Правовой режим водных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Вода -- незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию. Все свободные воды, которые могут перемещаться под влиянием солнечной энергии и сил гравитации, переходить из одного состояния в другое, образуют гидросферу -- одну из оболочек Земли. Гидросфера тесно связана с другими оболочками Земли -- атмосферой, литосферой и биосферой. Важнейшее свойство воды -- ее непрерывный круговорот, связывающий воедино все части гидросферы, образуя в целом замкнутую экосистему: океан -- атмосфера -- суша. Горизонтальный круговорот осуществляется путем испарения с поверхности океанов, морей, озер и атмосферных осадков, выпадающих и на водную поверхность и на сушу. Вода является хранителем и распределителем на нашей планете солнечной энергии, аккумулятором тепла.

Содержание

1. Правовой режим водных ресурсов
1.1 Водные ресурсы как объект правовой охраны
1.2 Право водопользования и его виды
1.3 Правовая охрана вод
2. Практическое задание
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Водные ресурсы как объект правовой охраны.doc

— 250.54 Кб (Скачать файл)

Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются Правительством РФ. Льготы по платежам -- федеральным законом. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами.

Плата за пользование водными объектами поступает в федеральный бюджет (40%) и бюджеты субъектов РФ (60%), на территории которых осуществляется использование водных объектов.

Экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов предусматривает:

установление налоговых и иных льгот, предоставляемых гражданам и юридическим лицам, выполняющим работы по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

предоставление льготных кредитов на выполнение работ по восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;

установление налоговых, кредитных и иных льгот, предоставляемых водопользователям.

Использование водных объектов для питьевых, бытовых и иных нужд населения имеет целью обеспечение населения водой питьевого качества, для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд, включая водоснабжение коммунальных предприятий, благоустройство городов и других населенных пунктов и т. п.

Для питьевого и бытового водоснабжения населения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные и подземные воды.

Пригодность подземных или поверхностных источников водоснабжения к использованию для питьевого и бытового водоснабжения подтверждается специальным документом -- сертификатом, выдаваемым органом санитарно-эпидемиологического надзора.

Выбор источника питьевого водоснабжения должен осуществляться с учетом его надежности и реальной возможности организации зоны санитарной охраны.

Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, как правило, не допускается.

Порядок пользования водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения регулируется специальным законодательством.

Для обеспечения населения питьевой водой при возникновении чрезвычайных экологических и иных экстремальных ситуаций создаются резервные источники водоснабжения на базе защищенных от загрязнения подземных вод. Для этих источников водным законодательством устанавливается специальный режим защиты, охраны и контроля за их состоянием.

С 1 января 1998 г. вступили в действие новые санитарные правила «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (СанПиН 2.1.4. 559--96), устанавливающие более жесткие, по сравнению с ГОСТом 2874--82 «Вода питьевая», требования к качеству питьевой воды, в том числе и по количеству контролируемых химических и бактериологических показателей. Впервые в практике контроля вводится показатель безопасности питьевой воды в отношении простейших, в частности, лямблий, обеспечить выполнение которого без стопроцентного коагулирования воды на водопроводных станциях невозможно.

Следовательно, сложившаяся ситуация в области питьевого водоснабжения населения требует принятия срочных мер, направленных на увеличение объемов и углубление очистки отводимых в водоемы -- источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, производственных и бытовых сточных вод, с одной стороны, и на совершенствование систем и методов обработки воды на водопроводных станциях, с другой.

Отсюда со всей очевидностью напрашивается вывод о необходимости, вместо закупки оборудования и реагентов для очистки воды за рубежом, всемерного расширения отечественного производства реагентов и оборудования для очистки как питьевых, так и сточных вод, на основе новых технологических решений.

Все граждане имеют право беспрепятственно пользоваться водой для питья, хозяйственно-бытовых и других нужд из естественных и искусственных водоемов с соблюдением установленных санитарных требований. Граждане, которым предоставлены в пользование земельные участки, после соответствующего на то разрешения имеют право для указанных выше надобностей рыть колодцы, бурить скважины для воды и т. п.

