Расходы бюджета на социальную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Функциональные виды расходов бюджетов. Сущность и специфика конкретной расходной статьи бюджета определяется функцией, с выполнением которой она связана. Функции, задачи, цели государства и муниципалитета являются основанием для функциональной классификации расходов бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

расходы на соц политику.docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)

Принципами социальной политики являются:

- повышение уровня жизни  граждан - основная цель экономического  развития;

- обеспечение государственных  интересов как интересов живущего  и последующих поколений;

- согласование интересов  поколений: живущее поколение  не должно создавать долги,  выплачиваемые последующими поколениями;

- обеспечение социальной  безопасности;

- недопущение неэквивалентного  перераспределения накопленного  национального богатства, включая  природные ресурсы, в пользу  отдельных социальных и национальных  групп;

- недопущение снижения  реального уровня жизни граждан  вследствие осуществления мероприятий  экономической и социальной политики (социальная ориентированность экономической  политики);

- создание работодателям  и работникам условий, обеспечивающих  им возможности для повышения  жизненного уровня их собственными  усилиями;

- обеспечение равного  доступа всех граждан к информации, образованию, достижениям культуры, искусства и науки;

- согласованность социальной  политики на всех уровнях государственной  власти и местного самоуправления;

- использование государством  национального богатства, включая  природные ресурсы, иную государственную  собственность, в интересах всех  и каждого;

- оказание социальной  помощи тем, кто не способен  по объективным причинам обеспечить  себя доходом и не имеет  собственности, способной приносить  доход (адресность социальной  помощи);

- обеспечение согласованности  интересов всех социальных и  национальных групп;

- участие работодателя  и работника в формировании  фондов обязательного социального  страхования;

- достижение и поддержание  как можно более высокого уровня  занятости, имея в виду достижение  полной занятости.

В задачи федерального уровня власти входит:

- установление основ государственной  социальной политики;

- правовое регулирование  отношений в социальной сфере; 

- разработка федеральных  программ социального развития  страны;

- разработка и утверждение  государственных минимальных социальных  стандартов федерального уровня;

- обеспечение государственных  гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают  основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций. В задачи регионального  уровня власти входит:

- установление региональных  социальных стандартов и норм, учитывающих государственные минимальные  социальные стандарты; 

- забота о сохранении  и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности  субъектов РФ;

- организация подготовки, переподготовки и повышение квалификации  работников в области образования,  культуры, здравоохранения, социальной  защиты населения; 

- обеспечение соблюдения  законодательства РФ во всех  сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван  конкретизировать методы, способы и  механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности  человека и его воспроизводства.

Расходы бюджета на социальную политику – затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов и т.п.

При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее важными  и неотложными, требующими первоочередного  решения. Государственная и муниципальная  социальная политика реализуется через  социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами. Последовательность этапов (алгоритм) выработки и реализации социальной политики представлена на рис.

Финансирование мероприятий  социальной политики осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней (федеральный, региональный и местный), внебюджетных социальных фондов, целевых  программ развития социальной сферы, средств хозяйствующих субъектов, выделяемых на социальные цели, благотворительности, иных поступлений не противоречащих действующему законодательству.

К основным направлениям социальной политики относятся:

- пенсионное обеспечение;

- социальное обслуживание  населения;

- социальное обеспечение  населения;

- охрана семьи и детства;

- прикладные научные исследования  в области социальной политики;

- другие вопросы в области  социальной политики.

Расходы на мероприятия социальной политики из федерального бюджета определяются как доля от прогнозируемой на данный финансовый год величины валового внутреннего  продукта. Из региональных бюджетов определяются как доля от прогнозируемой на данный финансовый год величины валового регионального  продукта.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт - минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения.

Некоторые примеры минимальных  социальных стандартов:

- минимальный уровень  оплаты труда;

- минимальный уровень  социальных пенсий и других  социальных выплат;

- нормативная обеспеченность  жилой площадью;

- предельная доля оплаты  жилищно-коммунальных услуг в  совокупном доходе семьи;

- образовательные стандарты  и программы, в пределах которых  образование является бесплатным;

- перечень лечебно-профилактических  услуг, оказываемых за счет  бюджетных средств и др.

