Военно-техническое сотрудничество: особенности и субъекты. Продукция военного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Военно-техническое сотрудничество является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. На рубеже веков, в силу, прежде всего геополитических и экономических условий, оно является весьма существенным вопросом для России и мира, поскольку в мире происходят сложные процессы, появляются новые центры влияния и системы безопасности. Военно-техническое сотрудничество, по оценке Президента Российской Федерации, является для России «существенным и весьма эффективным инструментом влияния на эти процессы».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы ВТС в России………………………………...5
1.1 Сущность ВТС России: понятие, цели, методы……………….5
1.2 Механизм формирования государственной политики в области ВТС………………………………………………………………………….8
Глава 2 Разрешительный порядок перемещения продукции военного назначения………………………………………………………………………15
2.1 Понятие и виды продукции военного назначения……………15
Порядок лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения……………………………………………………….16
Особенности перемещения (транзита) продукции военного назначения через таможенную границу РФ…………...............................27
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемых источников…………………………………..................39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.07 Кб (Скачать файл)

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет следующие особенности перемещения продукции военного назначения через таможенную границу.

Освобождаются от таможенного досмотра: иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом; военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, перемещается через таможенную границу (ст. 105).

При ввозе (вывозе) на таможенную территорию Таможенного союза товаров, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке   (ст. 150).

Однако, на сегодняшний день все вопросы военно-технического сотрудничества, экспортного контроля и порядка перемещения ПВН через таможенную границу в союзе окончательно не сформулированы. До окончания согласования всех разногласий продолжают действовать национальное законодательство каждой страны-участницы с учетом уже заключенных международных договоров каждой из стран.

В целях защиты национальных интересов Российская Федерация при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружения, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в РФ осуществляется государственное регулирование внешнеторговой деятельности в данных областях и действует система экспортного контроля.

Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с ввозом (вывозом) в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации (Федеральный закон от 1995 г. № 101 «О международных договорах РФ»), федеральными законами от 1998 г. №114 «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» и от 1999 г. № 183 «Об экспортном контроле».

В настоящее время экспорт ПВН из РФ осуществляется под строгим государственным контролем, который предусматривает:

наличие единого списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список № 1, разработчик - Минобороны РФ). Действующий в настоящее время список № 1 утвержден Указом Президента РФ от 2 сентября 2003 г. (с дополнениями от 21 марта 2005 г.);

наличие единого списка государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения, указанной в списке продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список № 2, разработчик - МИД РФ). Действующий в настоящее время список № 2, включающий 156 государств, утвержден Указом Президента РФ от 19 ноября 2001 г. (с дополнениями от 14 октября 2002 г.);

установление особого порядка получения права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (разрешение и регистрация);

установление особого порядка принятия решений о поставках продукции военного назначения иностранным заказчикам, т.е. одобрение конкретной внешнеторговой сделки по экспорту (импорту) ПВН;

установление порядка лицензирования ввоза (вывоза) продукции военного назначения (лицензия - это разрешение);

установление особого порядка таможенного оформления и таможенного контроля для продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу ТС.

Все перечисленные выше меры со стороны государства, регулирующие экспорт продукции военного назначения, являются элементами единой разрешительной системы экспорта ПВН в РФ.[17]

Особое место при перемещении ПВН через таможенную границу занимает транзит продукции военного назначения. Таможенный кодекс Таможенного союза определяет таможенный транзит как таможенную процедуру, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Единые правила для транзита ПВН по территории Таможенного союза в настоящее время в процессе выработки (проект Соглашения о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами – членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза - решение комиссии ТС от 22.06.2011 г. № 678). Разрешение на транзит выдается страной, где ПВН пересекает таможенную границу при ввозе, при соблюдении таможенного законодательства данной страны, и после согласования с другими сторонами союза, через которые пролегает маршрут транзита.

В настоящее время продолжают действовать национальные законодательства по таможенному транзиту ПВН, но с учетом взаимного информационного обмена.

Таможенный кодекс ТС определяет транзит как любое перемещение через территорию РФ вооружения, военной техники и военного имущества, принадлежащих иностранным государствам (иностранным лицам), в том числе воздушным транспортом с посадкой на территории ТС (с посадкой без перегрузки или с посадкой и перегрузкой на другое воздушное судно или транспортное средство) и водным транспортом с заходом в территориальные воды ТС, начинающееся и заканчивающееся за пределами территории ТС;

Транзит вооружения и военной техники через территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 306 «Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию РФ». Положение определяет следующие правила.

Транзит вооружения, военной техники и военного имущества через территорию РФ осуществляется при наличии разрешения Федеральной таможенной службы РФ, согласованного с: Министерством обороны РФ, Министерством иностранных дел РФ, Министерством торговли РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной пограничной службой РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством транспорта РФ (Министерством путей сообщения РФ или с Федеральной службой воздушного транспорта России).

Форма разрешения на транзит вооружения, военной техники и военного имущества через территорию РФ, а также порядок его выдачи и аннулирования разработан ФТС России.

Разрешение оформляется на основе классификатора вооружения, военной техники и военного имущества, разработанным Министерством обороны РФ.

Вооружение, военная техника и военное имущество при транзите через РФ подлежат пограничному и таможенному контролям.

