Федеральные таможенные органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Выбранный мной материал для исследования я считаю актуальным, потому что таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ.

Содержание

Введение
1. Таможенное дело в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика
2. Основные таможенные органы и их обязанности
2.1 Государственный таможенный комитет
2.2 Региональное таможенное управление
2.3 Таможня, таможенный пост
3. Службы и подразделения таможенных органов РФ
3.1 Службы и подразделения таможенных органов РФ
4. Правомочия и функции таможенных органов РФ
4.1Функции таможенных органов
4.2 Правомочия таможенных органов РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Таможенное дело в Российской Федерации

1.1 Общая характеристика

2. Основные таможенные органы и их обязанности

2.1 Государственный таможенный комитет

2.2 Региональное таможенное  управление

2.3 Таможня, таможенный пост

3. Службы и подразделения таможенных органов РФ

3.1 Службы и подразделения  таможенных органов РФ

4. Правомочия и функции таможенных органов РФ

4.1Функции таможенных органов

4.2 Правомочия таможенных органов РФ

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Выбранный мной материал для исследования я считаю актуальным, потому что таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ.

Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций  – это сложный и разветвленный  механизм, обеспечивающий решение многообразных, разнородных, но объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач.

Система таможенных органов  и ее отдельные составные части  играют видную и одновременно свою специфическую роль в процессе таможенной деятельностью.

Таким образом, вне активной, целеустремленной и эффективной  непосредственной деятельности таможенных органов, организаций, учреждений, их должностных  лиц немыслимы, во-первых, успешное осуществление внешнеэкономической  деятельности в РФ. Во-вторых, собственно таможенное дело, это задачи, цели и функции – экономические, правоохранительные, статистические, в сфере международного сотрудничества в таможенном деле.

Сказанное подчеркивает необходимость научного анализа  и выработки научно-исследовательских  и прикладных рекомендаций как по совершенствованию системы таможенных органов в целом, учитывая множественность, разновидность и разнообразие таможенных органов и структур, составных частей, элементов системы таможенных органов, в связи, с чем в настоящее время возрастает внимание к системе и принципам деятельности таможенных органов. Кроме того, эти вопросы стаи тем более актуальными, что в новых рыночных условиях, когда российская экономика стала “открытой”, а государственные границы “прозрачными”, или во многих местах “размытыми”, гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности РФ. Значение таможенных органов в этой связи сложно переоценить, так как очевидной становится их все более возрастающая роль в деле обеспечения надлежащего функционирования товарооборота и внешнеполитических стремлений РФ в целом.

Помимо значения системы  таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности.

 

 

1 Таможенное дело в Российской Федерации

 

1.1 Общая характеристика

 

Создание таможенных органов — исходное начало и условие осуществления таможенного дела, его организационного обеспечения. Таможенный кодекс Российской Федерации относит к ним Государственный таможенный комитет Российской Федерации, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты1.

Таможенные органы в  структурном и функциональным отношении  образуют единую, целостную систему. Эта система строится с учетом тех же принципов, на которых основывается таможенное дело в России: единства таможенной политики, единства таможенной территории, единства таможенного законодательства, единство тарифного регулирования, сочетания его с мерами экономической политики.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и  Правительство Российской Федерации.

Таможенные органы и другие учреждения таможенной службы являются неотъемлемой составной частью системы государственных органов исполнительной власти. Принадлежность таможенных органов к этой системе подчеркнута отнесением их к правоохранительным органам, приданием им военизированного характера. Это нашло свое отражение в структурном построении и усложнении функций таможенных органов

Однако система таможенных органов имеет свои особенности, свою целенаправленность, которые придают  ей большую самостоятельность. Они проявляются, прежде всего, в структуре таможенных органов, определяющей специфику отношений координации и субординации между ними и внутреннюю организацию таможенной системы в целом.

Таможенный кодекс говорит о том, что никакие государственные органы, кроме Президента, парламента и Правительства, не вправе принимать решения затрагивающие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует таможенному законодательству страны2.

Отличительные особенности  таможенной службы подчеркивают также ее атрибуты и символы. Так, таможенный кодекс закрепляет положение о том, что таможенные органы Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют флаг. Автотранспортные средства и воздушные суда, находящиеся в распоряжении таможенных органов РФ, имеют опознавательный знак.

Положение о знаках отличия  применяются также к руководителям  и специалистам таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений ГТК России.

Таможенный кодекс 1993 года закрепил положение о том, что  таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, составляющие единую систему, в которую входят:

Государственный таможенный комитет РФ;

Региональные таможенные управления РФ;

Таможни РФ;

Таможенные посты РФ.

