Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование проблем сбалансированности федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучить сущность, принципы сбалансированности бюджетов и методы ее достижения;
- проанализировать динамику и структуры доходов и расходов федерального бюджета на 2009-2012 гг.;
- провести анализ сбалансированности и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- исследовать проблемы сбалансированности бюджетов России и направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов;
- изучить условия формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2012 - 2014 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

После исчерпания средств  Резервного фонда в 2010 году бюджетная  политика в большей степени была ориентирована на финансирование дефицита федерального бюджета с помощью государственных заимствований.

Низкий уровень  государственного долга позволяет  проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости РФ. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки.

В ходе проведенного исследования, было выявлено, что соблюдение баланса  бюджета – это нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на федеральном уровне. Для стабилизации экономики и соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет.

В заключение, отметим, что  для сбалансированности федерального бюджета необходимо:

-  создавать благоприятный  инвестиционный климат, для чего  необходимо ввести налоговые  льготы;

-  развивать наукоемкие  отрасли и ускорять развитие  экономики; 

-  перестраивать систему  экспортной ориентации с экспорта  сырья на экспорт высокотехнологичного оборудования, вкладывать средства в развитие производства продукции с высокой степенью обработки;

-  необходимо не  просто закрывать дыры в бюджете,  а вкладывать средства так,  чтобы в дальнейшем они приносили  прибыль. 

 Траты на перестроение системы покроются экономическим ростом и развитием производства, что в свою очередь наполнит доходную часть бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Конституция Российской  Федерации, с учетом поправок  и изменений от 30.12.2008 г. // Правовая система «Гарант» - Режим доступа: www.garant-park.ru

  1. Бюджетный кодекс РФ №145–ФЗ от 31.07.1998 (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.11.2011)// Правовая система «Гарант» - Режим доступа: www.garant-park.ru
  2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» // Правовая система «Гарант» - Режим доступа: www.garant-park.ru
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» // Правовая система «Гарант» - Режим доступа: www.garant-park.ru
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»// Правовая система «Гарант» - Режим доступа: www.garant-park.ru
  5. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров, О.В. Субботина.  - М.: Дашков и К, 2011. -  448 с. ISBN 978-5-91131-820-8.
  6. Афанасьева, Т. Бюджет может работать / Т. Афанасьева //Российская Бизнес-газета. -№ 547. - 2010.- С.15-17.
  7. Берг О.В. Проблемы контроля бюджетов субъектов РФ/ О.В. Берг //Финансы и кредит. - 2010. - №2. - С. 6-8.
  8. Бликанов, А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов / А.В. Бликанов  // Финансы и кредит, 2011.- №5.- С.15-17
  9. Бушмин, Е.В. О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов/ Е.В. Бушмин // Финансовый бизнес.- 2011. - № 10.- С. 2-10
  10. Врублевская, О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. / О.В.  Врублевская.- СПб. : Питер.- 2009. - 576 с. - ISBN 5-8243-0048-3. 
  11. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / А. М. Годин, В. П. Горегляд, И. В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2011. - 628 с. -ISBN 5-91131-160-7. 
  12. Государственные финансы //Российская экономика (прогнозы и тенденции). - 2011. - №3. - С. 7-9.
  13. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: Учебник / С.Н.   Ивашковский– М.: Дело.- 2009.- 472 с.
  14. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы / В. Коков, Ю.  Любимцев //Экономист. - 2010. - №42.- С.18-22.
  15. Кудрин А.Л. Экономическая политика и федеральный бюджет 2011 года/ А.Л. Кудрин //Финансы. - 2011. - №2. - С. 3-8.
  16. Кузнецова, Ж.С. Разграничение расходных обязательств между бюджетами бюджетной системы РФ как фактор бюджетной  сбалансированности / Ж.С. Кузнецова - М.:  ИД  «Право и государство», 2009.  – 34с.
  17. Куликов, Н.И., Современная бюджетная система России / Н.И Куликов. - Тамбов ТГТУ, 2010.- 346с.- ISBN 978-5-238- 01464-7
  18. Лавров, А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация/ А.  Лавров //Вопросы экономики. - 2010. - № 64. - С.35-45.
  19. Лившиц, А.Я. Основные ориентиры финансовой политики / А.Я. Лившиц //Финансы. - 2010. - №26. - С. 13-17.
  20. Любимцев, Ю. Приоритеты совершенствования бюджетных отношений/ Ю. Любимцев //Экономист. - 2011. - №6. - С. 21-34.
  21. Методологические и методические положения совершенствования межбюджетных отношений / Поздняков, А.М., Беденков, А.Р., Масаков, В.М., Суслов, В.И. – М.: Дашков и К, 2011. – 31с.
  22. Мирзалиев, М.Н. Составление бюджета РФ на основе социальных стандартов/ М.Н. Мирзалиев //Финансы. - 2010. - №12. - С. 12-14.
  23. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации за 2010г. //Вестник Министерства экономического развития и торговли РФ. – 2011.- № 2. - С.5-29.
  24. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации за 2010 г. //Вестник Министерства экономического развития и торговли РФ.  – 2011.- № 3. - С. 4-27.
  25. Мысляева И.М., Государственные и муниципальные финансы/ И.М. Мысляева.- М.: ИНФРА-М.- 2009. -289с.-ISBN 978-5-482-00632-0
  26. Нестеренко, Т.Г. Практика и результаты внедрения изменений в бюджетный процесс/ Т.Г. Нестеренко //Финансы. - 2010. - №4. - С. 3-7.
  27. Пронина, Л.И. Федеральный бюджет и местные финансы/ Л. И. Пронина//Финансы. - 2011. - №1. -С. 14-18.
  28. Рацане, Ю. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли/ Ю.  Рацане //Экономика и время. - 2010. -№ 5. - С. 12-15.
  29. Сухарев, А.Н. Направления размещения государственных финансовых резервов федерального бюджета/ А.Н.  Сухарев // Финансы и кредит.- 2010.- №3.- С. 21-29
  30. Сульповар, Л., Родионов Д. Проблемы управления государственной собственностью в российской экономике/ Л.Сульповар, Д. Родионов // Проблемы теории и практики управления.- 2011.- №5.- С.52 – 57
  31. Сценарные условия для формирования вариантов социально-экономического развития в 2012-2014 гг. – Режим доступа: http://www.iip.ru
  32. Финансовые проблемы бюджета 2011 / /Финансы. - 2011. - №27.- С.27-
  33. Яндиев, М.И. Финансы и бюджетная система РФ. /М.И. Яндиев - М.: ФИД «Деловой экспресс», 2012. - 360с. -ISBN 978-5-482-00256-0
  34. Министерство финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 
  35. Счетная палата Российской Федерации – Режим доступа: www.ach.gov.ru/bulletins.

