Франчайзинговая модель бизнеса компании ООО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Франчайзинг дает франчайзеру возможность развивать свою сеть и продвигать свою торговую марку при ограниченных собственных средствах. За счет данного вида деятельности франчайзер «приближается к потребителю». Ко всему прочему, у участников сети повышается чувство ответственности: если бы франчайзер выбрал традиционный путь развития с опорой на собственные ресурсы, то в его отделениях работали бы наемные сотрудники, чья заинтересованность в успехе предприятия имеет определенный предел. При развитии путем франчайзинга франчайзи, который является независимым предпринимателем, принадлежит весь доход от его предприятия, за исключением роялти, а успех его деятельности напрямую зависит от собственных усилий.

Содержание

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.2. ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 14
1.3. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА 21
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 28
2.1. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ФРАНЧАЙЗИНГА. ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ЕГО РАЗВИТИЕ 28
2.2. МИРОВОЙ ОПЫТ ФРАНЧАЙЗИНГА 39
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА 48
ГЛАВА III. Франчайзинговая модель бизнеса компании ООО «» 53
3.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 53
3.2. УСЛОВИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В КОМПАНИИ 57
3.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА 59
Заключение 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 67.77 Кб (Скачать файл)

Решением законодательного вопроса, возможно, станет принятие закона «О франчайзинге», а также закона «О внесении изменений и дополнений в 54 главу ГК РФ», разработанных и  представленных Российской ассоциацией  франчайзинга в МАП РФ и в московское правительство. Однако отметим, что  многие страны вообще обходятся без  законодательства в сфере франчайзинга либо ограничиваются следованием этическим  кодексам в области франчайзинга, разработанным национальными и  мировыми общественными франчайзинговыми организациями.

Недостаточный уровень поддержки  субъектов франчайзинга со стороны  финансовых организаций является еще  одним фактором, затрудняющим развитие франчайзинга в России. Так, на сегодняшний  день ни одним коммерческим банком не предложено комплексной системы  обслуживания субъектов франчайзинга. По свидетельству руководителей  крупнейших российских франчайзинговых  сетей, основной проблемой развития их компании по механизму коммерческой концессии является невозможность  получения в банке кредитных  ресурсов, а также незаинтересованность самих коммерческих банков в разработке и применении схем кредитования субъектов  франчайзинга.

Необходимо отметить, что  российские коммерческие банки до сих  пор не только не разработали вышеуказанные  оригинальные схемы кредитования франчайзеров и франчайзи, но и оставили без  внимания остальной спектр услуг, предоставляемых  коммерческими банками субъектам  франчайзинга за рубежом: консалтинг информационного  характера, заключающийся в предоставлении потенциальным и действующим  франчайзи детальной информации о рынке коммерческой концессии; проведение комплексного анализа финансовых и юридических аспектов проектов франчайзеров и франчайзи по экспансии  их компаний (как трансграничной, так  и внутристрановой); консалтинг и  координацию деятельности франчайзи  в области разработки и предоставления бизнес-плана компании как для  банка, так и для компании-франчайзера; оказание посреднических услуг в  области установления контактов  между франчайзером и потенциальными франчайзи; консалтинг юридического характера в области законодательства в сфере коммерческой концессии, параметров франчайзингового договора, договора франчайзи с поставщиками оборотных средств и иных оформляемых документально правоотношений; проведение тренинговых и образовательных программ в области коммерческой концессии; постановку, контроль и оптимизацию системы регулярного менеджмента во франчайзинговых компаниях.

Еще одним значительным фактором, затрудняющим развитие франчайзинга, является наличие информационного  вакуума в области таких аспектов коммерческой концессии, как стратегическое развитие компаний с использованием механизма франчайзинга, юридические  и микроэкономические тонкости перехода всей компании или отдельных направлений  бизнеса на «франчайзинговые рельсы», минимизация влияния законодательных  «погрешностей», касающихся льготного  предпринимательства. Решить данную проблему, по нашему мнению, способны общественные организации, действующие в области  франчайзинга и поддерживающие отношения  с отечественными и зарубежными  макроэкономическими субъектами, регулирующими  рынок коммерческой концессии.

Другой составляющей проблемы информационного вакуума в нашей  стране является закрытость данных о  компаниях - франчайзерах и франчайзи. Это связано с российской спецификой ведения бизнеса, отличающейся непрозрачностью  и замкнутостью. Франчайзингу как  раз необходима открытость отношений  франчайзи и франчайзера, партнерский  способ построения отношений, основанный на доверии. Именно поэтому основное значение в законодательной базе по франчайзингу таких стран, как  США, Франция, Австралия, Бельгия, Бразилия, Индонезия, Испания, Канада и др., уделено  необходимости предоставления в  предконтрактный период субъектами франчайзинга всеобъемлющей информации о своем бизнесе. За нарушение  данного положения предусмотрены  жесткие санкции, вплоть до уголовной  ответственности.