Минимальные социальные стандарты  призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиций  современных представлений об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный»  уровень социальных благ, гарантированный  каждому человеку, должен быть доступным  по цене или вообще бесплатным для  потребителя, т.е. частично или полностью  оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

Социальные стандарты  выражаются через социальные нормы. Социальные нормы - единые или групповые  для однородных территорий меры социальных потребностей.

Некоторые примеры социальных норм:

- норма обеспеченности  населения учреждениями социально-культурной  сферы;

- нормы наполняемости  школьных классов и групп в  детских дошкольных учреждениях;

- нормы суточного потребления  воды на одного жителя;

- нормы обеспечения населения  отдельными социальными услугами;

- нормы кадрового и  материального обеспечения при  оказании социальных услуг.

Каждый уровень бюджетной  системы должен обеспечивать финансирование введенных им социальных стандартов и норм, приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

Выше перечислены основные определения, принципы, задачи всех уровней  бюджета и многое другое, связанные  с социальной политикой.

 

    1.  Характеристика основных направлений расходов бюджета на социальную политику в РФ

В целом социальная политика нашей страны и ее финансового  обеспечения построена на принципах  разграничения полномочий и расходных  обязательств между федеральным  бюджетом, консолидированным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших направлений социальной политики.

В настоящее время можно  говорить о следующей структуре  комплексной системы пенсионного обеспечения населения России:

- государственное пенсионное  обеспечение базируется на финансировании  пенсий за счет федерального  бюджета (т.е. федеральных налогов,  также за счет межбюджетных  трансфертов) для отдельных категорий  граждан, которые не приобрели  права на пенсию по государственному  пенсионному страхованию, или  тех, кто имеет право на государственное  обеспечение по закону;

- обязательное пенсионное  страхование, включающее в себя  трудовую пенсию по старости  или инвалидности (в составе базовой,  страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю  потери кормильца (в составе  базовой и страховой частей) и  финансируемое за счет страховых  взносов;

- добровольное пенсионное  обеспечение, включающее в себя  пенсии, выплачиваемые за счет  страховых взносов работодателей  в рамках коллективных и индивидуальных  трудовых договоров, и самостоятельные  пенсионные накопления трудоспособного  населения в НПФ или страховых  организациях, выплачиваемые гражданину  в соответствии с условиями  договора страхования.

Россия, так же как и  многие страны мира, столкнулась с  множеством проблем при осуществлении  пенсионного обеспечения своих  граждан (неблагоприятная демографическая  ситуация, дефицит бюджета по государственному пенсионному страхованию), а итогом для большинства пенсионеров  стал низкий размер пенсий.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

Законом установлены следующие  виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по  старости (выплачивается по старости  мужчинам, достигшим возраста 60 лет  и женщинам, достигшим возраста 55 лет, при условии наличия не  менее пяти лет страхового  стажа);

2) трудовая пенсия по  инвалидности (выплачивается  гражданам,  признанным инвалидами I, II или III группы);

3) трудовая пенсия по  случаю потери кормильца (выплачивается  нетрудоспособным членам семьи  умершего кормильца, состоявшие  на его иждивении, также одному  из родителей или супругу указанная  пенсия назначается независимо  от того, состояли они или нет  на иждивении умершего кормильца).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные  знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа  космонавтов;

7) граждане из числа  работников летно-испытательного  состава;

8) нетрудоспособные граждане.

Законом установлены следующие  виды пенсий по государственному пенсионному  обеспечению:

1) пенсия за выслугу  лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю  потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Федеральные государственные  гражданские служащие имеют право  на пенсию за выслугу лет при наличии  стажа государственной гражданской  службы не менее 15 лет и замещении  должности федеральной государственной  гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной  государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается  к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и выплачивается одновременно с  ней. Лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и другая указанная служба.

Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику