1. сохранить научно-технические и производственные мощности оборонно-промышленного комплекса страны.

В основу решения указанных задач положены следующие принципы:

  • безусловное поддержание в боеготовом состоянии (готовности к применению) систем, комплексов и образцов ВВТ, вносящих основной вклад в решение важнейших задач Вооруженных Сил Российской Федерации;

Информация о работе Военно-техническое сотрудничество: особенности и субъекты. Продукция военного назначения