Приложение А

(справочное)

Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации8

 

В миллиардах рублей

Наименование

2008 год

в %

к итогу

2009 год

в %

к итогу

2010 год

в %

к итогу

2011 год

в %

к итогу

Расходы, всего 

(без учета условно  утвержденных расходов)

7 021, 9

100,0

9 024,7

100,0

10 062,3

100,0

10 751,8

100,0

Общегосударственные вопросы

(без процентных расходов)

690,4

9,8

1 119,5

12,4

1 002,8

10,0

895,8

8,3

Национальная оборона

1 016,7

14,5

1 277,5

14,2

1 390,7

13,8

1 480,5

13,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

827,2

11,8

1 085,9

12,0

1 198,3

11,9

1 266,1

11,8

Национальная экономика

771,3

11,0

1 039,7

11,5

1 181,2

11,7

1 384,8

12,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

64,0

0,9

107,7

1,2

118,3

1,2

110,3

1,0

Охрана окружающей среды

9,9

0,1

13,8

0,1

14,7

0,1

15,1

0,1

Образование

336,1

4,8

423,1

4,7

468,8

4,7

484,9

4,5

Культура, кинематография, средства массовой информации

93,7

1,3

113,9

1,3

114,4

1,1

114,4

1,1

Здравоохранение, физическая культура и спорт

229,9

3,3

365, 8

4,1

379,4

3,8

382,2

3,6

Социальная политика

275,6

3,9

297,7

3,3

338,6

3,4

307,9

2,9

Межбюджетные трансферты

2 527,3

36,0

2 982,0

33,0

3 621, 1

36,0

4 001, 7

37,2


 

 

 

 

Приложение Б

(справочное)

Основные характеристики федерального бюджета за 2009 -2011 годы и на плановый период 2012-2013 годы9

 

В миллиардах рублей

Показатель

Отчет

Прогноз

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010

год

2011

год

2012 год

2013

год

Доходы, всего 

6 278,9

7 781,1

9 275,9

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

%% к ВВП

в том числе:

23,3

23,4

22,4

18,8

17,3

17,4

16,5

16,1

Нефтегазовые доходы

10,9

8,7

10,6

7,6

8,3

8,1

7,4

6,9

Ненефтегазовые доходы

12,4

14,7

11,8

11,2

9,0

9,3

9,1

9,2

Доля в общем объеме доходов, % в том числе:

100

100

100

100

100

100

100

100

Нефтегазовые доходы

46,9

37,2

47,3

40,7

48,1

46,5

44,8

43,0

Ненефтегазовые доходы

53,1

62,8

52,7

59,3

51,9

53,5

55,2

57,0

Расходы, всего 

4 284,8

5 986,6

7 570,9

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

%% к ВВП

15,9

18,1

18,2

24,7

22,7

20,9

19,6

19,0

в том числе условно  утверждаемые

-

-

-

-

-

-

271,1

587,5

%% к общему объему  расходов

-

-

-

-

-

-

2,5

5,0

Дефицит/

 профицит

1 994,1

1 794,6

1 705,1

-2 322,3

-2 428,6

-1 767,3

-1 712,9

-1 765,2

%% к ВВП

7,4

5,4

4,1

-5,9

-5,4

-3,6

-3,1

-2,9

Ненефтегазовый дефицит

- 3,5

- 3,3

- 6,5

- 13,6

- 13,7

- 11,6

- 10,5

- 9,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

(справочное)

 

Источники покрытия дефицита федерального бюджета за 2010 -2011 годы и на плановый период 2012-2013 годы10

 

В миллиардах рублей

Показатель

 

Оценка

Прогноз

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

2 428,6

1 767,3

1 712,9

1 765,2

%% к ВВП

5,4

3,6

3,1

2,9

в том числе:

       

за счет средств Резервного фонда

1 419,3

242,3

0,0

0,0

за счет Фонда национального благосостояния

2,5

5,0

7,5

10,0

иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

1 006,8

1 520,0

1 705,4

1 755,2

%% к ВВП

2,2

3,1

3,1

2,8


 

 

 

 

 

 

1 Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник / С.Н.  Ивашковский– М.: Дело.- 2009.- 256 с.

2 Составлено автором, по данным  Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 

3 Составлено автором, по данным  Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 

4 Составлено автором, по данным  Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 

5 Составлено автором, по данным официального сайта Центрального банка РФ – Режим доступа: www.cbr.ru

6 Составлено автором, по данным  Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 

7 Составлено автором, по данным  Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 

8 Составлено автором, по данным  Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 

9 Составлено автором, по данным  Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 

10 Составлено автором, по данным  Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: www.minfin.ru 

 


Информация о работе Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения