Расходы бюджета на социальную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Функциональные виды расходов бюджетов. Сущность и специфика конкретной расходной статьи бюджета определяется функцией, с выполнением которой она связана. Функции, задачи, цели государства и муниципалитета являются основанием для функциональной классификации расходов бюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

расходы на соц политику.docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

    1. Расходы бюджетов РФ: понятие, виды, и способы осуществления

 

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Функциональные виды расходов бюджетов. Сущность и специфика конкретной расходной статьи бюджета определяется функцией, с выполнением которой она связана. Функции, задачи, цели государства и муниципалитета являются основанием для функциональной классификации расходов бюджета. Первый уровень функциональной классификации, для удобства, можно разбить на несколько сфер:

1)·  Сфера управления:

    • Государственное управление и местное самоуправление;
    • Судебная власть;
    • Международная деятельность;
    • Обслуживание государственного долга;
    • Финансовая помощь бюджетам других уровней;

2)·  Сфера безопасности:

    • Национальная оборона;
    • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
    • Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
    • Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
    • Мобилизационная подготовка экономики;
    • Военная реформа;

3)·  Сфера экономики, науки и экологии:

    • Промышленность, энергетика и строительство;
    • Сельское хозяйство и рыболовство;
    • Транспорт, связь и информатика;
    • Дорожное хозяйство;
    • Жилищно-коммунальное хозяйство;
    • Пополнение государственных запасов и резервов;
    • Развитие рыночной инфраструктуры;
    • Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • Исследование и использование космического пространства;
    • Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

4)·  Социальная сфера:

    • Социальная политика
    • Образование
    • Культура, искусство и кинематография
    • Средства массовой информации
    • Здравоохранение и физическая культура

5)·  Прочие функции

Функции государства и  муниципалитетов могут осуществляться с помощью разных инструментов и  механизмов, что обуславливает существование  различных форм, методов и способов осуществления расходов бюджетов.

Типы расходов бюджетов. Расходы бюджетов могут направляться на инвестиционные цели или на текущее функционирование:

  • Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность (расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности государства и муниципалитетов).

Включают статьи расходов, предназначенные для следующих  целей:

- ¾ инвестиции для создания государственного и муниципального имущества;

- ¾ инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица;

- ¾ бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам и другим бюджетам;

- ¾ расходы на капитальный (восстановительный) ремонт;

- ¾ субсидии, субвенции дотации юридическим лицам и другим бюджетам на инвестиционные цели и др.

  • Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти и бюджетных учреждений и выполнение других функций, не связанных с инновационной и инвестиционной деятельностью.

Включают статьи расходов, предназначенные для следующих  целей:

- ¾ ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- ¾ пособия и компенсации населению;

- ¾ субсидии, субвенции дотации юридическим лицам на текущее функционирование;

- ¾ финансовая помощь другим бюджетам на текущее функционирование и др.

В составе капитальных  расходов бюджетов может быть сформирован  бюджет развития.

Формы расходов бюджетов характеризуют определенный экономический (хозяйственный) механизм, с помощью которого выполнятся те или иные функции государства. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансферты населению (в т.ч. ассигнования органам местного самоуправления на выплаты, установленные законодательством РФ, законодательством субъектов РФ);
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов);
  • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам (бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии);
  • кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Способы осуществления бюджетных  расходов характеризуют организационно-правовой механизм осуществления расходов; какой субъект и от чьего имени осуществляет расходы (кто непосредственно является обязанным осуществить расходы).

Существуют следующие  правовые механизмы осуществления  бюджетных расходов:

  • От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Это, как правило, крупные  расходы, непосредственно предусмотренные  функциональной классификацией расходов бюджетов. От имени указанных субъектов, обычно, действуют органы власти или  уполномоченные ими организации.

  • От имени бюджетного учреждения или уполномоченной организации осуществляются расходы на текущее функционирование, капитальный ремонт или инвестирование для расширения собственной деятельности.

Все указанные выше формы  расходов могут осуществляться исключительно  от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (кроме  непосредственных трансфертов населению).

Исключительно от своего имени  могут осуществляться расходы на оплату труда; перечисление страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды; командировочные и компенсационные  выплаты работникам; оплату товаров, работ и услуг без заключения государственных или муниципальных  контрактов.

Расходы, предусмотренные  статьями бюджета, могут осуществляться следующими правовыми субъектами:

  1. Органы власти (бюджетные учреждения наделенные властными полномочиями).

Могут осуществлять все формы  расходов, указанные выше (при этом они действуют от имени государства  или муниципального образования), а  также осуществлять расходы в  качестве бюджетного учреждения (от своего имени).

  1. Бюджетные учреждения (не наделенные властными полномочиями).

Могут осуществлять расходы  только на цели, предусмотренные для  бюджетных учреждений (от своего имени, а для государственных и муниципальных  контрактов — от имени государства или муниципального образования).

  1. Уполномоченные организации (не являющиеся бюджетными учреждениями).

Могут осуществлять от имени  государства или муниципального образования расходы, на которые  они были уполномочены (в качестве агентов государства или муниципального образования в той или иной сфере).

Методы осуществления  бюджетных расходов определяют механизмы, используемые в бюджетном процессе для планирования и утверждения расходов. Эти механизмы обусловлены особенностью задач и проблем, стоящих перед государством и муниципалитетами.

  • Функциональный метод осуществления бюджетных расходов — применяется для финансирования постоянно выполняемой государственной или муниципальной функции.

Метод позволяет финансировать  уже существующий механизм решения  той или иной проблемы, постоянно  стоящей перед обществом (например, расходы на содержание школ, больниц; финансирование пенсий и пособий  населению).

  • Программно-целевой метод осуществления бюджетных расходов — применяется для финансирования ограниченной во времени программы, связанной с достижением определенной общественной цели.

Метод применяется для  создания механизма решения вновь  появившейся проблемы или развития и совершенствования механизма  решения старой проблемы (например, строительство новых школ, приобретение нового оборудования для больниц).

Хотя функциональные расходы  ассоциируются с текущими, а программно-целевые — с капитальными, различие не в инвестиционном характере, а в механизме планирования и утверждения. Часть капитальных расходов осуществляется на постоянной основе и не требует программного утверждения (капитальный ремонт, замена оборудования и т.п.), а программы расходов могут предусматривать оплату труда и другие текущие затраты. Функциональные расходы, как правило, имеют постоянный характер и определяются утвержденными нормативами (поэтому функциональный метод еще называют нормативным).

 

    1.  Основные понятия, принципы, задачи расходов бюджета на социальную политику

 

Социальная политика - система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств бюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Социальная политика государства - система принципов, целей, задач  и средств, обеспечивающих такое  социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение общественных групп и  слоев населения, при котором  они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом. Она  осуществляется на основе интересов  людей, является управлением интересами и призвана устранять противоречия между несовпадающими интересами различных  субъектов, текущими и перспективными интересами общества.

Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер  федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется центром  и представляет собой двухсторонний  процесс взаимодействия федеральных  и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местного самоуправления с учетом сформированной федеральным центром концепции региональной социальной политики.

Муниципальная социальная политика - система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение  населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы  муниципального образования. Она строится в русле социальной политики государства  и во взаимодействии с органами государственной  власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную  социальную политику реализуются как  собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный  уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Информация о работе Расходы бюджета на социальную политику