Сущность, функции и роль Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Исходя из этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить состояние системы финансового контроля в РФ на современном этапе развития экономики;
- определить круг органов исполнительной власти, на которые возложено проведение финансового контроля;
- изучить методы проведения финансового контроля в РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 36.84 Кб (Скачать файл)

Основы  исполнения федерального бюджета

Исполнение бюджета — наиболее ответственный этап бюджетного процесса. На этом этапе обеспечивается сбор запланированных доходов и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономической и социальной политикой. Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов — сбора доходов и осуществления расходов.

Исполнение бюджета  основывается на принципе единства кассы. Этот принцип означает зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

При исполнении федерального бюджета по доходам  обеспечивается:

  • перечисление  всех доходов на единый счет;
  • распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным бюджетом;
  • учет доходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение  федерального бюджета  по расходам предусматривает:

  • составление и утверждение сводной бюджетной  росписи;
  • утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и их доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств со стороны Федерального казначейства;
  • расходование средств.

1. Исполнение  федерального бюджета, как и  бюджетов других уровней, обеспечивается  на основе бюджетной росписи. Она подготавливается главным распорядителем бюджетных средств с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификаций расходов. Бюджетная роспись составляется с поквартальной разбивкой и представляется в Министерство финансов.

Министерство  финансов на основе бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных  средств подготавливает сводную бюджетную роспись, которая должна быть составлена в течение 15 дней после утверждения федерального бюджета.

2. В течение  10 дней со дня утверждения сводной  бюджетной росписи Федеральное  казначейство доводит показатели  росписи до распорядителей и  получателей бюджетных средств.  Доведение показателей сводной  бюджетной росписи осуществляется  в форме уведомлений о бюджетных  ассигнованиях.

Уведомление о  бюджетных ассигнованиях не представляет бюджетополучателям права принятия обязательств по осуществлению платежей. Это значит, что они еще не могут заключать договоры на приобретение товаров и оплату услуг.

3. Федеральное  казначейство принимает на себя  бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств.

Бюджетное обязательство — признанная Федеральным казначейством обязанность совершать расходование бюджетных средств. Эта обязанность возникает на основе закона о бюджете и сводной бюджетной росписи.

Лимит бюджетных средств — это объем бюджетных обязательств, утверждаемый для конкретного распорядителя и конкретного получателя бюджетных средств в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Лимиты бюджетных  обязательств федерального бюджета  формируются на период до трех месяцев. Они утверждаются Федеральным казначейством  как подразделением Минфина.

Распределение бюджетных обязательств между распорядителями  и получателями средств утверждается главными распорядителями бюджетных  средств. Утвержденные лимиты бюджетных  обязательств доводятся до нижестоящих  распорядителей и получателей средств  Федеральным казначейством в  форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета.

4. Имея уведомление  о лимите бюджетных обязательств, получатели бюджетных средств  могут осуществлять расходы в  пределах выделенных им средств.  Иными словами, они принимают  на себя денежные обязательства,  т. е. заключают договоры на  приобретение товаров и оплату  услуг, составляют платежные документы  и передают их в Федеральное  казначейство.

5. Федеральное  казначейство проверяет правомочность  получателя бюджетных средств  осуществлять конкретные виды  расходов. Средства могут расходоваться  лишь в пределах выделенных  лимитов бюджетных обязательств.

6. Осуществляется  расходование бюджетных средств,  т. е. их списание с единого  счета бюджета в пользу конкретных  организаций.

Федеральное казначейство вправе осуществлять блокировку бюджетных средств.

Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования выделялись на определенных условиях, оказавшихся невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при  выявлении органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение  о сокращении расходов федерального бюджета.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов более  чем на 5%, но не более чем на 10%, то правительство РФ может самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В  этот день прекращают действовать лимиты бюджетных обязательств.

Принятие бюджетных  обязательств завершается до 25 декабря. Федеральное казначейство обязано  оплатить до 31 декабря принятые и  подтвержденные бюджетные обязательства.

После окончания  финансового года остаток средств  на едином счете федерального бюджета  подлежит зачислению в доходы бюджета  нового финансового года.

Отчетность  об исполнении федерального бюджета

В конце каждого  финансового года все получатели бюджетных средств готовят годовые  отчеты о полученных и израсходованных  средствах. Главные распорядители  бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Министерство  финансов готовит сводный отчет  о расходовании средств федерального бюджета. Этот отчет утверждается правительством РФ.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года правительство  РФ представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Государственную  думу и Счетную палату РФ. Отчет  должен быть составлен в соответствии с бюджетной классификацией, которая  применялась при утверждении  закона о федеральном бюджете.

Вместе с отчетом  об исполнении федерального бюджета  в Государственную думу направляются следующие документы:

  • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
  • отчет Министерства финансов РФ о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • отчет Министерства финансов РФ о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 месяцев после  представления указанного отчета в  Государственную думу.

Заключение Счетной  палаты РФ по отчету правительства  РФ об исполнении федерального бюджета  включает:

  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета;
  • заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных либо законом о федеральном бюджете, либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд;
  • анализ предоставленных обязательств по государственным гарантиям;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций.

Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета  Государственная дума заслушивает:

  • доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
  • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  • доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
  • заключение председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета  и заключения Счетной палаты РФ Государственная  дума принимает решение либо об утверждении  отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении.

 


Информация о работе Сущность, функции и роль Федерального бюджета