Решением данной проблемы может служить внесение в проекты  законов РФ в области франчайзинга, разработанных Российской ассоциацией  франчайзинга (закон РФ «О франчайзинге», закон «О внесении изменений и  дополнений в главу 54 ГК РФ»), положений  о необходимости предоставления контрагентами договора франчайзинга информации о своем бизнесе в  предконтрактном периоде. В противном  случае наша страна вынуждена будет  столкнуться с рядом проблем  франчайзинга, возникших в промышленно-развитых странах, в том числе [15; с.43]:

  • с наличием значительного числа действующих франчайзеров, не имеющих отработанных успешных технологий;
  • с существованием компаний-франчайзеров, осуществляющих исключительно сбор роялти, не предоставляя ничего взамен;
  • с наличием фирм-франчайзи, ищущих способ выхода из сложной финансовой ситуации путем заключения договора франчайзинга.

Следующим важным фактором, ограничивающим развитие коммерческой концессии в России, является нежелание  российских франчайзи выплачивать  роялти в силу нематериальности получаемых услуг. Так, по свидетельству президента Российской ассоциации франчайзинга А. Майлера, российский предприниматель  готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений, а во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная - нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении длительного времени  пользоваться. Кроме того, как показал  анализ практики работы отечественных  франчайзинговых структур, большинство  российских франчайзеров не желают предоставлять  франчайзи собственные бизнес-технологии в полном объеме, что ведет к  нарушению устойчивости бизнеса  франчайзи и ухудшению показателей  его работы.

Четко определенного решения  двух указанных выше проблем в  настоящее время, на наш взгляд, не существует, поскольку их возникновение  обязано российскому предпринимательскому менталитету, выработанному в период первоначального накопления капитала. Полагаем, что разрешение данных вопросов будет происходить самостоятельно в результате применения общепризнанных этических стандартов ведения бизнеса  и работы с западными контрагентами.

2.2. Мировой опыт франчайзинга

Рассмотрим мировой опыт развития и применения франчайзинга.

 «Товары индивидуального спроса» - наиболее крупный подсектор в итальянском франчайзинге, объединяющий в себе 117 франчайзоров ( 23.3%) и 4596 фирмы - франчайзи ( 17.5%), занятых в области торговли мужской и женской одеждой, парфюмерией и средствами личной гигиены, товарами для детей, спортивными товарами, обувью, ювелирными украшениями, часами и т.д. Годовой оборот составил 1.4 млрд. долларов ( 11.6%). Этот сектор претерпел небольшой спад, что явилось общей тенденцией для этой области потребления.

«Товары для быта» - 32 франчайзора  и 1067 фирм-франчайзи. Годовой оборот за 1998 году в этом секторе составил 509 млн. долларов ( 4.2%).

«Другая специализированная торговля» - 77 франчайзоров (на 11.6% больше, чем в 1997 г.) и 3792 фирмы-франчайзи (в 1998 г. абсолютный прирост фирм-франчайзи  составил 464 новые фирмы). Оборот составил 1.5 млрд.долларов. Этот сектор включает в себя предприятия, торгующие игрушками, подарками, домашними и садовыми растениями, садовыми принадлежностями, спортивным, охотничьим и рыболовным инвентарем, компьютерами и аксессуарами, аудио и видео - аппаратурой и т.д.

«Услуги» - один из наиболее перспективных секторов франчайзинга - 198 франчайзоров в 1998 г. (на 15 больше по сравнению с предыдущим годом  и составляет 39.4% от общего числа  франчайзоров) и 10918 фирм-франчайзи (на 3011 фрачайзи больше, чем в 1997 г., и  составил 41.6% от общего числа). Общий  оборот вырос по сравнению с 1997 г. на 834 млн.долларов и составил 2.4 млн.долларов. Представляет собой очень широкий  и диверсифицированный сектор франчайзинга: начиная от парикмахерских, автосервисов и фотостудий и заканчивая рекламными и консалтинговыми фирмами.

«Отели и рестораны» - насчитывает 22 франчайзора и 562 фирмы - франчайзи. Хотя в 1998 г. здесь наметился  небольшой спад в числе франчайзоров (-2), зато имел место быть неплохой рост в количестве франчайзи (+122). В этом подсекторе преобладают рестораны  быстрого питания (особенно преуспел McDonald's). Оборот за 1998 г. составил 415 млн.долларов (на 208 млн.долларов больше, чем в 1997 г.).

«Строительство и обслуживание» - подсектор с обнаружившейся тенденцией спада активности. Число франчайзоров в 1998 г. снизилось с 8 (в 1997 г.) до 7, а  число фирм - франчайзи уменьшилось  с 201 до 81. Это привело к потере занятости 360 человек. Та же тенденция  с годовым оборотом - в 1998 г. оборот в подсекторе составил 10 млн. вместо 19 млн. Этот подсектор объединяет фирмы, занимающиеся производством и монтажом панельных домов, каминов, двориков, бассейнов, обслуживанием и реконструкцией домов.

