Правовой режим водных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Вода -- незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию. Все свободные воды, которые могут перемещаться под влиянием солнечной энергии и сил гравитации, переходить из одного состояния в другое, образуют гидросферу -- одну из оболочек Земли. Гидросфера тесно связана с другими оболочками Земли -- атмосферой, литосферой и биосферой. Важнейшее свойство воды -- ее непрерывный круговорот, связывающий воедино все части гидросферы, образуя в целом замкнутую экосистему: океан -- атмосфера -- суша. Горизонтальный круговорот осуществляется путем испарения с поверхности океанов, морей, озер и атмосферных осадков, выпадающих и на водную поверхность и на сушу. Вода является хранителем и распределителем на нашей планете солнечной энергии, аккумулятором тепла.

Содержание

1. Правовой режим водных ресурсов
1.1 Водные ресурсы как объект правовой охраны
1.2 Право водопользования и его виды
1.3 Правовая охрана вод
2. Практическое задание
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Водные ресурсы как объект правовой охраны.doc

— 250.54 Кб (Скачать файл)

Особо охраняемым водным объектам придается статус государственных заповедников, национальных и природных парков, государственных памятников природы, государственных заказников. Законодательством РФ и субъектов Федерации предусматриваются и иные категории особо охраняемых водных объектов -- участки внутренних морских вод и территориального моря РФ, водно-болотных угодий, зон охраны истоков и устьев водных объектов, мест нереста особо ценных видов рыб. Некоторые из особо охраняемых национальных водных объектов объявляются имеющими международное значение (приграничные реки, озера) и определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации в целях интеграции природоохранной деятельности разных стран (мониторинга и изучения водных объектов), охраны местообитания мигрирующих рыб, других видов водных животных, водоплавающих и околоводных птиц, сохранения водных объектов, имеющих уникальное мировое значение. По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными парками, водно-болотными угодьями международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.

Основными принципами экономического регулирования использования и охраны водных объектов являются: платность водопользования; формирование платы за водопользование на уровне водосборного бассейна водного объекта; экономическая ответственность всех субъектов водных отношений за состояние водных объектов и рациональное использование водных ресурсов.

Субъектами экономической ответственности водных отношений являются предприятия, учреждения, организации и граждане, органы государственной власти, государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, государственный орган управления фондом недр, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды.

Как и всеми природными ресурсами, пользование водными объектами является платным, за исключением случаев, которые указаны в законе. Система платежей при пользовании водными объектами включает плату за право пользования водными объектами и платежи на восстановление и охрану водных объектов. Платежи при пользовании водными объектами осуществляют граждане и юридические лица РФ, иностранные граждане и юридические лица, имеющие лицензию на пользование водными объектами, независимо от форм собственности и хозяйственности.

Штрафные санкции установлены в водном законодательстве за сверхлимитное пользование водными объектами, невыполнение договорных условий и бассейновых соглашений. Они взимаются со всех водопользователей. Принципы определения ставок и их размеры устанавливаются правительствами республик в составе РФ, исполнительными органами государственной власти других субъектов РФ.

Штрафы в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» поступают в государственные внебюджетные экологические фонды и в республиканский бюджет РФ в долях, определяемых законодательством РФ.

Для того, чтобы сохранить нормальное функционирование вод или вновь восстановить их свойства, требуется регулярное проведение мероприятий по охране вод, обеспечению должного состояния вод и водохозяйственных сооружений.

В этих целях в соответствии с законодательством могут устанавливаться водоохранные зоны (полосы), т. е. территории, на которых устанавливается специальный режим в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, а также их заиления. В пределах водоохранной зоны по берегам выделяется полоса строгого ограничения хозяйственной деятельности. На этой территории запрещается применение удобрений и ядохимикатов, сброс загрязненных сточных вод от промышленных предприятий и животноводческих ферм, свалка мусора, строительство новых и расширение старых предприятий и стоянка автотранспорта.

Загрязнением считается антропогенное изменение физико-химического состава вод до уровня, который представляет опасность для здоровья людей и делает невозможным использование вод для государственных и общественных нужд.

