Потребительское кредитование на примере Русского Стандарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 20:52, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, что в современной экономике России банки играют неотъемлемую роль и являются основным элементом банковской системы. Потребительский кредит занимает ведущее место в деятельности многих банков и в экономике страны в целом. В России такой вид кредитования имеет определенные недостатки, поскольку банковская система находится на стадии развития. Однако, учитывая крайнюю необходимость в потребительском кредите

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4
Глава 1 Развитие потребительского кредитования в России 7
1.1 Сущность потребительского кредита и его особенности 7
1.2 Классификация потребительских кредитов 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование потребительского кредитования 18
Глава 2 Организация потребительского кредитования на примере ЗАО "Банк Русский Стандарт" 24
2.1 Характеристика рынка потребительского кредитования на современном этапе в России 24
2.2 Характеристика деятельности ЗАО "Банк Русский стандарт" 25
2.3 Анализ финансовой отчетности ЗАО "Банк Русский Стандарт" 29
2.3.1 Анализ бухгалтерского баланса ЗАО "Банк Русский Стандарт" 29
2.3.2 Анализ отчета о прибылях и убытках ЗАО "Банк Русский Стандарт"33
2.4 Анализ потребительского кредита, предостовляемых на торговых точках35
2.5 Анализ потребительского кредита, предостовляемого по кредитным картам 38
2.6 Анализ потребительского кредита на неотложеные нужды 45
2.7 Расчетное обслуживание физических лиц 48
Глава 3 Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО "Банк Русский Стандарт" 52
3.1 Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО "Банк Русский Стандарт" 53
3.2 Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО "Банк Русский Стандарт" 57
3.3 Особенности кредитования физических лиц в ЗАО "Банк Русский Стандарт" в современных условиях 64
3.4 Мероприятия по совершенствованию процесса кредитования, оценка их эффективности 68
Заключение……………………………………………………………………………….81
Список литературы………………………………………………………………………84
Приложения………………………………………………………………………………87

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа Настя2.docx

— 195.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, высокие темпы роста потребительского кредитования в России сохраняется и в течение 2007-2012г., а общий объем рынка может удвоиться. Росту рынка потребительских кредитов будут способствовать ряд факторов, в числе которых продолжающийся рост экономики страны, сопровождаемый ростом доходов населения, появление на рынке новых игроков и новых кредитных продуктов и, как следствие, снижение ценовых условий кредитования. Такому стремительному росту способствует ряд факторов.

Рисунок 1.Кредиты, предоставляемые физическим лицам в рублях и иностранной валюте в РФ.

Во-первых, рост доходов населения, стимулирующий потребительскую активность. По данным Банка России, денежные доходы населения за 7 лет выросли более чем в 7 раз (с 1776 млрд. руб. – на 1 января 2005г. до 13 552,5 млрд. руб. – на 1 января 2012г.)( http://www.cbr.ru/)

 Данная тенденция на фоне благоприятной экономической ситуации предоставила возможность населению планировать свои будущие поступления и расходы. В связи с этим стал расти спрос на более капиталоемкие товары и услуги, например, приобретение недвижимости (Каурова Н.Н. тенденции и перспективы розничного бизнеса коммерческих банков в России // Банковский ритейл).

Во-вторых, потребительское кредитование в настоящее время является одним из наиболее доходных сегментов рынка банковских операций. После кризиса спекулятивных инструментов (ГКО-ОФЗ) банки стали искать другие доходные рынки. Маржа в секторе кредитования физических лиц, несмотря на снижение продолжает оставаться выше, чем в других сегментах на 6 - 8 % (http: www.rusrating.ru/ru/research/volume_debts)

В-третьих, увеличение кредитного потенциала банковской системы. Кредитный потенциал представляет собой способность ресурсной базы сохранять и увеличивать объемы кредитных вложений. Рассмотрим показатели деятельности кредитных организаций за период с 01.01.2010г. по 01.04.2012г. (табл. 11).

 

 

Таблица 10- Показатели деятельности кредитных организаций России, млрд. руб1

Показатель

01.01.11

01.01.12

Изменение за год

Денежные средства, драгметаллы и камни

501,7

412,9

-88,8

Счета в Банке России

1294,7

1056,8

-237,9

Корреспондентские счета в банках

413,3

341,2

-72,1

Ценные бумаги, приобретенные банками

2250,6

2252,5

1,9

в т.ч. долговые обязательства РФ

1541,4

1563,9

21,5

Прочее участие в уставных капиталах

25,2

26,7

-1,5

Ссудная задолженность

14288,6

16110,9

1822,3

Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

434,8

467,1

32,3

Использование прибыли

122,7

154,5

31,8

Прочие активы

489,6

500,8

11,2

Всего активов

20125,1

21323,4

1198,3

Фонды и прибыль банков

2809,2

2946,1

136,9

Кредиты, депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитными организациями от ЦБ РФ

34,0

147,1

113,1

Счета банков

194,4

179,1

-15,3

Кредиты, депозиты и иные средства, полученные

от других банков

2807,4

2999,2

191,8

Средства клиентов

12252,3

12896,2

643,9

в т.ч. депозиты юридических лиц

3520,0

6311,7

2791,7

вклады физических лиц

5159,2

5313,6

154,4

Прочие пассивы

915,3

1029,6

114,3

Всего пассивов

20125,1

21323,4

1198,3


 

За анализируемый период, благодаря экономической стабильности, увеличению прибыли предприятий и организаций, росту доходов населения и введению закона о страховании вкладов, значительно выросли объемы депозитов юридических лиц (в 3,5 раза) и вкладов физических лиц (более чем в 1,5 раза).