Очень плохо обстоит дело с питьевой водой в РФ. Всемирная организация здравоохранения рекомендует проводить контроль питьевой воды по 100 показателям, нарушение которых хоть в малой степени сказывается на здоровье населения. В российском же ГОСТе «Вода питьевая» предусмотрено лишь 28 показателей. Однако из информации, поступающей от органов по санитарно-эпидемиологическому надзору, видно, что установленный у нас ГОСТ почти повсеместно нарушается. Кроме того, большое число коммунальных и ведомственных водопроводов подает воду населению без всякого обеззараживания, так как у них нет комплекса очистных сооружений, нужных материалов и реагентов.

Принимая во внимание, что почти треть населения пользуется водой из колодцев и открытых водоемов, где качество воды значительно хуже, можно сделать вывод, что половина населения в нашей стране употребляет воду очень плохого качества. Необходимо широко использовать индивидуальные средства для очистки питьевой воды, которой для приготовления пищи необходимо примерно 3--4 литра из 180 литров, ежедневно потребляемых на каждого человека для хозяйственных надобностей. Поэтому каждая семья должна иметь бытовые установки для очистки питьевой воды, сделанные как у нас, так и за рубежом, такие, как «Родник», «Биофильтр», «Золушка» и др.

В каждом населенном пункте решением органа местного самоуправления (с утверждением соответствующего государственного органа исполнительной власти) устанавливаются округа и зоны санитарной охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения. Границы каждой зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны быть отмечены в натуре столбами с надписями. В целях санитарной охраны курортов земли, примыкающие к ним, объявляются округами санитарной охраны. Водные объекты, отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего для лечебных и курортных целей. В исключительных случаях органы по регулированию использования и охране вод могут разрешать использование водных объектов, отнесенных к категории лечебных, для других целей по согласованию с соответствующими органами здравоохранения и управления курортами. Сброс сточных вод в водные объекты, отнесенные к категории лечебных, запрещается.

Использование подземных и поверхностных вод, в том числе и минеральных, имеет целью поддержание и восстановление здоровья населения. Пользование водными объектами для отдыха и спорта допускается без особого на то разрешения, водные объекты используются для массового ха и спорта в местах, установленных органами местного самоуправления по согласованию с органами, осуществляющими государственный тарный надзор, охрану рыбных запасов, обществом спасения на волах, а на судоходных и лесосплавных путях -- по согласованию с органами, регулирующими судоходство и лесосплав.

Пользование водными объектами для любительского и спортивного рыболовства разрешается с соблюдением правил рыболовства, за исключением заповедников, рыбопитомников, культурных рыбоводных хозяйств, а также других мест, где рыболовство запрещено. Спортивный и любитель - рыболов рыбы для личного потребления (без права продажи рыбы) разрезается всем трудящимся бесплатно, во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства. Для указанных целей могут выделяться водоемы или отдельные участки.

Пользование водными объектами для плавания на маломерных судах гребных и моторных лодках, катерах, парусных яхтах разрешается с соблюдением правил пользования маломерными судами, устанавливаемых органами исполнительной власти республик, краев, областей РФ.

Использование водных объектов для нужд сельского и лесного хозяйства осуществляется в порядке как общего, так и специального водопользования.

Сельскохозяйственные водопользователи обязаны соблюдать установленные планы, правила, нормы и режим водопользования, принимать меры к сокращению потерь на фильтрацию и испарение в мелиоративных системах, к предупреждению нерациональных сбросов воды из них, к недопущению попадания рыбы в мелиоративные системы из рыбохозяйственных водоемов, а также создавать наиболее благоприятный режим почвенной влаги.

