Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 21:58, реферат

Краткое описание

Проанализируем правовые основы бюджетной системы, государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявлении наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание

Введение
I. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
1.1 Сущность бюджета и его экономическое значение
1.2 Принципы построения бюджетной системы
II. Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ
2.1 Бюджетный процесс
2.2 Бюджетное регулирование и система межбюджетных отношений
2.3 Бюджетная классификация РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют гак называемые регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

- трансферты населению;

- ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

- бюджетные кредиты юридическим лицам;

- субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и других источников:

 

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (с изм.и доп.).

2. Бункина М.К. Национальная экономика. - М.: Дело, 2003.

3. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

4. Государственное регулирование рыночной экономики /Под общей ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2005.

5. Градов А.П. Национальная экономика: Курс лекций. - СПб.: Специальная литература, 2003.

6. Кураков Л.П. Российская экономика. Состояние и перспективы. М., 2004.

7. Лисова В.И. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. - М.: Экономика, 2006.

8. Макроэкономика: Учебник/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. -5-е изд. -М.: Юрайт-Издат, 2004.

9. Ойкен В. Основы национальной экономики. М.: Экономика, 2006.

10. http://www.budgetrf.ru

11. http://www.consultant.ru


Информация о работе Основы бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