Органы Федерального казначейства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью написания данной работы является характеристика исполнения расходной части федерального бюджета через органы федерального казначейства. Для достижения этой цели предстоит решить ряд задач, которые составляют содержание.
Во-первых, следует определить роль и значение органов федерального казначейства в системе финансово-бюджетных отношений. Эту задачу предстоит решить по следующим направлениям исследования:
•охарактеризовать экономическое содержание и назначение расходов бюджета;
•проследить за историей возникновения и развития Казначейства в России;
•в соответствии с нормативными документами определить систему органов федерального казначейства в бюджетном процессе.
Во-вторых, необходимо рассмотреть оперативную деятельность органов казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета по следующим направлениям:
•анализ исполнения расходов федерального бюджета в целом;
•анализисполнения федеральных целевых программ;
•анализ контрольной деятельности органов федерального казначейства.

Вложенные файлы: 1 файл

Органы федерального казначейства.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

Существуют  бюджетные расходы, совместно финансируемые  из бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации  и бюджетов муниципальных образований. Это поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства; обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности; обеспечение социальной защиты населения; развитие рыночной инфраструктуры и т. д.

Бюджетные расходы осуществляются в следующих формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
  • трансферты населению: бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: (пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат);
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий в виде компенсаций дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты);
  • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых и юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

В данном вопросе следует  рассмотреть расходы бюджетных  учреждений. Бюджетные учреждения расходуют  бюджетные ресурсы исключительно  на:

1. оплату труда в  соответствии с заключенными  трудовыми договорами и правовыми  актами, регулирующими размер заработной платы соответствующей категории работников;

2. перечисление страховых  взносов в государственные внебюджетные  фонды;

3. трансферты населению,  выплачиваемые в соответствии  с федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

4. командировочные и  иные компенсационные выплаты  работникам;

5. оплату товаров, работ  и услуг по заключенным государственным  и муниципальным контрактам;

6. оплату товаров, работ  и услуг в соответствии с утвержденными сметами.

Расходование бюджетных  средств на иные цели не допускаются.

Сущность расходов, их роль и значение определены. Переходя к следующему вопросу, следует подчеркнуть, что финансовым категориям присуще  выполнение функций, которые проявляют их сущность. Расходам в большей мере должна соответствовать контрольная функция.

Источником реализации контрольной функции выступает  финансовая информация. Степень и  глубина реализации контрольной  функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в области экономических отношений. Конкретным инструментом реализации могут выступать различные контролирующие органы. Одним из таких органов является казначейство.

1.2 История возникновения и развития  органов федерального казначейства в России

Казна, Казенный Приказ (Двор), образованный в 1512 году, стали началом  создания новой системы централизованного  Управления финансами Российского  Государства XVI – XVII веках – приказной.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировалось Соборным Уложением 1649 года. Недаром русская пословица гласит: «Крепко царство казной».

В результате преобразований Петра Великого была создана Счетная  или Казначейская Контора (в 1710 году), которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

В годы правления Екатерины II была проведена (в 1785 году) реформа Городского Управления. В уезде как орган уездного финансового управления стояли Уездные Казначейства – учреждения исключительно кассовые.

В Москве и Санкт-Петербурге были открыты Государственные Казначейства для штатных  и остаточных сумм, действовавшие с 1780 по 1821 гг. Они  ведали всеми штатами, то есть бюджетными расходами, кроме расходов на армию  и флот.

На рубеже XVIII-XIX веков в период царствования Павла I  были сделаны попытки реорганизации управления финансами государства, была учреждена должность Государственного Казначея (в 1796 году).

В начале царствования Александра I (1801-1825 гг.), им был одобрен проект министерской реформы.

В 1802 году ведомству Государственного Казначея были учреждены Экспедиции, Казенные палаты и Уездные Казначеи в кассовом, счетном и контрольном  отношениях. Ведомство Государственного Казначея было включено в состав Министерства финансов 2 февраля 1821 года под названием Департамента Государственного Казначейства.

Основными предметами деятельности Департамента с 1821 года были:

  • движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств.
  • главное счетоводство этих приходов и расходов.
  • заведование монетной и пробирной частями.
  • дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств и главных управлений.
  • дела по составлению росписи доходов и расходов.

На Главное Казначейство возлагался: прием; хранение; отпуск сумм на расходы, производимые по общему Государственному Управлению.

Казначейство России исполняло государственный бюджет до 28 октября 1917 года. События 1917 года стали  для отлаженной деятельности всей системы  Казначейств страны роковым рубежом. Новой власти, собравшейся строить  новое общество на основе распределения, нормирования функции Казначейства стали не нужны.

Проводя линию на объединение  всего смежного, расчетного и кассового  дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 года постановление  о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю смежно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. Кассовые функции Казначейства по постановлению о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка отошли к местным отделениям Народного банка.

Исполнение бюджета  в условиях существования государственного бюджета обеспечивалось финансовыми органами, находящимися одновременно в подчинении Министерства финансов и органов власти в регионах, а также Государственным банком.