Транзитный пролет через территорию РФ воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории РФ запрещается.

Транзит вооружения, военной техники и военного имущества через территорию РФ производится при наличии разрешения.

Транзит вооружения, военной техники и военного имущества, обладающих опасными свойствами, разрешается при представлении участником транзита страховых и других финансовых гарантий в целях возмещения ущерба, который может быть причинен жизни и здоровью человека, окружающей природной среде и государственной безопасности РФ. Указанные гарантии могут иметь форму страхового полиса, банковской гарантии либо иную форму, определенную законодательством РФ.

В целях идентификации вооружения, военной техники и военного имущества, заявленных для транзита через территорию РФ, компетентный орган при необходимости обращается в Министерство обороны РФ для получения заключения о соответствии вооружения, военной техники и военного имущества, заявленных участником транзита, фактически перемещаемым через территорию РФ.[16]

Разрешение на транзит вооружения, военной техники и военного имущества может быть аннулировано выдавшим его компетентным органом. Основанием для аннулирования разрешения является:

а) представление недостоверных сведений на всех подготовки и осуществления транзита;

б) нарушение законодательства о порядке транзита.

ФТС России по согласованию с Федеральной пограничной службой РФ, а также с Министерством транспорта РФ (Министерством путей сообщения РФ, Федеральной службой воздушного транспорта России) вправе устанавливать перечень пунктов пропуска через государственную границу РФ, через которые осуществляется транзит вооружения, военной техники и военного имущества.

Действие настоящего Положения не распространяется на организацию воинских межгосударственных перевозок вооружения, военной техники и военного имущества, осуществляемых согласно международным договорам РФ по воинским пропускам, выдаваемым в установленном порядке.

Особенности таможенного контроля за ввозом, вывозом и транзитом продукции военного назначения регламентированы Приказом ФТС России от 2007 г. № 79 «О таможенном оформлении и таможенном контроле продукции военного назначения».

Данный приказ во исполнение Указа Президента РФ от 2000 г. № 1953 «Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами» предусматривает следующее.

Проводить таможенный контроль и таможенное оформление ПВН, перемещаемой через таможенную границу РФ, при условии представления лицензии Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

Таможенным органам, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу РФ, разрешать доставку ПВН до таможенных органов, производящих таможенное оформление, при условии представления копии лицензии, по которой осуществляется перемещение продукции военного назначения и которая заверена таможенным органом, зарегистрировавшим оригинал согласно установленного порядка.

При перемещении продукции военного назначения через таможенную границу обязателен выборочный таможенный досмотр.

При декларировании ПВН в транспортной декларации указывать категорию продукции военного назначения в соответствии с лицензией.

Подготовка заключений о возможности перемещения ПВН через таможенную границу проводит по заявкам участников ВЭД Главное управление федеральных таможенных доходов и таможенного регулирования (ГУФТДиТР) или Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК).

Контроль фактического вывоза (ввоза) ПВН производит Главное управление организации таможенного контроля и Главное управление тарифного и нетарифного регулирования.

Обязательна организация электронного декларирования для перемещения ПВН, в том числе пересылка в ЦИТТУ ФТС России электронных копий первичных документов и обеспечение ведения базы данных лицензий.

Контроль соблюдения порядка проведения таможенного оформления и таможенного контроля ПВН, а также ведение электронной базы данных лицензий возложены на отделы Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

При выявлении фактов несоблюдения субъектами военно-технического сотрудничества законодательства РФ в таможенном деле, военно-техническом сотрудничестве, валютного и экспортного контроля незамедлительно  информируется УТОВЭК.

Указанные требования не распространяются на порядок таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения, перемещаемой через таможенную границу РФ в соответствии с таможенной процедурой транзита, по воинским пропускам, а также в рамках соответствующих межправительственных соглашений о производственной кооперации организаций государств - участников Содружества Независимых Государств.

 

Заключение

 

Глобальные геополитические изменения, произошедшие в мире за последнее десятилетие, коренным образом повлияли на военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами, объем и структуру российского экспорта продукции, работ и услуг военного назначения.

В сложившихся условиях необходимо принятие мер по совершенствованию военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

В политической сфере следует принимать во внимание ряд факторов, требующих осмотрительного подхода к развитию военно-технического сотрудничества как в международном плане, так и с точки зрения интересов безопасности России. В частности, следует учитывать неоднозначность военно-технического сотрудничества для стратегических интересов России, поскольку его конечная цель может обернуться потенциальной угрозой нашей собственной безопасности вследствие роста военной мощи стран-импортеров отечественного вооружения.

Главным позитивным фактором, влияющим на развитие военно-технического сотрудничества, является то, что военно-технические связи представляют собой существенный компонент двусторонних отношений и в значительной мере определяют климат взаимного доверия между странами. С одной стороны, развитие военно-технического сотрудничества способствует стабилизации положения в российской экономике и поддержанию производственного цикла оборонной промышленности, с другой - в определенной степени минимизирует объективно возникающие негативные моменты в двусторонних отношениях.

В финансово-экономической сфере необходимо соблюдение следующих принципов:

  • недопущение нанесения стране экономического ущерба и снижения расходов федерального бюджета на национальную оборону;

Информация о работе Военно-техническое сотрудничество: особенности и субъекты. Продукция военного назначения