Орошение сельскохозяйственных земель сточными водами разрешается по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод и с органами, осуществляющими государственный санитарный и ветеринарный надзор. Водоснабжение, обеспечивающее нужды сельского и лесного хозяйств, имеет своей задачей обеспечение водой сельскохозяйственных и лесных предприятий, а также граждан, занимающихся сельским и лесным хозяйством, для орошения посевов и лесных насаждений, обводнения пастбищ, водопоев скота, разведения водоплавающей птицы, водоплавающих животных в соответствии с утвержденными планами водопользования.

Сельскохозяйственное водопользование тесно связано с взаимоотношениями акционерных обществ и других сельскохозяйственных предприятий и объединений с управлениями государственных эксплуатационных водохозяйственных предприятий, а также районными производственными объединениями «Полив», которые строятся на основе ежегодно составляемого плана внутрихозяйственного водопользования.

Водопользователи, пользующиеся водными объектами для промышленных целей и энергетики, обязаны соблюдать установленные планы, технологические нормы и правила водопользования, а также принимать меры к сокращению расхода воды и к прекращению сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применение безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, оборотного водоснабжения и других технических приемов).

В случае стихийного бедствия, аварии и при других исключительных обстоятельствах, а также при перерасходе предприятием установленного лимита потребления воды из водопроводов местная администрация вправе ограничивать, сокращать или запрещать потребление для промышленных целей питьевой воды из коммунальных и временно ограничивать из ведомственных хозяйственно-питьевых водопроводов в интересах первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Для производственных нужд могут использоваться подземные воды, не отнесенные к категории питьевых или лечебных вод.

Организации, эксплуатирующие гидроэнергетические и гидротехнические сооружения на водохранилищах и других водоемах, обязаны обеспечить режим наполнения водохранилищ, соблюдая приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также учитывая нужды рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов.

Если изменениями естественного уровня водных объектов, возникни ни в результате наполнения водохранилищ, нанесен ущерб гражданам и юридическим лицам, виновные должны возместить его в соответствии с законодательством РФ. Порядок эксплуатации водохранилищ устанавливается Правительством РФ.

Контроль за соблюдением правил эксплуатации водохранилищ осуществляет специально уполномоченный государственный орган регулирования использования и охраны водного фонда в порядке, установленном Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также при превышении установленного в лицензии лимита водопотребления вправе ограничивать, приостанавливать или запрещать использование водных объект ов для нужд промышленности и энергетики по представлению специально уполномоченного государственного органа регулирования использования и охраны водного фонда в соответствии с требованиями ВК РФ.

Пользование водными объектами для нужд водного транспорта и лесосплава осуществляется на реках, озерах, водохранилищах, каналах, внутренних морях и других внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальных водах (территориальном море Российской Федерации), которые являются путями общего пользования, за исключением случаев, когда их использование в этих целях полностью или частично запрещено, либо они предоставлены в особое пользование.

Все воды с точки зрения возможности их использования для нужд транспорта подразделяются на внутренние водные пути (воды, расположенные на территории государства) и морские воды (внутреннее море, если оно находится на территории данного государства, а также открытое море, если оно находится в общем пользовании всех государств).

Естественные и искусственные водоемы (водный транспорт) используются для перемещения грузов и людей (судоходство), леса в плотах и молем (лесосплав). Запрещается молевый сплав леса, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги на судоходных путях, а также водных объектах, перечень которых утверждается субъектами РФ с учетом особого значения этих объектов для рыбного хозяйства, водоснабжения или других народнохозяйственных целей. На остальных водных объектах указанные виды лесосплава допускаются на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования и охране вод после согласования с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов.

Использование внутренних водных путей для судоходства и лесосплава производится с соблюдением соответствующего законодательства, а также требований и правил, определяемых органами речного транспорта, и под контролем органов водного хозяйства.

Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить очистку сплавных путей от затонувшей древесины. Органы судоходства и сплава леса должны проводить мероприятия по предупреждению загрязнения и засорения используемых вод нефтепродуктами, вредными сбросами, древесной корой, проводить дноуглубительные работы, очистку русла судоходных путей, затонов, рейдов и причалов общего пользования.

Информация о работе Правовой режим водных ресурсов