История развития казначейства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в исследовании и проведении анализа процессов становления и развития государственной службы Федерального казначейства, разработке теоретических и практических аспектов становления, функционирования казначейской системы и совершенствования казначейского контроля исполнения бюджета в регионе.
Реализация поставленной цели предопределила решение следующих задач:
1) охарактеризовать систему государственной службы в РФ (в частности органов Федерального казначейства) в динамике:
- изучить историю развития казначейской системы в России, перечислить и проанализировать основные этапы становления Федерального казначейства в РФ;
- определить место Федерального казначейства в системе государственной службы на современном этапе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ - ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
1.1 История развития казначейской системы в России
1.2 Становление современной казначейской системы. Причины перехода к казначейской системе кассового исполнения бюджета в Российской Федерации
1.3 Роль Федерального казначейства в управлении государственными финансами на современном этапе.
1.4 Организационная структура органов федерального казначейства на
современном этапе.
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
2.1 Общая характеристика деятельности УФК по Ставропольскому краю
2.2 Организационная структура УФК по Ставропольскому краю
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Пути совершенствования и перспективы развития казначейской системы
3.2 Необходимость внедрения электронного документооборота в отделениях УФК по Ставропольскому краю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Сагаян курсовик.docx

— 89.13 Кб (Скачать файл)

- образцы подписей на  платежном документе не соответствуют  образцам подписей в карточке  образцов подписей клиента;

- сумма платежа превышает  остаток средств по указанной  в платежном поручении статье  экономической классификации;

- показатели бюджетной  классификации Российской Федерации,  указанные в платежном документе,  не соответствуют проводимой  операции;

- расходы осуществляются  без предъявления документов, подтверждающих  правомерность оплаты;

- сумма платежа превышает  установленные нормы авансирования;

- платежное поручение  оформлено с нарушением Положения  Центрального Банка Российской  Федерации и Минфина России[36].

Также орган федерального казначейства отказывает в приеме платежных  документов в случае приостановления  операций на лицевых счетах по учету  средств федерального бюджета.

При оплате денежных обязательств получатель средств представляет в  орган Федерального казначейства договор  на поставку товаров, выполнение работ  и оказание услуг, заключенный в  любой предусмотренной для совершения сделок форме, если законом для договоров  данного вида не установлена определенная форма, и документы, подтверждающие возникновение у получателя средств  денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладная, акт приемки-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненных работ, счет), а также иные необходимые для осуществления текущего контроля, установленные Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минфина России документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств у получателя средств[37].

Таким образом, только при  прохождении всех указанных этапов контроля возможно списание средств  со счета получателя бюджетных средств.

Подтверждение денежных обязательств является завершающей стадией санкционирования расходов бюджета, вслед за которой  осуществляется расходование бюджетных  средств.

Имманентной характеристикой  казначейской системы является то, что весь процесс исполнения бюджета - от регистрации поступлений доходов  до осуществления платежей от имени  получателей бюджетных средств - осуществляется одним учреждением - казначейством. Это позволяет достигать  таких значимых показателей организации  бюджетного процесса, как высокая  скорость прохождения денежных средств, наличие и доступность необходимой  для управления бюджетными ресурсами  информации, полная «прозрачность» расходов. Казначейство осуществляет управление счетами бюджета, является кассиром всех распорядителей и получателей[38].

При этом органы Федерального казначейства осуществляют только кассовое обслуживание исполнения бюджетов, никоим образом не вмешиваясь в бюджетные полномочия органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Процесс исполнения бюджета  также осуществляется исходя из принципа текущего контроля за целевым использованием средств. Контрольные полномочия территориальных органов Федерального казначейства ограничены рамками выполняемой функции кассового обслуживания исполнения бюджетов. Они связаны исключительно с осуществлением Федеральным казначейством операций со средствами бюджетов и учету кассовых доходов и расходов соответствующих бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и контролем за целевым использованием средств, поступающих из федерального бюджета, если эта обязанность установлена законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год[39].

В целях эффективного управления средствами федерального бюджета и  сокращения сроков их прохождения до получателей бюджетных средств, сохранности, обеспечения централизованного  учета поступлений в бюджеты  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации и получения  оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возникает  необходимость оптимизации потоков  движения средств федерального бюджета  и сосредоточения их на едином казначейском счете (ЕКС). Концепция функционирования ЕКС по учету доходов и средств федерального бюджета была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 года № 107-р. ЕКС представляет собой счет Федерального казначейства, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации в валюте Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении Банка России.[40]

Введение ЕКС по сути явилось следующим этапом развития казначейской системы.

Функционирование системы  органов Федерального казначейства в условиях использования ЕКС  является качественно новой технологией  исполнения федерального бюджета, в  которой принципиальными являются следующие моменты:

- централизация доходов  и средств федерального бюджета  на ЕКС, открытому центральному  аппарату Федерального казначейства;

- централизация операций  по учету доходов бюджетов  разных уровней на одном счете,  открытом УФК, распределение их  между разными уровнями бюджетов  и проведение расходов федерального  бюджета на уровне УФК;

- ежедневное отражение  в Главной книге Федерального  казначейства операций по доходам  и расходам федерального бюджета,  произведенным на уровне УФК[41].

Порядок функционирования ЕКС  заключается в следующем. Налогоплательщики  перечисляют все налоги и сборы  на счет по учету налогов и сборов УФК, открытый в учреждении Банка России. Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов и перечисляет их на лицевые счета по учету средств бюджета субъекта РФ, местных бюджетов, на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета — на ЕКС, открытый центральному аппарату Федерального казначейства в учреждении Банка России, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете. УФК ежедневно передают ОФК информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необходимой им информации о поступивших доходах и сборах[42].

