Проблемы и перспективы формирования бюджета ХМАО - Югры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 04:53, статья

Краткое описание

В данной статье рассматриваются основные характеристики бюджета Ханты-Мансийского автономного округа, его формирование и расходование в период с 2011 – 2013 гг. А также указаны основные программы, проекты, направления финансирования за счет бюджета ХМАО-Югры.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА ХМАО-Югры в период с 2011-2013 гг_4f74d6f5ef04b.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

    2.3. Проблемы и перспективы  формирования бюджета  ХМАО - Югры 
 

    ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА ХМАО-ЮГРЫ В ПЕРИОД С 2011 – 2013 гг.

    Айнуллина Г.Н.

    Научный руководитель: Коростелева В.В., старший  преподаватель

    ГОУ ВПО «Югорский государственный  университет», г. Ханты-Мансийск 

    В данной статье рассматриваются  основные характеристики бюджета Ханты-Мансийского  автономного округа, его формирование и расходование в  период с 2011 – 2013 гг. А также указаны  основные программы, проекты, направления  финансирования за счет бюджета ХМАО-Югры.  

    Бюджет  автономного округа - это форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    Бюджет  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утверждается в форме закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Данные окружные законы принимаются Думой ХМАО-Югры и вступают в силу с 1 января очередного финансового года.

    Как и при формировании бюджета Российской Федерации в процессе формирования бюджета ХМАО-ЮГРЫ, возникают следующие проблемы:

    • изначальное принятие дефицитного бюджета;
    • низкая собираемость налогов как следствие несовершенства налоговой системы;
    • неплатежи и неденежные формы расчетов с бюджетом;
    • невыполнение обязательств, предусмотренных в окружном бюджете;
    • большое влияние теневой экономики на экономическую и политическую ситуацию в округе и в стране.

    Бюджет  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2008 году был исполнен с дефицитом, в 2009 – с профицитом; бюджет на 2010-2012 гг. предусматривает дефицит в установленных Бюджетным кодексом РФ предельных значениях.

    Таблица 1

    Баланс  бюджета автономного  округа в 2010 - 2012 гг., тыс.руб.[1]

Показатели 2010 год 2011 год 2012 год (план)
Всего доходов 100 783 273,6 101 125 299,1 105 857 230,1
Всего расходов 107 015 496,6 105 780 368,3 110 133 849,1
Дефицит (-) (- 6 232 223,0) (- 4 655 069,2) (- 4 276 619,0)

 

    Из  таблицы 1 видно, что в период с 2010 по 2011 год дефицит бюджета автономного округа сократился на 1 577 154,0 тыс.руб., а в 2012 году планируется сокращение суммы дефицита бюджета еще на 378 450,0 тыс.руб. Дефицит покрывается за счет финансирования: увеличения налогообложения, внутреннего банковского финансирования, внешнего льготного финансирования (например, за счет получения безвозмездных субсидий и др.).

    Бюджетная политика автономного округа в предстоящей  трехлетке (2010 – 2012 гг.), как и в предыдущие периоды, будет направлена, прежде всего, на повышение качества жизни населения, обеспечение экономической стабильности нашего региона, на достижение конкретных результатов в реализации бюджетной политики. 

    В настоящее время, когда положительные  тенденции роста экономики пока носят неустойчивый характер, главной  целью бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы автономного округа. В связи с этим предлагается бюджет автономного округа балансировать с "нулевым" дефицитом на 2011-2013 гг.

    Таблица 2

Основные  параметры бюджета  ХМАО-Югры на 2011-2013гг., млрд. руб.[4]

Показатели 2011 год 2012 год (план) 2013 год (план)
Всего доходов 127,8 140,1 144,4
Всего расходов 127,8 140,1 144,4
Дефицит (-) 0 0 0

 

    При этом необходимо осуществить пересмотр  приоритетности расходов для кардинального  повышения их эффективности. 

    В предстоящем трехлетнем периоде коренные перемены предполагается осуществить в организации государственного управления в связи с переходом к новому программно-целевому бюджетному планированию.

    Основы  для этого будут заложены в  Программе повышения эффективности  бюджетных расходов автономного округа.

    Важнейшим приоритетом бюджетной политики на ближайшую перспективу остается повышение качества жизни населения  автономного округа.

