Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:58, реферат

Краткое описание

Проанализируем правовые основы бюджетной системы, государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявлении наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение
I. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
1.1 Сущность бюджета и его экономическое значение
1.2 Принципы построения бюджетной системы
II. Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ
2.1 Бюджетный процесс
2.2 Бюджетное регулирование и система межбюджетных отношений
2.3 Бюджетная классификация РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

– составление проектов бюджетов;

– рассмотрение и утверждение бюджетов;

– исполнение бюджетов;

– составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

Участниками бюджетного процесса являются:

– Президент Российской Федерации;

– органы законодательной (представительной) власти;

– органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

– органы денежно-кредитного регулирования;

– органы государственного и муниципального финансового контроля;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

– бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Обязанности: 

Президент РФ:

- Не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году направляет в Федеральное Собрание РФ Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.  

Законодательные (представительные) органы власти:

- рассмотрение и утверждение бюджетов;

- рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

- формирование и определение правового статуса органов осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней (на федеральном – Счетная Палата РФ); 

- аналогичные полномочия по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Правительство РФ и другие органы исполнительной власти, в том числе:

- составление проектов бюджетов;

- представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти;

- исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

- управление государственным (муниципальным) долгом;

- осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;

- предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательными (представительными) органами власти.

Министерство финансов РФ:

- составление проекта федерального бюджета и представление его в Правительство РФ;

- участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- по поручению Правительства РФ осуществляет сотрудничество с международными финансовыми органами;

- методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

- аналогичные полномочия по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Центральный Банк РФ:

- совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ основные направления денежно-кредитной политики;

- обслуживает счета бюджета;

- осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.  

Система уполномоченных кредитных организаций:

- как участник бюджетного процесса, выполняет операции по предоставлению средств бюджету на возвратной основе (эмиссионные и конверсионные кредиты) и обеспечивает функции Центрального Банка РФ там, где он выполнять эти функции не может.  

Органы государственного (муниципального) контроля, создаваемые законодательными (представительными) органами власти:

- осуществляют контроль за исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов (на федеральном и региональном уровнях);

- проводят экспертизы проектов бюджета, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства.  Главный распорядитель бюджетных средств:

- имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Для этого:

1. Утверждает сметы доходов и  расходов подведомственных бюджетных учреждений;

2. Составляет бюджетную роспись;

3. Распределяет лимиты бюджетных  обязательств по подведомственным  распорядителям и получателям  бюджетных средств и исполняет  соответствующую часть бюджета.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Основные задачи бюджетного процесса:

- выявление материальных и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

- максимально точный расчет расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

 

2.2 Бюджетное регулирование и  система межбюджетных отношений

 

Российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по критерию «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней социального развития регионов за счет федеральных трансфертов на практике столкнулись с рядом проблем, основная из которых – проблема сравнительной оценки уровней социально-экономического развития регионов и определения объемов финансовой помощи региону.

Программа стабилизации экономики и финансов также содержит подробный перечень мер по упорядочению межбюджетных отношений, в числе которых:

- утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора налогов;

- инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее их целевой и эффективный характер;

- обеспечение прозрачности региональных бюджетов;

- отмена взаимозачетов по бюджетам субъектов Федерации;

- заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах федерального казначейства и проведение через них денег по оплате за энергию и газ региональных бюджетополучателей;

- консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов из ФФПР;

- обусловленность представляемых трансфертов, в том числе отказ от предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты, накапливающим задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций;

- особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов;

- введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса;

- создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных финансов.

При рассмотрении проблем соотношения государства, права и экономики важное место занимает проблема механизма государственного воздействия или государственного регулирования экономики. Данная проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

В отечественной и зарубежной специальной литературе рассмотрению ее всегда уделялось особое внимание. И это не случайно, ибо от того, как понимается, а главное, как применяется механизм государственного регулирования экономики, во многом зависят результаты его деятельности, результаты экономического развития страны.

Сравнивая между собой механизмы государственного воздействия на экономику различных социальных систем и разных стран, нельзя не видеть их существенного различия. Если, например, в социально-политических системах с высокоразвитыми рыночными отношениями преобладает косвенное вмешательство государства в экономику путем правового регулирования деятельности негосударственных органов и организаций - юридических лиц, то в социально-политических системах со слаборазвитыми или вообще неразвитыми рыночными отношениями в силу объективных и субъективных причин доминирует прямое государственное вмешательство в экономику, преобладают различные формы непосредственной деятельности государства в сфере экономики.

Что же собой представляет государственное регулирование экономики?

Согласно устоявшемуся мнению государственное регулирование экономики воспринимается как одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и содержание его заключается в установлении и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.

Однако только этим не исчерпывается данная функция государственного управления. Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т.п.

Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты.

Законы всегда имеют приоритетное значение. Российская Федерация в этом плане не является исключением, однако, с двумя оговорками. Первая. Зачастую, не законы, а указы Президента, согласно сложившейся практике, имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики, включая процессы акционирования, приватизации и др.

Вторая оговорка заключается в том, что в России судебные прецеденты пока не являются правовыми формами государственного регулирования. Они постепенно создаются Конституционным Судом и требуется время для того, чтобы его решения стали признаваться в качестве источников права.

Во всех странах действенными, хотя и весьма традиционными инструментами государственного регулирования экономической и других сфер жизни общества, являются налоги, пошлины, стандарты, госзаказы, всевозможные тарифы и пр., которые в обязательном порядке трансформируются в те или иные нормативно-правовые акты, в различные правовые формы.

С помощью данных средств государственного воздействия решаются не только вопросы пополнения государственного бюджета, финансирования различных государственных программ, содержания госаппарата, Вооруженных Сил, полиции и других государственных институтов, но и вопросы дотирования нерентабельных, но жизненно необходимых для общества и государства сфер промышленности и сельского хозяйства, выделения и содержания приоритетных сфер экономики, перелива капитала из одной, менее приоритетной сферы экономики в другую, более приоритетную сферу и др.

Путем использования данных средств решаются также вопросы привлечения или, наоборот, ограничения притока в экономику страны иностранного капитала. Например, в России, законодательные и исполнительно-распорядительные органы российского государства приняли ряд нормативно-правовых актов, направленных на широкое привлечение в страну различных товаров из-за рубежа и иностранных инвестиций.

В числе последних особо выделяются гарантии от принудительных изъятий иностранных инвестиций; от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц; гарантии от изменения законодательства, ухудшающего условия инвестирования; гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей иностранных инвесторов после уплаты ими соответствующих налогов и сборов; гарантии использования платежей в российской валюте иностранными инвесторами на территории России и другие.

Закрепляя правовой статус иностранных инвесторов и создавая широкие гарантии их повседневной деятельности, российский законодатель, как об этом говорится в Законе об иностранных инвестициях в России, направляет свои усилия «на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта». Средством достижения этих целей могут служить лишь традиционные для всех стран, привлекающих в свою экономику иностранные инвестиции, материальные, финансовые, трудовые (дешевая рабочая сила) и другие им подобные рычаги. Особую роль при этом играют благоприятные таможенные пошлины, льготные налоговые ставки, иные заниженные платежи.

Информация о работе Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