Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, то есть через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности имеет много аспектов, что находит свое отражение, как в законодательстве, так и в научных формулировках.

Содержание

Введение
1 Определение бюджета и его виды
2 Сущность бюджета как экономической категории
3 Функции и значение бюджета.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы (контрольная работа).doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

                                       по дисциплине:         «ФИНАНСЫ»

                         по теме : СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

                                        КАТЕГОРИИ. ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ  БЮДЖЕТА

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

  Введение

     1 Определение бюджета и его виды

     2 Сущность бюджета как экономической категории

  3 Функции и значение бюджета.

  Заключение

  Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Данная тема контрольной  работы  выбрана потому, что в  настоящее время моя трудовая деятельность проходит в Федеральном  казенном учреждении, финансирование которого осуществляется  из Федерального бюджета. Поэтому тема бюджета и его экономической значимости мы очень интересна и необходима.

В формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой есть бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

В Российской Федерации  состав бюджетной системы определяется конституцией РФ, которая закрепляет право органов государственной  власти и местного самоуправления на составление и исполнение собственных бюджетов и системы внебюджетных фондов

Бюджетная система  функционирует на основе специальных  принципов, установленных в бюджетном  кодексе. Таких принципов сейчас записано в кодексе десять:

-принцип единства бюджетной системы;

-принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

-принцип самостоятельности бюджетов;

-принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета;

-сбалансированность бюджетов;

-эффективности и экономности использования бюджетных средств;

-принцип совокупного покрытия расходов;

-принцип гласности;

-достоверность бюджета;

-адресность и целевой характер бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА И ЕГО ВИДЫ

 

Бюджет – английский термин. Означает кожаный мешок.

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет представляет собой  форму образования и расходования денежных средств для обеспечения  функций органов государственной  власти и местного самоуправления в  виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

В юридической и экономической  литературе видовые характеристики бюджета разнообразны.

Бюджет - это: «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд», «основной централизованный фонд денежных средств», «совокупность денежных (экономических) отношений», «основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор», «расчетная и ограничительная смета, роспись доходов и расходов», «способ финансового обеспечения функций государства».

Бюджет в Российской Федерации есть ведущее звено  всей финансовой системы и основная финансовая категория, предопределяющая жизнеспособность государства и  его структур. В бюджетах концентрируются  основные доходы и расходы государства  и других его общественно - территориальных образований. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система  Российской Федерации включает в себя:

-государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Государственный федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Бюджет государства выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

- бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

В бюджетах субъектов  Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации. И возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации. А также полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

- местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в  соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно  предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

 

2 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный кредит, расходы) в их статике и динамике, то есть через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование. Бюджет как основная финансово-правовая и отправная для бюджетной деятельности категория по своей сущности имеет много аспектов, что находит свое отражение, как в законодательстве, так и в научных формулировках.

В любом государстве  бюджет - это наиболее точная форма выражения существа государственной власти. Процесс его планирования и исполнения наглядно демонстрирует ее характер. Политические силы, представленные в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, имеют возможность существенно и ежегодно влиять на общую социально-экономическую политику посредством принятия того или иного варианта закона о бюджете.

 От формирования  реалистичного закона о бюджете  зависит общая социальная и  экономическая ситуация в России.

 Современное развитие России как правового государства предполагает создание четкой системы законодательства. Несовершенство бюджетного законодательства отрицательно сказывается на финансовой обеспеченности Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований, в итоге приводя к невыполнению государством стоящих перед ним задач и функции.

Бюджет как экономическая  категория представляет собой определенную совокупность денежных отношений, субъектом  которых является государство. Исторически  в состав бюджетных отношений включаются:

1.  Отношения между  государством и юридическими  и физическими лицами по поводу  изъятия части доходов в пользу  государства. И между государством  как плательщиком средств, и  физическими и юридическими лицами  как получателями средств по  поводу различных выплат из бюджета.

2.  Отношения между  государственными и местными  органами по поводу перераспределения  меду ними доходов и расходов  бюджетов.

По мере развития финансовых отношений у государства появляются новые виды этих отношений, которые непосредственно не связаны с бюджетом, это:

- формирование и использование финансовых ресурсов государственных предприятий;

- по мере развития бюджетных отношений начинают формироваться государственные денежные фонды, которые независимы, автономны от бюджета.

На практике бюджетные  отношения представлены в форме  различных финансовых планов государственных  и местных органов, которые в  обязательном порядке законодательно утверждаются.

 С организационной  и юридической точки зрения  бюджет государства рассматривается. во-первых, как основной финансовый план государства – смета предстоящих расходов и доходов. Во-вторых, как законодательный акт государственных органов и нормативный документ органов местного самоуправления.

 В условиях рыночной  экономики бюджет является основным инструментом прогнозирования и планирования экономических отношений со стороны государства. В процессе бюджетного прогнозирования и планирования государство определяет общеэкономические и бюджетные показатели развития на очередной год и среднесрочную перспективу до 5 лет.

 

3 ФУНКЦИИ И  ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТА

 

Функция это форма  проявления в действии экономической  категории.

Функционирование бюджета  предполагает наличие денежных потоков. В процессе этих денежных потоков  происходит распределение внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода, то есть распределяется общественный продукт.

Бюджет выполняет основную функцию – распределительную. Бюджет распределяет общественный продукт. Под общественным продуктом понимается совокупность произведенных и реализованных в денежной форме в течение года товаров, работ и услуг.

Распределение общественного  продукта проходит по двум стадиям:

-первая стадия это первичное распределение, в результате которого образуется исходные (первоначальные) финансовые ресурсы – прибыль, амортизация, оборотные средства, заработная плата, прямые налоги, косвенные налоги. В процессе первичного распределения в бюджет поступают косвенные налоги и налоги, которые включаются в затраты предприятия;

-после формирования первичных доходов (финансовых ресурсов) начинается вторая стадия, которая называется перераспределение. В процессе перераспределения государство получает дополнительные финансовые ресурсы в виде прямых налогов и неналоговых доходов.

В процессе перераспределения  осуществляется также финансирование расходов:

- по территориальному (федеральные, региональные и  местные бюджеты);

- по экономическому (подразделяются по отдельным целевым направлениям использования. Оплата товаров, работ и услуг, заработная плата в бюджетных организациях, трансферты населению, дотации, субвенции и субсидии организациям и так далее);

-  по функциональному и ведомственному признаку (распределяются на промышленность и другие отрасли экономики, на социальные отрасли, национальную оборону, государственное и муниципальное управление, науку, денежные резервы и так далее).

Через бюджеты всех уровней  в РФ в настоящее время перераспределяется примерно 24% ВВП.

Бюджет выполняет также  контрольную функцию. Контрольная функция предполагает наличие финансовой информации, поступающей от денежных потоков. Количественная оценка потока представляет собой финансовую информацию, которая является базой для проведения финансового контроля.

      При помощи бюджетного распределения государство обеспечивает себя необходимым количеством финансовых ресурсов. Это фискальная роль.

Фискальная роль бюджета  заключается в том, что государство  для полного финансирования своих  функций, должно обеспечить равенство  доходов и расходов. Такой идеальный случай встречается крайне редко в финансовой практике. Как правило, в большинстве стран в современных условиях государство формирует бюджет либо с дефицитом, либо с профицитом.

Информация о работе Сущность бюджета как экономической категории. Функции и значение бюджета