Формирование доходов местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить процесс формирования доходов местных бюджетов и предложить пути совершенствования доходной части бюджетной системы.
Задачи исследования:
1 Изучить сущность и функции местных бюджетов;
2 Изучить источники формирования местных бюджетов;
3 Определить проблемы формирования местных бюджетов;
4 Провести анализ бюджетного процесса городского округа Саранска;
5 Проанализировать доходную часть бюджета городского округа Саранска за три текущих года;
6 Предложить пути совершенствования доходной части местных бюджетов;
7 Изучить современные направления совершенствования местных налогов, как основного источника доходов

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы процесса формирования местных бюджетов 6
1.1 Сущность и функции местных бюджетов 6
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов 7
1.3 Проблемы формирования доходов местных бюджетов 12
2 Анализ процесса формирования местного бюджета (на примере город-ского округа Саранска) 15
2.1 Анализ бюджетного процесса в городском округе Саранске 15
2.2 Анализ доходов городского округа Саранска 18
3 Основные направления совершенствования процесса формирования доходов 23
3.1 Пути совершенствования доходной части бюджета 23
3.2 Современные направления совершенствования местных налогов, как основного источника доходов 25
Заключение 27
Список используемых источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Исполнение бюджета  городского округа Саранск по доходам  предусматривает: зачисление на единый счет бюджета города налогов, сборов и иных поступлений в бюджет городского округа Саранск, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Республики Мордовия, решением о бюджете городского округа Саранск и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, со счета Федерального казначейства; возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджет городского округа Саранск.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета городского округа Саранск, сверх утвержденных решением о бюджете городского округа Саранск общего объема доходов, могут направляться Финансовым управлением Администрации городского округа Саранск без внесения изменений в решение о бюджете городского округа Саранск на текущий финансовый год и плановый период на замещение муниципальных заимствований, погашение муниципального долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств городского округа Саранск в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном пунктом 61 настоящего Положения.

Субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета городского округа Саранск сверх утвержденных решением о бюджете городского округа Саранск доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

При установлении соответствующим  главным распорядителем средств  бюджета, из которого были предоставлены  межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены.

Отчет об исполнении бюджета  содержит данные об исполнении бюджета  по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Для подготовки годового отчета об исполнении бюджета городского округа Саранск Администрация городского округа Саранск осуществляет следующие действия:

- все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам и представляют их распорядителям бюджетных средств;

- главные администраторы  источников финансирования дефицита  бюджета, доходов бюджета готовят отчеты о начисленных и поступивших суммах доходов и источников финансирования дефицита бюджета;

- на основании полученных  отчетов Финансовое управление  Администрации городского округа Саранск подготавливает бюджетную отчетность об исполнении бюджета городского округа Саранск за прошедший год и представляет его в Министерство финансов Республики Мордовия и Главе Администрации городского округа Саранск.

Ответственность за бюджетные  правонарушения в городском округе Саранск наступает по основаниям и в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством [4,9].

 

2.2 Анализ доходов  городского округа Саранска

 

Тенденции развития экономики  городского округа Саранска за последние  годы свидетельствуют о наличии  стабилизирующих факторов. Наметилось снижение темпов роста потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению, уровня инфляции – показателя, характеризующего стабильность действующей экономической системы.

В целом за 10 месяцев 2010 года в доходную часть местного бюджета городского округа Саранска поступило 1692793,5 тыс. рублей, что составляет 103,6% к 2009 году и 112,6% к 2008 году, а также уже на данный момент превышает плановое значение и соответствует 103,8% (рисунок 1.1).

 

2008

год

2009

год

% выполнения 2008 к 2009

(во сколько раз больше)

2010 год

% выполнения

Выполненное на 1.10.10

Плановое

к 2009 году

к плану 2010

года

 

Налоговые доходы

 

 

1139615,5

1252763,5

 

 

109,9

1240099,0

1194924,0

99,0

103,8

1.Налог на доходы физических  лиц

 

793773,1

893071,2

 

112,5.

794037,0

774032,0

88,9

102,6

2.Единый налог на вмененный  доход

 

150723,5

154597,6

 

102,6

177814,0

171667,0

115,0

103,6

3.Единый сельхозналог

 

699,3

764,2

 

109,3

273,3

621,6

35,8

44,0

4.Доходы от выдачи патентов

 

368,9

382,2

 

103,6

649,3

427,0

в 1,7 р.

