Сущность, функции и роль Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение системы государственного финансового контроля в Российской Федерации. Исходя из этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить состояние системы финансового контроля в РФ на современном этапе развития экономики;
- определить круг органов исполнительной власти, на которые возложено проведение финансового контроля;
- изучить методы проведения финансового контроля в РФ;

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 36.84 Кб (Скачать файл)

2.  Перераспределительная или функция использования бюджетного фонда - так с помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП страны. При этом государство осуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства, экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельных хозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономических пропорций.

3.  Контрольная – с помощью данной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.

4.  Регулирующая – означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом является финансовая система, а центральным звеном – бюджет.

Кроме четырех  функций, которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационную и другие функции. Они  являются дополнительными, и их состав зависит от назначения бюджета

Свою деятельность бюджет выполняет на основании соответствующих  принципов:

1. единства бюджетной  системы РФ;

Ст. 29. Означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной  документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной  системы РФ, санкций за нарушение  бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

2. Ст. 30. Принцип  разграничения доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы РФ (в ред.  от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]

Означает определение  полномочий органов власти и органов  управления государственными внебюджетными  фондами по формированию доходов  бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

3. Ст. 31. Принцип  самостоятельности бюджетов означает: (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]

право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств;

право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Кодексом;

право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления устанавливать  в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах налоги и  сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной  системы РФ;

право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления  расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение  которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

недопустимость  установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов  и источников финансирования дефицитов  других бюджетов бюджетной системы  РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств  консолидированных бюджетов или  без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных  обязательств;

право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления предоставлять  средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых  иными органами государственной  власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость  введения в действие в течение  текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений  бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и  сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к  увеличению расходов и (или) снижению доходов  других бюджетов бюджетной системы  РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию  увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость  изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в  результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Ст. 31.1. Принцип  равенства бюджетных прав субъектов  РФ, муниципальных образований (в  ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]

Означает применение единых принципов и требований при  определении бюджетных полномочий, установлении и исполнении расходных  обязательств, формировании налоговых  и неналоговых доходов, определении  объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

5. Ст. 32. Принцип  полноты отражения доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов (в ред. ФЗ  от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

6. Ст. 33. Принцип  сбалансированности бюджета

Означает, что  объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

При составлении, утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера  дефицита бюджета.

7. Ст. 34. Принцип  результативности и эффективности  использования бюджетных средств  (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает, что  при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных  полномочий должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с  использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.(в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

8. Ст. 35. Принцип  общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов (в ред. т 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает, что  расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Исключения:

субвенций и  субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

средств целевых  иностранных кредитов (заимствований);

добровольных  взносов, пожертвований, средств самообложения  граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с  международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

отдельных видов  неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового  года.

9. Ст. 36. Принцип  прозрачности (открытости) (в ред.  ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное  опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и  отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов;

обязательную  открытость для общества и средств  массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы, процедур рассмотрения и принятия решений, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;

стабильность  и (или) преемственность бюджетной  классификации РФ, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного финансового  года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе  федерального бюджета.

10. Ст. 37. Принцип  достоверности бюджета

Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

11. Ст. 38. Принцип  адресности и целевого характера бюдж. средств (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей  бюджетных средств с указанием  цели их использования.

12. Ст. 38.1. Принцип  подведомственности расходов бюджетов (введена ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств  не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных  средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

У подведомственных распорядителя и получателя бюджетных  средств может быть только один главный  распорядитель бюджетных средств.

13. Ст. 38.2. Принцип  единства кассы (введена ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого счета  бюджета. Исключение: операции по исполнению бюджетов, осуществляемые за пределами  территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также  операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ. [17] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

В данной курсовой работе были рассмотрены роль федерального бюджета в социально-экономическом  развитии РФ, сущность федерального бюджета, его функции, были показаны принципы исполнения федерального бюджета. Проанализирован  Федеральный бюджет на 2008-2010 г.г., т.е. рассмотрены состав и структура  доходов и расходов федерального бюджета, дана общая характеристика бюджета. Также был затронут вопрос о проблеме формирования нефтегазовых доходов федерального бюджета и путей укрепления доходной части базы бюджета.

Одним из важнейших  документов, регулирующих экономическую  жизнь общества, является государственный  бюджет, который воспринимается как  важнейший юридический закон  экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный  кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.  

В любой стране государственный бюджет – ведущее  звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и  их расходование.

Главные функции  Федерального бюджета – перераспределение  национального дохода и ВВП, государственное  регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда.

Роль Федерального бюджета заключается в том, что  по своей внешней форме он является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как  правило, на год).

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую  и политическую власть. С одной  стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых  одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную  функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Федеральный бюджет, показывает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической  политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность, функции и роль Федерального бюджета