Учет налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетов, осуществляется органом Федерального казначейства, что позволяет органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам иметь  оперативно общую информацию о поступивших  на территории субъектов РФ налогах  и сборах. Перечисление средств на проведение расходов федерального бюджета  осуществляется центральным аппаратом  Федерального казначейства в пределах остатка средств на ЕКС на основе заявок УФК о перечислении средств  в объеме, необходимом для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. Центральный  аппарат Федерального казначейства производит перевод средств федерального бюджета с ЕКС в течение  операционного дня учреждения Банка  России, а их зачисление на счет УФК  производится в обязательном порядке  в начале следующего операционного  дня учреждения Банка России[43].

Финансирование бюджетных  учреждений производится распорядителями  бюджетных средств через органы Федерального казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных  средств, открытых в органах Федерального казначейства. При этом бюджетные  учреждения и организации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем, это не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений по вопросам использования выделенных им в соответствии с бюджетными назначениями ассигнований. УФК осуществляет оплату расходов федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на лицевом счете, весь неиспользованный остаток в конце операционного дня учреждения Банка России перечисляет на ЕКС. Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы, ОФК открывает счет в учреждении Банка России или кредитной организации[44].

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки  неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых  счетов УФК. С ЕКС ежедневно центральным аппаратом Федерального казначейства осуществляется перечисление средств УФК. Функционирование ЕКС представлено в Приложении Б.

Технология управления ежедневными  кассовыми активами и пассивами, образующимися в процессе исполнения доходной и расходной частей федерального бюджета заключается в следующем.

Кассовые активы федерального бюджета в системе ЕКС - объемы поступлений денежных средств на счета федерального бюджета, полученные из определенного набора источников и предназначенные для обеспечения  обязательств бюджета.

Объемы поступлений денежных средств текущего периода на счетах федерального бюджета образуются за счет:

1) неиспользованных остатков  средств бюджета прошлого периода;

2) налоговых и неналоговых  поступлений в бюджет;

3) привлеченных денежных  средств на возвратной основе;

4) процентных доходов  за пользование средствами бюджета.

Кассовые пассивы федерального бюджета в системе ЕКС - объемы выплат денежных средств, направленных для исполнения обязательств бюджета.[45]

Объемы выплат денежных средств  текущего периода на счетах федерального бюджета образуются за счет оплаты:

1) обязательств по оплате  кассовых расходов федерального  бюджета;

2) обязательств по возврату  заимствованных средств;

3) обязательств по оплате  процентных расходов за пользование  заемными средствами.

Главная задача управления кассовыми активами и пассивами  федерального бюджета в системе  единого казначейского счета  заключается в обеспечении безусловной  способности государства осуществлять платежи по принятым обязательствам с минимальными сопутствующими издержками.

Реализация Концепции  предполагает, что централизация  финансовых ресурсов бюджета на едином счете будет осуществляться с  использованием трех уровней счетов федерального бюджета.

Первый уровень - счета  территориальных отделений федерального казначейства (ОФК), открытые в коммерческих банках, выбранных на конкурсной основе, на балансовом счете 40116 «Средства для  выплаты наличных денег бюджетополучателям». Назначение этих счетов - совершение операций с наличными средствами.

Второй уровень — счета  территориальных управлений федерального казначейства (УФК), открытые в учреждениях  Банка России на двух балансовых счетах:

40101 «Налоги, распределяемые  органами федерального казначейства».  Назначение счетов - распределение  поступивших от налогоплательщиков  регулирующих налогов между бюджетами  различных уровней.

40105 «Средства федерального  бюджета». Назначение счетов - осуществление  платежей из бюджета по принятым  обязательствам.

Третий уровень - ЕКС, открытый в Банке России на балансовом счете 40105 «Средства федерального бюджета». Назначение счета - централизация денежных средств бюджета и обеспечение  расходов федерального бюджета[46].

Ежедневно все поступившие  за текущий операционный день на счете 40101 средства, после обработки третьего рейса Банка России (около 16 часов  местного времени), распределяются УФК  по соответствующим уровням бюджетов. В части поступлений в федеральный  бюджет, средства направляются со счета 40101: во-первых, на обеспечение (покрытие) расходов федерального бюджета, произведенных  на территории субъекта РФ, со счета 40105; во-вторых, в случае превышения доходов  федерального бюджета, собранных на территории субъекта Российской Федерации, над расходами - на ЕКС.

Со счета 40105 платежи федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации осуществляются независимо от наличия остатка средств на нем. Отрицательное сальдо по счету 40105, сложившееся по результатам  обработки третьего рейса, покрывается  за счет средств, перечисляемых со счета 40101, в четвертом (предпоследнем) рейсе  Банка России (с 16 до 18 часов местного времени). В случае нехватки средств федерального бюджета, собранных на территории субъекта по оперативной заявке УФК, производится подкрепление с ЕКС. По итогам обработки четвертого рейса счета федерального бюджета, открытые УФК на балансовых счетах 40101 и 40105, должны быть «обнулены»[47].

Таким образом, создаются  условия для рационального использования  всего объема текущих денежных ресурсов при обеспечении кассового исполнения федерального бюджета: сокращаются  объемы и сроки привлечения денежных средств при их временном недостатке, появляются дополнительные процентные доходы при их временном условном «избытке».

Значимость функционирования ЕКС для России определяется следующим:

1. Информация об объемах  поступления в консолидированный  бюджет Российской Федерации  становится актуальная, поскольку  резко увеличивается скорость  ее получения.

2. Становится доступной  информация об общем объеме  налоговых сборов, поступающих на  территории субъектов Российской  Федерации, а также о соответствии  сумм зачисления регулирующих  налогов в бюджеты разных уровней  по нормативам их распределения,  установленных законодательством  Российской Федерации.

Информация о работе История развития казначейства РФ