Органы Федерального казначейства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью написания данной работы является характеристика исполнения расходной части федерального бюджета через органы федерального казначейства. Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.
Во-первых, следует определить роль и значение органов федерального казначейства в системе финансово-бюджетных отношений. Эту задачу предстоит решить по следующим направлениям исследования:
•охарактеризовать экономическое содержание и назначение расходов бюджета;
•проследить за историей возникновения и развития Казначейства в России;
•в соответствии с нормативными документами определить систему органов федерального казначейства в бюджетном процессе.
Во-вторых, необходимо рассмотреть оперативную деятельность органов казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета по следующим направлениям:
•анализ исполнения расходов федерального бюджета в целом;
•анализисполнения федеральных целевых программ;
•анализ контрольной деятельности органов федерального казначейства.

Вложенные файлы: 1 файл

Органы федерального казначейства.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку графиком мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 №9-Ю-р, установлено было, что начиная с 1 сентября 1998 года финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации должно осуществляться через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в адрес руководителей территориальных управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Федерации  было направлено письмо от 04.09.98 с просьбой в кротчайшие сроки открыть лицевые счета ФЭУ и отделам военных округов и флотов Министерства обороны по месту дислокации в УФК в порядке, предусмотренном инструкцией Минфина России и Минобороны России, соответственно, от 17.07.97 №128 и от 05.07.98 №180/5/714.

На данный момент времени военные округа и суммы переводятся на обслуживание через лицевые счета отраженные в органах федерального казначейства, но бюджетополучатели (войсковые части, полки, батальоны отдельные и т. д.) остались еще без лицевых счетов.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2002 год в разделе 7 «Совершенствование казначейских технологий» указано, что к 1 октября 2001 года все получатели средств федерального бюджета, оставшиеся неохваченными казначейским контролем, должны быть также переведены на обслуживание в казначейство. Таким образом, формирование казначейской системы исполнения федерального бюджета будет завершено.

Развитие казначейской системы в России набирает обороты, практически полностью закончилось  формирование системы, которая будет эффективным инструментом бюджетного процесса.

Таким образом, возникло, развивалось, упразднялось, снова возрождалось Казначейство России.

1.3 Федеральное казначейство как  участник бюджетного процесса 

Бюджетный процесс представляет собой совокупность действий,  регламентируемую нормами права, государственных органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за их исполнением.

Бюджетный процесс регламентируется основным документом страны в области бюджетных отношений «Бюджетным кодексом Российской Федерации». Он утвержден федеральным законом от 31 июня 1998 г. №145-ФЗ. И введен в действие федеральным законом «О введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 09.июля 1999. №159-ФЗ с 1 октября 2000  года.

Таким образом, бюджетные  отношения регулируются сегодня  сводом законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы  Российской Федерации, обеспечивающим финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющим основы бюджетного процесса, оснований и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства и т. д.

Особенно важным элементом  бюджетного процесса является исполнение бюджета.

Исполнение бюджета  – это важнейший этап бюджетного процесса: действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе реализации которых учитывают органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица – плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета  основано на следующих принципах:

1. Единства кассы, предусматривающего  зачисление всех поступающих  средств на единый бюджетный  счет и осуществление всех  предусмотренных расходов с него;

2. Обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

В Российской Федерации  с 1992 года введено казначейское исполнение федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения  всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов.

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную  по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации.

Статус, задачи, функции, права и обязанности органов федерального казначейства установлены следующими нормативными актами.

1. О Федеральном казначействе: Указ Президента Российской Федерации  от 08.12.92 №1556.

2. Положение о Федеральном  казначействе: Утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27.08.93 №864.

Кроме того, существует целый  ряд нормативной литературы: Письма МФ Российской Федерации и ЦБ Российской Федерации, Письма ГУ ФК МФ Российской Федерации, инструкции и т. п.

На органы казначейства возложено выполнение следующих основных задач:

1. Организация, осуществление  и контроль за исполнением  республиканского бюджета Российской  Федерации, управление средствами  на счетах казначейства;

2. Регулирование финансовых  отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами…;

3. Осуществление краткосрочного  прогнозирования объемов государственных  финансовых ресурсов, а также  оперативное управление этими  ресурсами…;

4. Сбор, обработка и  анализ информации о состоянии государственных финансов…;

5. Управление и обслуживание  совместно с ЦБ Российской  Федерации государственного внутреннего  и внешнего долга Российской  Федерации;

6. Разработка инструктивно-методологических  материалов по вопросам, относящимся  к компетенции казначейства…

Органы федерального казначейства являются юридическими лицами по своему статусу и представлены трехуровневой структурой:

I уровень – Главное управление федерального казначейства (ГУФГ), возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов. Осуществляет сводный учет доходов федерального бюджета и расходов бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и расходах федерального бюджета.