152,1

5.Налог на имущество физических лиц

 

 

9965,2

10753,5

 

 

107,9

12050,9

11755,8

112,1

102,5

6.Земельный налог

160541,9

166719,5

103,8

173556,0

169467,0

104,1

102,4

7.Государственная пошлина

 

21001,5

25083,1

 

119,4

73888,5

66954,6

в 2,9 р.

110,4

8. Задолженность по отмененным налогам

 

 

1178,2

1392,2

 

 

118,2

7830,5

 

в 5,9р.

 

Налог с продаж

100,2

117,9

117,6

121,6

 

103,1

 

Сборы на содерж. милиции и благоуст. территории

 

 

 

9,4

11,2

 

 

 

119,1

250,9

 

в 22,4 р.

 

Налог на рекламу

35,9

47,8

в 1,3 р.

34,9

     

Прочие местн.налоги

 

230,7

242,7

 

105,2

2119,1

 

в 8,7 р.

 

Земельный налог

 

987,7

1068,2

 

108,2

5304,0

 

в 6,0 р.

 

Неналоговые доходы-всего

 

363990,3

380675,6

 

104,6

452694,0

430869,0

118,9

105,1

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

 

 

 

 

5989,6

6737,9

 

 

 

 

112,5

6787,0

5920,2

100,7

114,6

Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества

 

 

 

76589,8

77521,5

 

 

 

101,2

78170,9

79865,9

100,8

97,9

Доходы от сдачи в аренду земли

 

88077,2

91011,2

 

103,3

70218,8

78334,4

77,2

89,6

Доходы от продажи земли

 

31896,8

33024,1

 

103,5

26204,6

20000,0

79,3

131

Штрафные санкции

 

40001,7

42812,7

 

107,0

44330,3

48901,7

103,5

90,7

Прочие неналоговые доходы

 

 

121435,2

129568,2

 

 

106,7

164993,0

141752,0

127,3

116,4

Поступления от продажи имущества

 

 

 

 

 

61990,0

56094,3

 

110,5

Безвозмездные поступления

 

 

 

       

 

ИТОГО

 

1503605,8

1633439,1

 

108,6

1692793,5

1625792,8

 

103,6

 

104,1


 

 

 

По статистическим данным (таблица 1), начиная с апреля 2009 года наблюдается динамика роста доходов населения. Денежные доходы на душу населения за январь-октябрь 2009 года возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 10,4 процента, что положительно повлияло на выполнение прогноза  налога  на доходы физических лиц. Которые возросли на 112,5% в 2009 по сравнению с 2008 годом, однако на 1.10.2010 они составили 794,037, что соответствует 88,9% к 2009 году и 102,6% к плану 2010года. Положительная тенденция позволяет сделать вывод, что к концу текущего года данный показатель превысит значение 2009 года.

Предпринимаемые меры по поддержке малого и среднего бизнеса, способствовали росту заработной платы и доходов в этой сфере, о чем свидетельствует прирост в структуре поступлений налога на доходы физических лиц доли налога, перечисляемого индивидуальными предпринимателями.

Всего в бюджетную  систему городского округа Саранска за период с начала года поступило 12400,99 тыс. рублей налогов, темп роста к 2008 году составил 108,8%, к 2009 – 99%.

Ряд налогов поступает в бюджетную систему в большем объеме, чем в соответствующем периоде прошлого года. Поступление единого налога на вменненный доход составило 171,667 тыс. рублей, что составляет 117,9% и 115,0% к 2008 и 2009 годам соответственно, налог на имущество физических лиц сверх уровня прошлого года поступил в сумме 12,0509 тыс. рублей, что соответствует 112,1% и в 1,2 раза превышает данный показатель в 2008 году.

Сохраняется положительная динамика поступлений земельного налога. За истекший период в бюджетную систему поступило 5,304 тыс. рублей, темп роста к прошлому году возрос в 4,9 раз и в 5,4 по сравнению с 2008 годом. Этому способствовало увеличение с 2008 года кадастровой стоимости земель, находящихся в черте поселений.