Росту рынка потребительского кредитования способствовало также и снижение уровня процентных ставок.

Среднее снижение ставки по кредитам срочностью до 1 года в рублях составило в 2004г. примерно 3%. В то же время стоимость долгосрочных кредитов, напротив, выросла на 90 банковских процента, составив порядка 17% годовых. Наибольшее снижение процентных ставок наблюдалось по кредитам срочностью от 3 до 6 мес., которое составило порядка 4,5%.

Росту рынка потребительского кредитования способствовало также и снижение уровня процентных ставок.

В то же время необходимо отметить, что рынок потребительского кредитования в России только находится на пути к нормальному функционированию. Существует целый ряд причин, препятствующих его развитию.

Во-первых, пробелы в законодательной и нормативной базах. Фактически законодательная база оказалась не готова к буму потребительского кредитования. Закон о бюро кредитных историй был принят только в 2004г. Ряд законодательных и нормативных актов находится только на стадии разработки и рассмотрении:

- это закон о потребительском кредитовании, в котором предписывается банкам информировать клиентов обо всех расходах, связанных с кредитом; предусматривается для заемщика отсрочка по платежам в ряде случаев; право заемщика в течение недели после подписания договора отказаться от кредита;

- закон о банкротстве физических лиц, в котором определяется порядок банкротства должника, сроки рассрочки для уплаты долга, меры, предпринимаемые к заемщикам-банкротам;

 - поправки в законодательные и нормативные акты, позволяющих Банку России принимать меры воздействия к банкам, скрывающим реальный уровень просроченной задолженности: от требования пересчета резерва на возможные потери по ссудам до исключения банка из системы страхования вкладов.

Во-вторых, отсутствует развитая инфраструктура рынка потребительского кредитования (кредитные брокеры, коллекторские агентства, бюро кредитных историй). В настоящее время деятельность кредитных брокеров фактически не регулируется, что привело к появлению большого числа «черных» брокеров. Только в последнее время стали предприниматься ввести добровольную сертификацию брокеров под эгидой профессиональной общественной организации.

Широкого распространения пока не получили коллекторские агентства. В российских банках проблемы просроченной задолженности решается в основном юридическими службами и службами безопасности. В то же время в США в настоящее время не один банк самостоятельно не работает с должниками, этим занимаются 6,5 тыс. коллекторских агентств, которые расположены по всей стране (Зарщиков А. Чувство долга /.)

Бюро кредитных историй (БКИ) начали действовать только в 2005г., и их базы данных содержит еще мало кредитных историй. Так же многими банками еще не решены технические вопросы по взаимодействию с БКИ. В связи с этим ожидать снижение процентных ставок по кредитам на основании кредитных историй следует только через несколько лет, когда БКИ накопят значительный объем данных, и будет отработанно совместное взаимодействие между банками.

По мнению экспертов, результаты работы коллекторских агентств и БКИ по предотвращению и борьбе с просроченной задолженностью будут заметны не ранее, чем через 5-7 лет.

В-третьих, отсутствие во многих банках эффективных скоринговых методов. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с кредитоспособностью индивидуальных заемщиков, поэтому важно обеспечить правильный отбор таких характеристик и определить соответствующие им весовые коэффициенты. Кроме того, отличительная черта скорингового метода состоит в том, что он должен применяться не по шаблону, а разрабатываться самостоятельно каждым банком исходя из особенностей, присущих ему, учитывая традиции страны, изменения социально-экономических условий и т.д. Прежде чем широко внедрять скоринг, каждый банк должен провести анализ эффективности действующей модели и при необходимости модифицировать набор характеристик и шкалу их числовых оценок.

В-четвертых, отсутствие у населения «финансовой идентичности». У граждан пока не сложилось четкого представления о том, как должен себя вести заемщик. Отсутствует понимание, что негативная кредитная история может отрицательно сказаться на возможности получения кредита в дальнейшем.

В-пятых, агрессивная кредитная политика многих коммерческих банков, которая отражается на состоянии кредитного портфеля. Рассмотрим портфели кредитов физических лиц 3-х банков (Сбербанк России, ВТБ-24, ХКФ Банк), которые активно работают на рынке потребительского кредитования.

Сбербанк – лидер розничного кредитования, благодаря взвешенной кредитной политике (учет только официальных источников дохода, необходимость иметь поручителей для оформления кредита, активная борьба с предотвращением просроченной задолженностью и т.д.) имеет довольно низкий уровень просроченной задолженности. Банк «ВТБ 24» проводит более агрессивную кредитную политику, стремясь захватить свою долю на рынке потребительского кредитования. В дальнейшем можно предположить, что банк либо ужесточит условия выдачи кредитов, либо столкнется с ростом просроченной задолженности.