II уровень – Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляется начальником, назначенным на должность начальником ГУФК.

В соответствии с задачами, возложенными на казначейство Управление федерального казначейства выполняет  следующие функции:

1. Организует бюджетное  и финансовое исполнение федерального  бюджета и финансовое исполнение  федеральных государственных внебюджетных  фондов, исходя из принципа единства  кассы;

2. Руководит работой  нижестоящих органов федерального  казначейства;

3. Доводит до нижестоящих  органов казначейства размеры  ассигнований из федерального  бюджета;

4. Ведет сводный реестр  распорядителей средств федерального  бюджета;

5. Организует распределение  в установленных размерах фондов  между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

6. Регулирует финансовые  отношения между федеральным  бюджетом и федеральными внебюджетными  фондами, организует контроль  за использованием внебюджетных  средств;

7. Организует и осуществляет  краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование федеральных средств;

8. Организует и осуществляет  сбор, обработку и анализ информации  о состоянии бюджетов бюджетной  системы и внебюджетных средств;

9. Осуществляет другие  функции.

III уровень – Отделения федерального казначейства по городам, районам, и районам в городах (кроме городов районного назначения) (ОФК), возглавляется начальниками, назначенными и освобожденными от должности начальником УФК. ОФК осуществляет формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивает целевое финансирование расходов  по бюджетополучателям. Обеспечивает учет операции по движению средств на счетах казначейства и представляет вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов бюджета на территории.

Органы федерального казначейства в своей работе руководятся  Конституцией и законами Российской Федерации, Указами и Распоряжениями Президента, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации, Приказами, Указами и Инструкциями Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства.

Итак, органы федерального казначейства исполняют федеральный  бюджет. Бюджет государства утверждается на финансовый год и является федеральным  законом. Федеральный бюджет имеет  две основные составляющие:

  • доходная часть – формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами Российской Федерации, в соответствии с налоговым законодательством;
  • расходная часть – формируется исходя из планируемых объемов поступлений доходов и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.

Исполнение федерального бюджета по доходам включает:

  • перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального казначейства;
  • распределение в соответствии с утверждением федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
  • возврат излишек уплаченных сумм доходов;
  • учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

На каждом уровне органов  федерального казначейства любая организационная  единица (УФК либо ОФК) имеет свою структуру (см. Приложение 1). Исполнением  доходной части бюджета занимаются отделы фондов, созданные в органах  казначейства.

В общем виде исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные  показатели доходов, средств заимствований  и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распределителей и получателей бюджетных средств и направляется в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и  расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам и главам статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов бюджетополучателей.

Исполнение бюджета  по расходам имеет ряд этапов:

1. Утверждение о доведение обязательных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных средств на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки.

 

2. Принятие бюджетных  обязательств бюджетополучателями

Бюджетное обязательство  – оформленное бюджетополучателями  право предъявления требования к  бюджету. На основании лимитов бюджетных  обязательств доведенных до бюджетополучателей, получатели имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.

На основании уведомлений  о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель бюджетных средств обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятых иных обязательств бюджета. При этом принятие обязательств должно оформляться соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3. Подтверждение обязательств  бюджета.

Орган, исполняющий бюджет проверяет соответствие составленных платежных и иных документов, необходимых  для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных  учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. После чего орган, использующий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее 3-х дней с момента предоставления платежных документов совершает разрешительную подпись. Причем объемы подтвержденных бюджетных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств.

4. Расходование бюджетных  средств.

Расходование бюджетных  средств осуществляется путем списания денежных средств с данного счета  бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему денежных обязательств.

Конкретно, исполнением  расходной части федерального бюджета  в органах федерального казначейства занимаются следующие компетентные отделы:

  • отделы платежей из федерального бюджета;
  • отделы обеспечения платежей вооруженных сил, правоохранительных органов и сил обеспечения безопасности государства.

Информация о работе Органы Федерального казначейства