 

 

2. Основные таможенные органы и их обязанности

 

2.1 Государственный таможенный комитет РФ

 

Государственный таможенный комитет (ГТК) РФ – центральный орган федеральной исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

ГТК создавался как центральный  таможенный орган России. Его правовой статус, функциональное назначение, задачи и порядок деятельности были закреплены в Положении о Государственном таможенном комитете РСФСР, утвержденном Правительством РСФСР 26 декабря 1991 г. На ГТК России возложена ответственность за реализацию таможенного дела, обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективное функционирование системы Государственного таможенного комитета. В Положении о ГТК России, утвержденном Указом Президента России 25 октября 1994 г. В нем закреплен статус ГТК Росси как федерального органа власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в РФ. Были расширены его полномочия, особенно в осуществлении правоохранительных функций.

Осуществляет непосредственное руководство таможенным делом:

  • самостоятельно определяет структуру возглавляемой им таможенной системы, реорганизует, и ликвидируют региональные таможенные управления, регулирует их правовой статус;
  • осуществляет полномочия собственника по управлению имуществом подведомственных ему органов, предприятий и учреждений, финансирует мероприятия, направленные на развитие таможенной инфраструктуры;
  • контролирует соблюдение должностными лицами таможенно-процессуальных норм при производстве по делам контрабанды, нарушения таможенных правил и налогового законодательства, занимается рассмотрением жалоб и протестов на постановления таможенных органов по таким правонарушениям.

Руководит деятельностью  ГТК председатель, который осуществляет общее руководство системой таможенных органов. Председатель ГТК России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и имеет ранг федерального министра.

Наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью по руководству таможенным делом, решаются на заседаниях образуемой в составе  ГТК России Коллегии ГТК, возглавляемую  Председателем ГТК и состоящую  из его заместителей и ряда иных руководящих работников системы таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии претворяются в жизнь приказами Председателя ГТК России и являются обязательными для всех нижестоящих звеньев таможенной системы.

Основной объем оперативной работы по руководству деятельностью системы таможенных органов ложится на управления и отделы ГТК России.

Структура ГТК включает:

  • Таможенно-тарифное управление;
  • Управление федеральных таможенных доходов;
  • Отдел валютного контроля;
  • Управление организации таможенного контроля;
  • Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
  • Правовое управление;
  • Управление внешних связей.

ГТК вправе создавать  специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

В процессе осуществления  своей деятельности ГТК России вносит в установленном порядке предложения  о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры.

Помимо основных, направленных на непосредственное руководство таможенным делом в стране, в структуре  ГТК России действует ряд вспомогательных (обеспечивающих) управлений и отделов, назначение которых — обеспечение нормальных условий для функционирования системы таможенных органов, развития таможенной инфраструктуры, создание социально-бытовых условий для обеспечения выполнения должностными лицами и иными работниками системы таможенных органов и организаций таможенной службы своих должностных обязанностей.

ГТК России является юридическим  лицом со всеми присущими статусу  юридического лица признаками. Финансирование деятельности ГТК России и подчиненных  ему таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

 

2.2 Региональное таможенное управление РФ

 

Региональные таможенные управления составляют промежуточное звено в системе таможенных органов, необходимость которого объясняется в первую очередь огромными размерами таможенной территории РФ. В настоящее время таможенная территория России поделена на регионы, в границах которых региональные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах. В непосредственном подчинении регионального управления находятся расположенные на его территории таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ГТК РФ, которые находятся только в оперативном подчинении РТУ.

Начальник РТУ назначается  на должность и освобождается  от нее Председателем ГТК РФ, несет  персональную ответственность за выполнение РТУ своих функций, за деятельность нижестоящих органов. Также как и в ГТК России, в РТУ РФ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этом члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются ГТК России по представлению начальника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждаются ГТК России.

На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие  вопросы, связанные с деятельностью управления и находящихся в его непосредственном и оперативном подчинении таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь приказами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

Крупнейшие региональные управления:

  • Северо-западное (Санкт-Петербург);
  • Дальневосточное (Владивосток);
  • Северокавказское (Ростов-на-Дону);
  • Восточносибирское (Иркутск);
  • Поволжское (Нижний Новгород);
  • Западное (Москва);
  • Уральское (Екатеринбург);
  • Западносибирское (Новосибирск)3;

Границы таможенных регионов не совпадают с границами субъектов Российской Федерации.

Общее положение о  региональном таможенном управлении утверждено приказом ГТК РФ4. В положении зафиксировано свыше 100 основных функций. В них зафиксированы задачи и виды деятельности по широкому спектру направлений таможенного дела, функционирования таможенных органов и организаций.

Информация о работе Федеральные таможенные органы РФ