Основным требованием охраны вод является недопущение загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химических, нефтяных и иных продуктов (особенно поверхности водосбросов, ледяного покрова водоемов и поверхности ледников), а также предотвращение загрязнения вод удобрениями и ядохимикатами.

Истощение водных ресурсов происходит в результате загрязнения и засорения водоемов, ухудшения условий обитания водных животных. Для уменьшения колебаний стока и т. п. устанавливаются водоохранные зоны лесов и прибрежные защитные полосы, в которых запрещается рубка главного пользования, разрешается рубка промежуточного пользования, а также проводятся лесомелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов в порядке, устанавливаемом законодательством.

Проводить эти мероприятия, а также обеспечить улучшение состояния вод и их режима должны предприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние вод, по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, местной администрацией, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами или по предписанию уполномоченных на то государственных органов.

Охрану водных объектов осуществляют специальные государственные органы водного хозяйства с инспекциями по бассейнам основных рек (водоемов).

Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение, засорение вод или их вредное воздействие.

Водопользователи в установленном порядке обязаны проводить мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод: наводнений, затоплений и подтоплений, разрушения берегов; заболачивания и засоления земель, эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других вредных влияний.

В целях охраны вод, обеспечения безопасности здоровья населения и благоприятных условий для санитарно-бытового водопользования устанавливаются гигиенические нормативы содержания вредных веществ в воде водоемов. ПДК вредного вещества в воде водоемов -- это максимальная концентрация, которая не оказывает прямого или опосредованного влияния на состояние здоровья населения и последующих поколений, выявляемого современными методами и исследованиями, при ее воздействии на организм человека в течение всей жизни и не ухудшает гигиенические условия водопользования населения. ПДК служит критерием эффективности различных мероприятий по охране водоемов от загрязнения, а также стимулом прогресса в области промышленной технологии.

В целях охраны водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, применяются рыбохозяйственные ПДК, т. е. достижение такой концентрации вредных веществ, при которой водоем остается практически чистым.

 

 

2. Практическое задание

 

В апреле 2004 г. гражданин Рябчихин обратился в суд с исковым заявлением в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга о признании действий АО «Водоканал Санкт-Петербурга» в части строительства и эксплуатации Северного полигона по захоронению и переработке осадков сточных вод Северной станции и о вынесении решения о прекращении строительства и эксплуатации этого объекта.

Кроме того, гражданин Рябчихин в своем исковом заявлении просил суд обязать ответчика предпринять меры по обеспечению безопасного хранения токсичных отходов на полигон. Полигон расположен в зеленой зоне города и, кроме того, на территории государственного охотничьего заказника. Захоронение сточных вод, производимое с грубым нарушением норм и стандартов, создают опасность проникновения их в подземные воды. Таким образом, действия АО «Водоканал Санкт Петербург» нарушают законные права граждан на экологически благоприятную среду проживания и наносят значительный ущерб природе.

Имел ли право гражданин Рябчихин обращаться в суд с данным иском?

Решите дело.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск -- один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 12 Закона « Об охране окружающей природной среды» граждане вправе требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Право граждан на предъявление исковых требований в суд предусмотрено также в ст. 91 этого Закона и касается прекращения экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. В Законе имеется общая норма, согласно которой споры об охране окружающей природной среды с участием граждан подлежат рассмотрению в судебном порядке (ст. 78).

Порядок судебного обжалования регулируется Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина (как в нашем случае);

б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой либо ответственности.

Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также -- по просьбе гражданина -- надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.

Суд может принять решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации.

В нашем случае, суд должен удовлетворить жалобу Рябчихина.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М. Юрист. 1996
  2. Бринчук М.М. Экологическое право. - М, Юрист, 2004
  3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М. НОРМА, 2002.
    1. Пригода В.А. Экологическое право. - М. ЭКСМО, 2005
    1. Яншин П.Л. Экологическое право: правовая защита охраны вод. - СПб, Питер, 2004

Информация о работе Правовой режим водных ресурсов