Формирование доходов местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить процесс формирования доходов местных бюджетов и предложить пути совершенствования доходной части бюджетной системы.
Задачи исследования:
1 Изучить сущность и функции местных бюджетов;
2 Изучить источники формирования местных бюджетов;
3 Определить проблемы формирования местных бюджетов;
4 Провести анализ бюджетного процесса городского округа Саранска;
5 Проанализировать доходную часть бюджета городского округа Саранска за три текущих года;
6 Предложить пути совершенствования доходной части местных бюджетов;
7 Изучить современные направления совершенствования местных налогов, как основного источника доходов

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы процесса формирования местных бюджетов 6
1.1 Сущность и функции местных бюджетов 6
1.2 Источники формирования доходов местных бюджетов 7
1.3 Проблемы формирования доходов местных бюджетов 12
2 Анализ процесса формирования местного бюджета (на примере город-ского округа Саранска) 15
2.1 Анализ бюджетного процесса в городском округе Саранске 15
2.2 Анализ доходов городского округа Саранска 18
3 Основные направления совершенствования процесса формирования доходов 23
3.1 Пути совершенствования доходной части бюджета 23
3.2 Современные направления совершенствования местных налогов, как основного источника доходов 25
Заключение 27
Список используемых источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

КР.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Местные бюджеты бывают двух уровней: 1) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт – Питирбурга; 2) бюджеты городских и сельских поселений.

В бюджеты поселений  зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: земельного налога - по нормативу 100 %; налога на имущество физических лиц -по нормативу 100 %; от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 %; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 %; государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100 %; от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислении [2, 17].

Налоговые доходы муниципальных  районов формируются за счет следующих местных налогов: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 %; налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 %, налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 %; налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30 %; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 %; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 %; единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 60 %; налога за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами;

В бюджеты городских  округов зачисляются налоговые  доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: земельного налога - по нормативу 100 %; налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 %. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: налога на доходы физических лиц - по нормативу 30 %; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 %; единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60 %; государственной пошлины [19, 24].

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 %; доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений; доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов  подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 %.

В бюджеты городских округов  и муниципальных районов, городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов. В бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают: доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 80%; доходы от продажи земельных участков [1, 2].

В бюджеты поселений до разграничения  государственной собственности  на землю поступают: доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 %

В бюджеты поселений, муниципальных районов, городских  округов подлежит зачислению плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности на водные объекты по нормативу 100 %. В бюджеты городских округов поступают: доходы от продажи земельных участков, которые расположены в границах городских округов - по нормативу не менее 50 %, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное; доходы от передачи в аренду земельных участков; доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, - по нормативу не менее 50 %.

Муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законом субъекта Российской Федерации в бюджет муниципального района [9, 23].

 

1.3 Проблемы формирования доходов местных бюджетов

 

Местные финансы являются основой, с помощью которой органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Наличие достаточной доходной базы местного бюджета для конкретного муниципального образования – это залог его успешного развития. Если полномочия органов местного самоуправления не подкреплены соответствующей материальной базой, то реализация этих полномочий становится не реальной [8].

Количество местных  бюджетов существенно возросло, а  их совокупная доля в консолидированном бюджете страны и в консолидированных бюджетах субъектов РФ – существенно сократилась. Местные налоги, выполняющие в мировой практике роль некой финансовой сублимации реального местного самоуправления, по своей значимости ничтожны, равно как и права муниципального управления в сфере налогового администрирования в целом.

Доходная часть местных бюджетов по-прежнему формируется в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. В этих условиях полнота осуществления функций органов местного самоуправления является более зависимой от размера получаемых дотаций, нежели от качества управленческой деятельности муниципалитетов, в т.ч. их усилий по развитию экономического потенциала территории, по увеличению и полному использованию ее налоговой базы. Таким образом, основной проблемой местных финансов выступает не их формальная несбалансированность, а значительная и даже растущая дотационная зависимость В результате, финансовых ресурсов этим бюджетам катастрофически не хватает, а в доходной их части, не смотря на принятые законы, остается весьма высоким удельный вес денег, поступивших в виде финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ [14]. Доля же собственных доходов в общей сумме налоговых поступлений в консолидированных бюджетах субъектов федерации не превышает одной трети. В этих условиях значительное число местных бюджетов в большинстве субъектов федерации в последние годы явились дотационными [12].

В формировании доходной части местных бюджетов, как уже отмечалось, главную роль играют регулирующие доходы. Органы государственной власти и ее субъектов «обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов». Эти законы устанавливаются субъектами РФ на основе нормативов муниципальной бюджетной обеспеченности, необходимые доходы образуются за счет предоставления федеральным законом доходных источников и дополняются по мере необходимости трансфертами со стороны субъектов РФ. Вместе с тем органы местного самоуправления должны обеспечить «удовлетворение основных жизненных потребностей населения», относящихся к их ведению в сферах на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов [7].

Отсутствие строгих  правил в регулировании доходов  местных бюджетов делает муниципальные  образования полностью зависимыми от администрации регионов, в руках которых сосредоточены практически все средства для финансирования местного самоуправления и по усмотрению которых устанавливаются приоритеты, критерии и все прочие параметры влияния на объем доходов местных бюджетов. Не исключено, что неформализованность внутреннего бюджетного процесса является важным его недостатком [22].

На местном уровне сосредоточена большая часть расходов бюджетной системы России на социальную сферу. Известно, что приоритетом является социальная направленность бюджетной системы. Вот почему местные бюджеты можно считать фундаментом всей бюджетной системы. Поэтому решать задачу социальной направленности бюджетной системы страны и соблюдения социальных гарантий нельзя без укрепления доходной базы местных бюджетов.

Между тем отчисления приватизационных доходов в пользу местных бюджетов весьма важно для стабилизации финансового положения органов местного самоуправления и укрепления их собственной финансовой базы.

К названным негативным процессам можно добавить и то, что часть бюджетных расходов федеральными и региональными органами переносится на местный бюджет без подкрепления соответствующими доходными источниками [17].

Таким образом, в современных условиях одной  из основных проблем муниципалитетов является несоответствие размеров собственных доходных источников муниципальных бюджетов объему их расходных обязательств, что выражается в недостатке финансовых ресурсов для развития инфраструктуры муниципальных образований, выполнения ими своих функций, предоставления населению социальных услуг. 

 

 

 

2 Анализ процесса формирования местного бюджета (на примере городского округа Саранска)

2.1 Анализ бюджетного процесса в городском округе Саранск

 

Советом депутатов городского округа Саранск от 10 сентября 2009 г. N 138 было принято положение "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе Саранск". Рассмотрим основные положения касающиеся формирования доходной части бюджета в городском округе Саранск.

Главный администратор  доходов бюджета городского округа Саранск: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов  бюджета городского округа; представляет сведения, необходимые для составления проекта бюджета городского округа; представляет сведения для составления и ведения кассового плана; формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета городского округа; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Администратор доходов  бюджета городского округа Саранск: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет городского округа Саранск, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет городского округа, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет городского округа, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджет городского округа Саранск и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленном главным администратором доходов бюджета городского округа, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета городского округа сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета городского округа Саранск; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В случае отсутствия администратора доходов бюджета городского округа Саранск его полномочия осуществляет главный администратор доходов бюджета городского округа Саранск [4].

Информация о работе Формирование доходов местных бюджетов