Разработка бюджетов бизнес-плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в разработке бюджетов бизнес-плана.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
ознакомиться с характеристикой сводных бюджетов;
разработать сводные бюджеты бизнес-плана;
сформировать финансовые бюджеты бизнес-плана;
построить финансовый профиль проекта;
рассчитать точку безубыточности проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СВОДНЫХ БЮДЖЕТОВ..............................................5
1.1 Сущность и функции бюджетирования..........................................................5
1.2 Виды бюджетов и их цели................................................................................7
2 БЮДЖЕТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА.........................................................................16
2.1 Операционные бюджеты................................................................................17
2.2 Финансовые бюджеты....................................................................................35
2.3 Финансовый профиль проекта.......................................................................43
2.4 Расчет точки безубыточности........................................................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kristina_31.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

 

Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. [3]

Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).

Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр. [5]

Следующим шагом является составление бюджет движения денежных средств.

Бюджет движения денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств. [3]

Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.

Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.

Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.

Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.

Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Также, прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. [5]

 

2 БЮДЖЕТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА

Таблица 2.1 – Исходные данные, вариант 31

Показатель

Значение

1. Стоимость оборудования необходимого  для реализации проекта, тыс.$

460

2. График ввода по месяцам, %:

 

1 месяц

70

2 месяц

30

3 месяц

-

3. Срок службы, лет

10

4. Цена за 1 шт.

5

5. Рентабельность продукции, %

18

6. Структура себестоимости:

 

6.1. переменные затраты

45

в т.ч. з/п основных рабочих

70

6.2. постоянные затраты

55

издержки на сбыт

1,5

налоги в себестоимости

1,5

Прочие расходы

30

7. Начальный капитал, тыс.$

470

8. Процент по кредиту

15

9. Доля заемного капитала, %

40

10. Условия предоставления кредита, лет

3

11. Запасы по ГП

13

12. Объем продаж по годам:

 

1-й год

200

2-й год

350

13. Запас по СиМ, %

13

14. Число рабочих смен:

 

1-й месяц 

14

2-й месяц 

13

3-й месяц 

18

4-й месяц 

20

5-й месяц 

22

6-й месяц и далее

21


 

 

2.1 Операционные бюджеты

Исходным пунктом в бюджетировании является составления бюджета продаж. Он представлен в таблице 2.2.

В соответствии с исходными данными количество рабочих смен в 1 год - 234, во 2 год – 252. При этом объемы продаж в натуральном выражении следующие: 1 год – 200 тыс. шт., 2 год – 350 тыс. шт. Цена единицы продукции 5 у.е. Таким образом, чтобы определить объем продаж в  месяц необходимо воспользоваться формулой (2.1).

        (2.1)

где , - объем продаж в месяц, год, тыс. шт.

, - количество смен в месяц, количество смен в год.

Используя месячный объем продаж в натуральном выражении можно найти месячный объем продаж в стоимостном выражении. Для этого необходимо полученный объем продаж умножить на цену единицы продукции.

На основе полученных данных составим бюджет поступления денежных средств. Согласно исходным данным в текущем месяце поступает 80% денежных средств, в следующем 20%.

Таким образом, дебиторская задолженность на конец 2 года составит 25 тыс.у.е.

 

 

Таблица 2.2 – Бюджет продаж

 

Таблица 2.3 – Бюджет поступлений денежных средств

 

 

Далее перейдем к бюджету производства. Для составления бюджета производства в натуральном выражении воспользуемся данными таблицы  2.2. Норма по запасам готовой продукции составляет 13%. 

Запасы на начало и на конец периода рассчитываются путем умножения объема продаж в текущем и следующем месяцах соответственно на 13%, объемы производства рассчитываются путем прибавления запасов на конец и вычитания запасов на начало периода из объема продаж соответствующего месяца.

Бюджет производства в стоимостном выражении составляется аналогичным образом.

  

Таблица 2.4 – Бюджет производства в натуральном выражении

Таблица 2.5 – Бюджет производства в стоимостном выражении

 

 

Перейдем к бюджету прямых затрат на сырье и материалы.

Потребность сырья и материалов на программу находится по формуле (2.2).

         (2.2)

где - потребность на программу сырья и материалов, тыс. кг.;

      - норма по сырью и материалам (1,2 кг/шт).

Чтобы определить потребность на программу материальных ресурсов в стоимостном выражение, необходимо рассчитать стоимость единицы потребляемого материала.

        (2.3)

где - себестоимость единицы продукции, тыс. у.е.

       - рентабельность продукции, 18%.

Подставив имеющиеся данные в формулу (2.3), получим следующее выражение:

5/(1+0,18)=4,237 тыс. у.е.

Таким образом, себестоимость единицы продукции составляет 4,24 тыс. у.е.

Из условия известно, что переменные затраты составляют 45%, постоянные соответственно 55%. При этом, 70% переменных затрат – ФОТ основных рабочих и 30% - материальные затраты. А затраты на сырье и материалы – 85% в материальных затратах.

Проведем следующие расчеты:

dCпер = 4,24 * 0,45 = 1,908

dМЗ = 1,908* 0,3 = 0, 572 

dСиМ = 0,572 * 0,85 = 0,486     

Согласно полученным результатам удельные затраты материальных ресурсов составляют 0,486 тыс.у.е.

Определим цену ресурса:

        (2.4)

0,486/1,2=0,405

Далее находим потребность на программу материальных ресурсов в стоимостном выражении.

Рассмотрим бюджет закупок.