В конце 1991 года произошли  кардинальные изменения в бюджетном  устройстве страны. Прекратил свое существование государственный бюджет, возникла бюджетная система, состоящая их трех уровней: федеральный, региональный и местный. На месте Государственного банка возник Центральный банк Российской Федерации, исполнение федерального бюджета не входило  в число его приоритетных задач.

В 1992 году задачи исполнения федерального бюджета, обеспечения  предварительного и текущего контроля при его исполнении, подготовки отчета об исполнении федерального бюджета  были возложены на вновь создаваемые органы федерального казначейства.

Казначейство, является структурной, в компетенцию которой  входит оперативное прогнозирование  своей деятельности, оно не может  не учитывать основных макроэкономических пропорций и тенденций, складывающихся в экономике. Одновременно казначейская система исполнения федерального бюджета оказывает существенное влияние на основные макроэкономические показатели и их динамику.

Таким образом, на этапе  перехода к рыночной системе отношений  государству необходимо находить новые формы управления финансовыми потоками. В стране создались предпосылки для образования новой структуры (или хорошо забытой старой), обеспечивающей исполнение федерального бюджета.

В условиях, когда через  федеральный уровень перераспределяется около ¼ ВВП (федеральный бюджет в 2001 году занимает 15,4% ВВП страны), неэффективные методы исполнения бюджета могут стать генератором дестабилизирующих экономику факторов, в то же время оперативный учет состояния бюджета позволяет в значительной мере смягчить или устранить негативные явления в экономике.

Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 года №1556 «О федеральном  казначействе» в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и  расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства и территориальные органы по республикам, краям, областям и иным субъектам Федерации, а также городам, районам и районам в городах.

Данным Указом органам  федерального казначейства предоставлены  значительные права по контролю за движением и использованием средств  федерального бюджета. Правовой особенностью данного Указа является то, что  он имеет силу закона, как принятый в 1992 году в обеспечение экономической реформы.

С тех пор выплаты  средств федерального бюджета в  Российской Федерации начали осуществляться через казначейство.

Сегодня, федеральная  казначейская система активно способствует процессу управления экономического имущества страны, его развитию во всех областях. Государство осознает, что национальное богатство требует организации и контроля.

Развитие казначейской системы характеризовалось расширением  территориального охвата казначейской системы, завершением создания органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. После экспериментальной отработки соответствующих вопросов на казначейское исполнение бюджета переводились не охваченные ранее министерства и ведомства.

Рассматривая территориальный аспект развития казначейства в Российской Федерации, можно сказать, что к 1998 году практически во всех субъектах Российской Федерации была создана единая система исполнения федерального бюджета Российской Федерации. По состоянию на октябрь месяц 1998 года в 88 из 89 субъектов Российской Федерации были созданы территориальные органы, которые осуществляют исполнение федерального бюджета.

На данный момент времени  во всех субъектах Российской Федерации  созданы органы казначейства: последним  субъектом Российской Федерации, охваченный казначейской системой, стала Республика Татарстан. Следует отметить, что Татарстан упорно не хотела организовывать у себя органы федерального казначейства. Министерство финансов Российской Федерации финансировало учреждения и организации федерального назначения через счета УФК на Чувашской Республике.

Органы федерального казначейства в Чеченской Республике в настоящее время не функционируют.

Процесс развития органов  федерального казначейства нужно также  рассматривать в ведомственном аспекте. В настоящее время процесс перехода практически завершен, и последними его осуществляют «силовые» министерства: Министерство обороны, МВД, ФПС и другие.

Органы федерального казначейства обслуживают более 80% общего количества учреждений, состоящих на федеральном бюджете (без учреждений и организаций Российской Федерации). Перевод на лицевые счета остальных бюджетополучателей задерживается из-за слабой технической оснащенности отдельных территориальных органов и из-за того, что эти расходы имеют гриф «секретно»; «совершенно секретно»; «секретность особой важности».

Эти проблемы решались и  решаются сегодня. Министерство финансов по согласованию с Министерством  обороны с февраля 1998 года приступило в порядке эксперимента к финансированию войсковых частей Приволжского военного округа и Балтийского флота через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.

В феврале-апреле 1998 года опробован первый этап эксперимента – финансирование распорядителей финансово-экономических  уровней (ФЭУ) военных округов - распорядителей второй степени транзитом через счета УФК по Самарской и Калининградской областям.

В апреле-мае 1998 года был  отработан второй этап – финансирование распорядителей ФЭУ При ВО и БФ третьей степени.

С мая по июль 1998 года был реализован последний этап эксперимента – финансирование бюджетополучателей ФЭУ При ВО и БФ через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства на территории субъекта Российской Федерации. Через УФК Самарской области профинансировано 41 войсковое учреждение, расположенное на территории области, и 109 бюджетополучателей, расположенных в других регионах.

В целях обеспечения  гарантии финансирования в случае сбоев  в работе органов федерального казначейства, впредь до особых указаний, разрешено не закрывать текущие счета войск, входящих в При ВО и БФ.

В целях соблюдения режима секретности при финансировании воинских частей указанных воинских формирований и передачи информации между участниками проводимого  эксперимента во всех регионах созданы  специальные отделы, оформлены необходимые допуски для работы с секретными документами по соответствующим формам. В Полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации для органов федерального казначейства были открыты специальные счета.

Информация о работе Органы Федерального казначейства