    В бюджете автономного округа на 2010-2012 годы:

    - в полном объеме запланированы средства на выполнение социальных обязательств перед гражданами,

    - предусмотрено увеличение оплаты труда работников бюджетной сферы в рамках перехода на новые системы оплаты труда (предполагается, что с 2011 года система оплаты труда на основе единой тарифной сетки на региональном уровне будет полностью замещена отраслевыми системами оплаты труда, при этом повышение заработной платы работникам государственных учреждений должно составить не менее 10 процентов, при условии сохранения объёма должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации),

    - запланирована индексация стипендий студентов государственных учреждениях профессионального образования (с 1 сентября 2011 года на 6,5 процентов),

    - будет произведена индексация денежного довольствия военнослужащих органов внутренних дел, и приравненных к ним лиц (с 1 апреля 2011 года на 6,5 процентов). 

    В соответствии с федеральными требованиями, в ближайшие годы планируется  реализовать крупномасштабный проект модернизации здравоохранения.

    Будет продолжена работа, связанная с оптимизацией сети образовательных учреждений, созданием  стимулов для привлечения частного сектора в данную отрасль, увязкой  программ подготовки специалистов с  требованиями рынка труда. 

    В среднесрочной перспективе будет  продолжена реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, обеспечения доступным жильем граждан, развития агропромышленного комплекса, мероприятия которых будут включены в комплексные целевые программы автономного округа.

    Главными  приоритетами в области налоговой  политики на 2011 год и на ближайшую  перспективу являются увеличение налогового потенциала Югры посредством расширения налоговой базы, отмены неэффективных  налоговых льгот и улучшения налогового администрирования.

Таблица 3

Доходная  часть бюджета  ХМАО-Югры на 2011-2013 гг., млрд.руб.[4]

Вид доходов 2011 год 2012 год 2013 год
Налоговые доходы 122,3 135,1 139,9
Неналоговые доходы 1,9 1,9 1,9
Безвозмездные поступления 3,7 3,1 2,6
ВСЕГО 127,8 140,1 144,4

 

    В доходной части бюджета 2011 года не учтены доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В 2010 году доходы от предпринимательской деятельности, поступающие в бюджет, за первое полугодие составили около 2,2 млрд. рублей. Данные новшества обусловлены принятием Федерального закона № 83-ФЗ, предусматривающего изменения в правовом положении государственных (муниципальных) учреждениях. До признания соответствующего статуса тем или иным государственным учреждениям, в течение 2011 года доходы бюджетных (автономных) учреждений, полученных от оказания ими предпринимательской деятельности, будут поступать в самостоятельное распоряжение данных учреждений.

    Расходная часть бюджета ХМАО-Югры на 2011-2013 гг.

    Финансовое обеспечение публичных обязательств (расходы на выполнение государственных полномочий по реализации федерального и окружного законодательства в сфере социальной защиты населения) в целом составит:

    в 2011 году – 29,8 млрд. рублей (+ 2,6 млрд. рублей к 2010),

    в 2012 году – 30,4 млрд. рублей,

    в 2013 году – 30,7 млрд. рублей.

    Финансовое  обеспечение перехода на новые системы  оплаты труда работникам бюджетной  сферы составит:

    на 2011 год – 4,3 млрд. рублей,

    на 2012 год – 4,3 млрд. рублей,

    на 2013 год – 4,3 млрд. рублей.

    Общий объем межбюджетных трансфертов  муниципальным образованиям автономного  округа составит:

    на 2011 год – 47,8 млрд. рублей (- 1,2 млрд. рублей к 2010),

    на 2012 год – 50,4 млрд. рублей,

    на 2013 год – 51,4 млрд. рублей.

    Наибольшую  долю в структуре расходов бюджета по-прежнему будут занимать межбюджетные трансферты муниципальным образованиям автономного округа. Их объем увеличится за три года на 3,6 млрд.руб.

    В бюджете 2011-2013 гг. соотношение расходов по их объему остается примерно в ранее  сложившихся пропорциях: с наибольшим объемом в сферах образования, здравоохранения и жилищно – коммунальной отрасли.

    В целом планируемый объем бюджетных  ассигнований обеспечит выполнение социальных обязательств автономного  округа, обязательств по оплате труда  работникам учреждений автономного округа, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации бюджетной политики в соответствующих сферах.

    Список  литературы:

  1. Закон о бюджете ХМАО-Югры на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов // http://www.dumahmao.ru/right/thebudget2010/thebudget2010_386.html
  2. Закон ХМАО-Югры от 29 ноября 2010 года № 208-03 «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 год // http://www.dumahmao.ru/right/thebudget2011-2013/thebudget2011-2013_717.html
  3. Закон ХМАО-Югры от 12 ноября 2011 года № 106-03 «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год // http://www.dumahmao.ru/right/thebudget/thebudget_865.html
  4. Справка об основных характеристиках бюджета автономного округа на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов // http://www.dumahmao.ru/right/officeofbudget/budget/budget_810.html

Информация о работе Проблемы и перспективы формирования бюджета ХМАО - Югры