Норматив по запасам СиМ составляет 13 дней, то есть в процентном выражении он будет равен 43,3%.

Нз=13/30=4,33

Запасы по СиМ на начало и конец периода рассчитываются путем умножения объема продаж в текущем и следующем месяцах соответственно на 43,3%. В соответствии с полученными данными рассчитаем потребность в СиМ с учетом поддержания их запасов путем прибавления к сумме потребности в сырье и материалах суммы запасов на конец периода за вычетом суммы запасов на начало периода (таблица 2.7).

В соответствии с полученными данными за первые три месяца рассчитаем сумму оборотного капитала:

      (2.5)

где - оборотный капитал, тыс.у.е.;

- затраты на сырье и материалы за 1,2,3 месяцы, тыс.у.е.

При данных условиях оборотный капитал составляет 7,948 тыс.у.е.

 

Таблица 2.6 – Бюджет прямых затрат на сырье и материалы

Таблица 2.7 – Бюджет закупок

 

Бюджет прямых затрат представлен в таблице 2.8.

Затраты по отдельным статьям находятся путем умножения соответствующих удельных затрат на объем производства.

Как было указано выше, удельные прямые переменные затраты составляют 45% от себестоимости единицы продукции, то есть 1,908 тыс.у.е.

Доля энергозатрат составляет 15% от суммы материальных затрат, а ФОТ основных рабочих - 80% от суммы переменных затрат.

Затраты на единицу продукции могут быть представлены следующим образом:

dЭнерг = 0, 572* 0,15 = 0,08

dФОТосн = 1,908 * 0,7 = 1,335

Таким образом, сумма статей затрат составляет сумму прямых затрат.

 

 

 

Таблица 2.8 – Бюджет прямых затрат

 

 

Далее необходимо составить бюджет накладных расходов.

Сумма накладных расходов находится аналогичным образом, что и переменные затраты. В данном случае доля постоянных затрат на единицу продукции составляет 55% от себестоимости единицы продукции – 2,330 тыс.у.е.

Сумма постоянных затрат составляет 460,92 тыс.у.е.

При этом доля ФОТ руководителей и специалистов – 55% от суммы накладных расходов, издержки на сбыт – 1,5% от суммы постоянных затрат, налоги в себестоимости – 1,5% от общей суммы постоянных затрат.

Для нахождения суммы амортизации нам понадобится вспомогательная таблица 2.9.

Согласно исходным условиям, стоимость основных средств предприятия составляет 460 тыс. у.е., при этом ввод их в эксплуатацию осуществляется следующим образом: 1 месяц – 70%; 2 месяц – 30%;

Срок службы основных средств – 10 лет. Следовательно, норма амортизации (На):

        (2.6)

   

Сумма амортизации на конец 2 года составит 107,07 тыс.у.е.

Также, рассчитаем налог на имущество, который начисляется каждый квартал и составляет 2,2% в год, то есть 0,55% в квартал. Для этого необходимо найти остаточную стоимость основных средств за квартал. Воспользуемся формулой средней хронологической.

    (2.7)

где - средняя остаточная стоимость основных фондов за квартал, тыс.у.е.;

- остаточная стоимость основных  фондов за месяц, тыс.у.е;

n – порядковый номер месяца;

k – количество периодов.

Полученные значения заносятся в бюджет накладных расходов.

Таблица 2.9 – Расчет суммы амортизации по остаточной стоимости и налога на прибыль

 

 

Что касается бюджета себестоимости, то он составляется на основе данных таблиц 2.8 и 2.10. Себестоимость производства – это сумма постоянных и переменных затрат.

 

2.10 – Бюджет накладных расходов

 

 

 

 

Перейдем к расчету финансовых издержек.

Рассчитаем сумму первоначального капитала

        (2.8)

где НК – начальный капитал, тыс.у.е.;

ОС – основные средства, тыс.у.е.;

РК – резервный капитал,тыс.у.е.;

ОК – оборотный капитал, тыс.у.е.

В нашем случае резервный капитал уже включен в начальный капитал и составляет 470 тыс.у.е.

НК = 470 +10+ 7,948= 477,948

Согласно заданным условиям, собственные средства составляют 60% от начального капитала (286,768тыс.у.е.), а заемные – 40% (191,179 тыс.у.е.).

Процент по кредиту – 15% годовых. То есть в месяц процент составляет 1,25%.

Срок предоставления кредита – 3 года или 36 месяцев.

Выплата тела кредита начисляется с 6 месяца ,но выплачивается в 7

=191,179/36-5=6,167

где - сумма кредита к погашению в месяц, тыс.у.е.

Учитывая, что выплата тела кредита начинается с седьмого месяца, первые шесть месяцев сумма процентов исчисляется от полной суммы кредита. Начиная с седьмого месяца, проценты по кредиту за текущий месяц исчисляются от остаточной суммы кредита на начало месяца.

Таким образом, на конец 3 года сумма кредита будет полностью погашена.

Расчет финансовых издержек представлен в таблице 2.12.

 

 

 

 

Таблица 2.12 – Финансовые издержки

 

 

Бюджет доходов и расходов составляется на основе ранее составленных бюджетов (таблица 2.13).

Маржинальный доход находится путем вычитания суммы переменных затрат из суммы дохода от продаж.

Прибыль о реализации – это разница между маржинальным доходом и постоянными затратами.

Прибыль к налогообложению рассчитывается путем вычитания из прибыли от реализации суммы финансовых издержек и налога на имущество.

Информация о работе Разработка бюджетов бизнес-плана