Не налоговые доходы на 1.10.10 составили 452,694 тыс. рублей, что составляет 124,4%, 118,9% и 105,1% к 2008 году, 2009 году и 2010 году (плановому) соответственно. Это говорит о том, что наблюдается положительная тенденция развития городского округа. Основную часть не налоговых доходов формируют доходы от сдачи в аренду земли и доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, в текущем году они соответственно составили 78,3344 79,8659 тыс. рублей. Анализируя данные показатели предыдущих лет, мы выяснили, что доходы от сдачи в аренду муниципального имущества возросли на 104,3% по сравнению с 2008 годом и на 101% по сравнению 2009 годом. Однако, доходы от сдачи земли в аренду снизились на 32% в сравнении с 2009 годом; плановый показатель пока также не достигнут, отклонение от плана составляет 11%. Доход от сдачи земли в аренду в 2008 году, принес в бюджет на 25% больше, чем в текущем.

Таким образом, доходная часть местного бюджета продолжает увеличиваться, несмотря на то, что в некоторых сферах доходы все же ниже предыдущих лет. Основную долю доходов приносят налоговые и различные дотационные поступления.

 

3 Основные направления совершенствования процесса формирования доходов

3.1 Пути совершенствования доходной части бюджета

 

Анализ выявленных проблем в финансовой системе  создает необходимость в совершенствовании бюджетной политики Саранского городского округа, так как местные бюджеты с каждым годом становятся все более финансово-зависимыми.

Самостоятельность каждого  бюджета может быть обеспечена только при условии, что свидетельствующий  орган власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, и несет полную ответственность в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.

Федеральное правительство, обладая гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, может и обязано по средствам оказания финансовой поддержки за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранят имеющуюся диспропорцию в бюджетной системе.

В отношении к бизнесу  местная власть не должна занимать подчиненное положение, не должна быть безразлична к политическому, социальному и деловому климату на территории. Муниципальный и частный сектор при наличии местного самоуправления не антагонисты, они взаимосвязаны и нуждаются друг в друге. Частный сектор становится элементарным субъектом муниципального хозяйства, который приносит доходы от специальных налоговых режимов. Основным направлением взаимоотношений местной власти и бизнеса являются комплексное территориальное планирование, размещение муниципальных заказов, операции с земельными участками и имуществом, участие в капитале, налоговые льготы, бюджетные гарантии, предоставление коммунальных услуг, лицензирование, инвестиционные соглашения. Перспективно государственно-частное партнерство, особенно в строительстве школ, больниц, платных автодорог, коммунальных объектов. При этом оно охватывает сферу деятельности как крупного, так и малого бизнеса, как индивидуального, так и кооперативного.

Более того, есть обоснованные мнения о том, что на местном уровне целесообразно сосредоточить не только доходы, получаемые от малого бизнеса в виде специальных налоговых режимов (так наз. «вмененка» и «упрощенка»), но и налоговые платежи малых предприятий, действующих в обычном режиме налогообложения.

В условиях, когда основные налоговые доходы поступают в  первую очередь в вышестоящие бюджеты, неналоговые доходы становятся важнейшим закрепленным источником для местных бюджетов.

Традиционно основными видами неналоговых доходов на уровне городов  и районов являются доходы от сдачи  имущества и земли в аренду. Чтобы обеспечить рост доходов по этим статьям, необходимо обладать полной информацией об имеющемся в муниципальной собственности имуществе, о его составе, месторасположении, характере использования, уровне приносимого дохода. Размер арендных платежей должен быть дифференцирован, только в этом случае возможно обеспечить подвижность общей суммы неналоговых доходов. Разработка единой, научно обоснованной методики определения социальных нормативов расходования бюджетных средств, учитывающей инфляционные процессы, различие потребностей в социальных расходах, обеспечит объективность в определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов, что позволит уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи.

Неналоговые источники  доходов могут стать своеобразным «резервом устойчивости» доходной базы местного бюджета, так как их объем полностью зависит от активности и предприимчивости местных органов власти.

 

3.2 Современные  направления совершенствования  местных налогов, как основного источника доходов

 

Система местных налогов  и сборов нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

В стране должна быть создана  единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах и методологии взимания, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.

Можно выделить следующие направления совершенствования местных налогов:

• расширить перечень местных налогов и закрепить за местными бюджетами постоянные нормативные отчисления от федеральных и региональных налогов за счет тех, на которые имеют непосредственное влияние муниципалитеты;

Информация о работе Формирование доходов местных бюджетов