Банк Русский Стандарт, благодаря чрезвычайно либеральным условиям кредитования населения (даже в области ипотечного кредитования) стал одним из лидеров рынка, однако столкнулся с очень высоким уровнем просроченной задолженности.

3.2. Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО "Банк Русский Стандарт

Состояние розничного кредитования на сегодняшний  момент полностью определяется экономической  ситуацией в стране. С начала кризиса  банки свернули значительное количество кредитных программ. Не обошло это  стороной и потребительское кредитование.

Общие тенденции на рынке потребительского кредитования:

- рост процентных ставок;

- насыщение товарных рынков, замедление роста рынка кредитования в торговых точках;

- рост давления со стороны торговых сетей (переход сетей на сотрудничество только с одним банком);

- рост финансовой грамотности заемщиков;

- применение более серьезных процедур оценки заемщиков;

- сокращение доли нецелевых кредитов в структуре банковских продуктов для населения;

- сокращение банков в торговых точках для снижения доли высокорисковых кредитов в структуре портфеля.

Стратегией ЗАО "Банка Русский  Стандарт" на 2009 - 2011гг являлась сохранение лидирующих позиций на всех ключевых направлениях банковской розницы, рост или удержание доли рынка, в зависимости от продуктовой категории, а также обеспечение традиционно высоких показателей финансовой и операционной эффективности. В рамках реализации данной стратегии банк будет продолжать наращивать объемы операций по всем ключевым продуктовым категориям, включая потребительское кредитование и кредитные карты. Также банк планирует провести диверсификацию бизнеса за счет развития продуктового ряда. Значительное внимание уделяется повышению эффективности каналов продвижения и поддержки продаж, их функциональности для клиентов, развития клиентских сервисов и каналов обслуживания. Продолжится работа по улучшению качества и конкурентоспособности предоставляемых финансовых услуг.

В 2012 году до конца текущего года банк "Русский стандарт" рассчитывает увеличить кредитный портфель до 180-190 млрд рублей, сообщил председатель правления банка.

Банк в августе  2012 года по объему кредитов вышел на докризисный уровень - 150 млрд рублей.

Таким образом, портфель кредитов в  соответствии с планами до конца  года может увеличиться на 20-26%.

Банк "Русский стандарт" по итогам первого полугодия 2012 года занимает 26-е место по размеру активов, 11-е место по объему средств физ. лиц и 6-е место по объему кредитов физ. лицам в рейтинге. 

Повышение лояльности существующих клиентов и привлечение новых является приоритетной задачей банка на ближайшее  время. Для реализации данной стратегии банк проводит взвешенную политику в области ценообразования, учитывающую как присущие потребительскому кредитованию риски, так и интересы и предпочтения клиентов, в том числе в продуктовой линейке и сфере услуг. Банк активно сотрудничает с международными финансовыми организациями, учитывая в своей деятельности опыт мировых лидеров в области потребительского кредитования.

Удерживать банку лидирующие позиции  во всех значимых для него сегментах  рынка банковских услуг помогают следующие конкурентные преимущества:

- широкий спектр услуг и банковских продуктов в секторе кредитования физических лиц;

- значительная сеть представительств банка в регионах (более чем в 1700 городах РФ);

- постоянное совершенствование клиентского сервиса, существенная модернизация технологии обслуживания клиентов и новые сервисные возможности;

- развитая сеть розничного бизнеса в сегменте кредитования в точках продаж (более 40000 точек);

- оптимальный набор документов для получения кредита;

- возможность бесплатного погашения через сеть приемных банкоматов;

- безупречная кредитная история перед кредиторами, позволяют рассчитывать на дельнейшее развитие международного сотрудничества с финансовыми институтами для привлечения ресурсов с невысокой стоимостью;

- отсутствие ежемесячных комиссий по всем видам кредитов.

Укрепить позицию лидера в секторе  кредитования физических лиц банк сумел  за счет интенсивного развития региональной сети. Стабильность бизнеса банка  в настоящее время и в среднесрочной  перспективе обеспечивается последовательным и неуклонным наращиванием конкурентного  преимущества в выбранной отрасли.

Серьезные инвестиции в информационные технологии и маркетинговые исследования позволяют банку создать высокое  качество обслуживания и снизить  издержки. Банк постоянно предлагает новые продукты, которые неизменно  пользуются значительным вниманием  потребителей.

Работа с существующей и потенциальной  розничной клиентской базой является приоритетом для банка.

В частности банк установил порог  первоначального взноса. Теперь для  оформления потребительского кредита клиенту может внести как минимум 0% первоночального взноса.

Также были пересмотрены правила оценки платежеспособности заемщика: сегодня  идеальным клиентом банка является – это человек, получающий «белую» зарплату, с супругой (или супругом), средних лет (от 28 до 43), имеющий высшее образование и солидный трудовой стаж, с положительной кредитной историей.

Информация о работе Потребительское кредитование на примере Русского Стандарта