Правовой режим водных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Вода -- незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию. Все свободные воды, которые могут перемещаться под влиянием солнечной энергии и сил гравитации, переходить из одного состояния в другое, образуют гидросферу -- одну из оболочек Земли. Гидросфера тесно связана с другими оболочками Земли -- атмосферой, литосферой и биосферой. Важнейшее свойство воды -- ее непрерывный круговорот, связывающий воедино все части гидросферы, образуя в целом замкнутую экосистему: океан -- атмосфера -- суша. Горизонтальный круговорот осуществляется путем испарения с поверхности океанов, морей, озер и атмосферных осадков, выпадающих и на водную поверхность и на сушу. Вода является хранителем и распределителем на нашей планете солнечной энергии, аккумулятором тепла.

Содержание

1. Правовой режим водных ресурсов
1.1 Водные ресурсы как объект правовой охраны
1.2 Право водопользования и его виды
1.3 Правовая охрана вод
2. Практическое задание
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Водные ресурсы как объект правовой охраны.doc

— 250.54 Кб (Скачать файл)

Порядок пользования водными объектами для стоянки, взлета и посадки воздушных судов, а также для других нужд воздушного транспорта устанавливается законодательством РФ.

Использование водных объектов для нужд рыбного хозяйства предусмотрено действующим законодательством. Водопользователи используют рыбохозяйственные водоемы (морские и речные) и рыбопромысловые участки в соответствии с утвержденными в установленном порядке производственными планами, проводят на них необходимые для ведения рыбного хозяйства работы, в маетности, обеспечивающие охрану рыбных запасов и их воспроизводство, ведут добычу рыбы, других водоплавающих, водных растений; обязаны содержать в надлежащем состоянии участки предоставленной им береговой полосы в местах улова рыбы.

Водные объекты или их отдельные участки, имеющие важное значение для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб и других биоресурсов, предоставляются преимущественно для осуществления рыбохозяйственной деятельности. В этих случаях права других водопользователей, кроме питьевого водоснабжения, могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства.

Порядок и условия отнесения водных объектов к категории особо важных для воспроизводства ценных видов рыб устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации.

Пользование водными объектами для нужд охотничьего хозяйства на тех водных объектах, на которых предприятиям и организациям охотничьего хозяйства, а также гражданам органами по регулированию использования и охране вод могут быть предоставлены преимущественные права водопользования с учетом требований комплексного использования вод.

Водные объекты, являющиеся местами обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, имеющим лицензию на пользование объектами животного мира, органами исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченным государственным органом регулирования использования и охраны водного фонда.

Данный вид водопользования осуществляется по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, а также органами, осуществляющими охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами.

Водные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность, объявляются в установленном законодательством порядке заповедными и предоставляются в бессрочное пользование заповедникам в целях охраны природы и проведения научных исследований. Изъятие этих объектов и i пользования заповедников допускается только в случаях особой необходимости на основании постановления Правительства.

Пользование водными объектами может производиться для сброса сточных и дренажных вод (промышленных, коммунально-бытовых и др.). Это возможно только с разрешения органов по регулированию использования и охране водного фонда после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами. Сброс сточных вод допускается только в случаях, если он не приведет к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ свыше установленных норм и при условии очистки водопользователем сточных вод до пределов, установленных органами по регулированию использования и охране вод.

Данные органы в случае нарушения указанных требований могут ограничить, приостановить или запретить сброс сточных вод, вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, организаций и учреждений.

Запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; используемые для нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; отнесенные к особо охраняемым, а также в зонах и округах санитарной охраны водозаборов; в первой и второй зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; в местах туризма, спорта и массового отдыха населения; нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб; а также обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений.

При пользовании водным объектом для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также при строительных работах и эксплуатационных под его дном, не связанных с добычей полезных ископаемых, необходимо разрешение на пользование недрами.

Законодательством установлено также пользование водными объектами для противопожарных нужд и иных государственных или общественных надобностей. Забор воды для противопожарных нужд допускается из любых водных объектов без особого на то разрешения в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать не по прямому назначению воду из водных объектов, специально предназначенных для противопожарных нужд.

 

1.3 Правовая охрана вод

 

Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.