«Производство» - сохранил прежние  позиции на уровне 2 франчайзоров и 130 фирм - франчайзи. Объединяет производителей неспецифицированной промышленной продукции. В 1998 г. в этом подсекторе годовой оборот составил 7.2 миллионов  долларов.

2.3. Перспективы развития  франчайзинга

Являясь удобным и эффективный  способом управления бизнесом и умножения  доходов, франчайзинг не собирается уступать своих позиций на рынке  систем ведения бизнеса. Во-первых, долгий период развития многих франчайзинговых  систем в Европе и Америке привел к увеличению числа франчайзи, «достигших уровня комфорта» (т. е. осуществивших  свои мечты об «образе жизни»), а  также к росту количества франчайзи, владеющих несколькими торговыми  точками. Во-вторых, экономический спад начала 1990-х гг. способствовал распространению  ассоциаций франчайзи. В то же время он выявил более давнюю и глубоко укоренившуюся проблему, а именно трудности, испытываемые многими франчайзерами при отборе франчайзи достаточно высокого уровня и обладающих при этом средствами, необходимыми для вложения в бизнес.

По мере развития франчайзинговой  системы внутри сети становится все  больше комплексных франчайзинговых  подразделений, о чем свидетельствуют  данные по США. Такое уже произошло  в сфере быстрого питания в  Великобритании, и кажется неизбежным, что добившиеся успеха франчайзи  в других секторах экономики также  будут стремиться к расширению, приобретая дополнительные торговые точки у  того же франчайзера. Однако стремительный  рост сети под руководством одного франчайзи может быть небезопасен  для франчайзора. Франчайзи, руководящие  мини-сетью внутри франчайзинговой сети, ставят вопрос о полномочиях, что может неблагоприятно сказаться на всей франчайзинговой организации. Более того, подвергается сомнению эффективность их работы. В результате многие франчайзеры налагают строгие ограничения на количество торговых точек, которыми может владеть один франчайзи. С другой стороны, есть небольшое количество франчайзеров, которые рассматривают такие комплексные франчайзинговые подразделения как ценное средство обеспечения роста изнутри при условии, что данный франчайзи работает на достаточно высоком уровне и обладает управленческими способностями.

По какому пути будет развиваться  франчайзинг, зависит от ряда факторов. Существует ряд противоречивых тенденций, которые, вероятно, повлияют на перспективы  будущего развития франчайзинговой  индустрии. Некоторые из этих тенденций  являются внешними по отношению к  франчайзингу, другие действуют изнутри, будучи присущими функционированию и организации франчайзинговой  системы как таковой. 
Первый благоприятный внешний фактор - готовность все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.

Оживление в экономике (или  отсутствие такового), а также продолжение  роста сферы обслуживания, на которой  в основном и сосредоточен франчайзинг, несомненно, подтолкнут развитие франчайзинговой  системы. Увеличение сферы обслуживания является долгосрочной тенденцией. С  другой стороны, возрастание конкуренции  во многих из этих секторов, возможно, заставит многих высококвалифицированных  профессионалов, которые ранее организовали бы свой бизнес, задуматься теперь о  покупке франшизы как об альтернативной возможности, которая позволит им воспользоваться преимуществами работы под прикрытием большой организации, будучи при этом руководителями собственного бизнеса.

Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует отметить, что в  нашей стране в ближайшее время  следует ожидать увеличения интереса к рассматриваемой форме открытия и развития бизнеса.

Интерес со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей, по нашему мнению, будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями  формирования накоплений с последующим  их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству  ряда ученых-социологов наблюдается  стремление активной части населения  к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане  в ближайшие несколько лет  способно заметно увеличить численность  среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части  преобладания в его (ВВП) создании малых  и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.

Оценивая перспективы  использования франчайзинга в РФ юридическими лицами, следует отметить, что уже в конце 2005-начале 2006 гг. их заинтересованность в применении данного механизма заметно увеличилась. Ведущее место закрепилось за компаниями, занимающимися розничной  продажей продуктов питания. Разработкой  экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время  заняты или намерены заняться такие  компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт», «Юнисам»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский  банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».

Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми  подразделениями нефтяных компаний. Так, компания «ЮКОС» намерена изменить и усовершенствовать российское сбытовое направление своей деятельности путем строительства современных  дорожных автозаправочных комплексов, объединяющих в себе АЗС, кафе, магазин  и действующих на условиях франчайзинга. На сегодняшний день существенным шагом  НК «ЮКОС» в данном направлении стало  приобретение части пакета акций  торговой сети «Копейка», которая займется обустройством магазинов в рамках автозаправочных комплексов.

Информация о работе Франчайзинговая модель бизнеса компании ООО