Юридические лица и граждане, деятельность которых влияет на состояние водных объектов, обязаны проводить установленные законодательством РФ технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения,

Сельскохозяйственные и промышленные предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны не допускать загрязнения и засорения водных объектов и территории водоохранных зон производственными, бытовыми отходами, выбросами, сточными водами, а также нефтяными, химическими продуктами, минеральными, органическими удобрениями и пестицидами, отходами горнодобывающей промышленности и обогатительных предприятий и другими отходами. Это в равной мере относится и к владельцам средств водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений на водных объектах.

Выполнение любых видов работ в акватории или водоохранной зоне водных объектов без наличия выданного в установленном порядке разрешения (лицензии) запрещается.

Новое экологическое законодательство устанавливает, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на окружающую среду.

Необходимо, чтобы определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние водного объекта, производилось в соответствии с земельным законодательством, Законом об охране окружающей среды, а также требованиями ВК РФ.

При проектировании, строительстве и эксплуатации вновь создаваемых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении технологических процессов, влияющих на состояние вод, необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения. Поэтому не допускаются проектирование и строительство прямоточных систем производственного водоснабжения.

На действующих предприятиях должна быть обеспечена нормативная очистка вод, сбрасываемых в водные объекты.

Законом категорически запрещается использование чистых природных вол для разбавления сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Водным Кодексом РФ строжайше запрещены ввод в эксплуатацию и эксплуатация следующих хозяйственных объектов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности:

хозяйственных и иных объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, средствами по учету забираемых и сбрасываемых вод, а также водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств;

оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений и искусственных водных объектов до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;

земель, орошаемых сточными водами, без сети наблюдения за режимом и составом подземных вод;

животноводческих ферм, комплексов, агропромышленных и других предприятий, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение водных объектов и водосборных площадей;

гидротехнических сооружений без устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных

вод без водорегулирующих устройств и установки зон санитарной зоны и создания предусмотренных проектами сетей наблюдения за режимом подземных вод.

Это в равной мере относится к самоходным и несамоходным суд сооружениям и устройствам для транспортирования и хранения неф т.д.

Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственны иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за со ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов воздействия на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из предела антропогенного влияния, которое не приведет к изменению экосистем водных объектов и предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить на водозаборную площадь.

Запрещается установление нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ в водные объекты, влекущих превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Эти нормативы устанавливаются с учетом целевого назначения водного объекта.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты разрабатываются и устанавливаются с учетом реальной экологической обстановки и экономической ситуации и вводятся поэтапно в соответствии с государственными программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов. Порядок их разработки и утверждения устанавливается Правительством РФ.

Решение о запрещении ввода объекта в эксплуатацию или приостановлении принимают органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов.

Водный Кодекс РФ определяет, что предельно допустимый уровень загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами (материалами) устанавливается в величинах, обеспечивающих охрану здоровья человека настоящего и будущих поколений, а также сохранение водных и околоводных экосистем. Использование поверхностных водных объектов для захоронения радиоактивных и особо опасных токсичных веществ запрещается.

Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами осуществляется системой специального мониторинга в рамках государственного мониторинга водных объектов уполномоченными государственными органами. В целях поддержания благоприятного водного режима водных объектов, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, уменьшения колебаний стока устанавливаются водоохранные зоны, в пределах которых могут проводиться лесомелиоративные противоэрозийные, гидротехнические и другие мероприятия. В пределах этих зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса и другая хозяйственная деятельность, за исключением той, которая разрешена законом.

Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных видов рыб, относятся к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.

Порядок, условия установления размеров и границ водоохранных зон устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих органов.

В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных надобностей населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации.

Законодательством предусмотрено создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах. Для их создания используются водные объекты, их бассейны (часть водных объектов или их бассейнов), где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят негативные или необратимые изменения, угрожающие здоровью людей, естественному состоянию водных объектов, их животному и растительному миру. Статус этих зон, а также порядок деятельности в них определяется законодательством РФ.

Помимо указанных выше зон, в законодательстве предусмотрен правовой режим особо охраняемых водных объектов -- природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих исполнительных органов государственной власти по представлению государственных органов регулирования использования и охраны водного фонда и государственных органов по охране окружающей среды.

Информация о работе Правовой режим водных ресурсов